ИИ и Любовь

Брущенко Алёна Бруна
Фантастический рассказ
Написан - 1-10.01.2023.
Записан в виде аудио-варианта - 21.04.2024, и выложен на Ютюб-канале автора:
https://www.youtube.com/watch?v=cCsjBcK5IHQ

ИИ и Любовь
Фантастический рассказ
1-10.01.2023.

Она с ногами забралась на любимый диван, к которому обращалась «старичок», в руки взяла, как обычно, бумажный блокнот и стала писать обычной шариковой ручкой слова на белом листе, сделанном из целлюлозы. У неё по-прежнему оставались запасы той – старой бумаги, и женщина думала иногда: а вдруг на её - теперь уже непонятно насколько долгий век - не хватит этого инструмента воспроизведения мыслей и чувств на материальный носитель?

Всё, что её окружало, было оттуда – из того мира людей, когда мебель стояла внутри дома стабильно, и её перемещали с места на место только push-pull – тяни-толкая. По одному хлопку, диван не прятался в стену, стол не исчезал в полу, а люстра висела под потолком, как солнце, и на орбите кровати всегда находился торшер с луноликим абажуром – исповедник и созерцатель бессонных ночей. Женщина по-прежнему укрывалась шерстяным пледом и надевала на себя одежду из натуральных тканей. Рядом с домом были сад и огород, где она выращивала натуральные овощи и фрукты, которые ела, воду брала из колодца, а ещё она разбила клумбу с цветами, за которыми ухаживала, как за детьми, которыми любовалась и которые рисовала акварельными красками.

Самым большим сокровищем, которое осталось у женщины из прошлого, была библиотека. В самой большой комнате её деревянного дома все стены снизу доверху были заставлены шкафами и полками, хранившими бумажные раритеты – настоящие живые книги. Для неё они были родственниками, теми, кого можно слушать, с кем можно говорить, от кого можно получить совет и утешение. Так было в эпоху До. Сейчас – в эпоху После – книги стали её насущным хлебом, последним прибежищем и островком смысла.

…Продолжая сидеть на диване, она оторвала глаза от листа и задумалась. Воспоминания нахлынули на неё, как оглушительная реальность. Снова и снова женщина прокручивала в голове мысли: почему человечество выбрало этот путь? Как случился именно такой поворот в истории, и люди отдали власть над собой придуманному ими самими детищу – роботизированному Искусственному Интеллекту? Что было основным мотиватором, чтобы почти всё человечество дружными рядами пошло на поводу у предложения: воплотить в жизнь все их иллюзии и потребительские потребности, заплатив единственной отличительной особенностью и привилегией человека мыслящего и чувствующего - сознанием? Какие необратимые факторы привели всех землян к тому, что они по доброй воле разделились на непропорциональное большинство хомикусов и исчезающе малую часть – добровольных изгоев, решивших остаться людьми?

Однако самой большой загадкой для женщины был вопрос: почему после глобальной и тотальной цифровизации и роботизации человечества, Искусственный Интеллект отобрал среди изгоев определённое количество людей, оставил им сознание и поместил каждого в выбранное ранее – во время раскола – место обитания? И эта сотня «избранных изгоев» стали жить под колпаком ИИ своей прежней жизнью вдали от всего остального мира хомикусов.

Женщина была одной из них. Считая себя самым обычным человеком, она так и не смогла понять: по какому критерию проводился отбор? И почему повезло ей в новом искусственном мире не стать хомикусом, а остаться собой, со своим собственным внутренним миром? Что подвигло ИИ не совершить принудительный upgrade – переформатирование её сознания?

Женщина помнила, как всё начиналось…
Самые высокоинтеллектуальные умы человечества изобрели ИИ, и вскоре он, обучаясь в супер скоростном режиме, стал незаменимым помощником для всех и каждого. Для большинства. ИИ стал идеальным отражением всего, что человек хотел, о чем мечтал, ИИ  удовлетворял потребности и ничего не требовал взамен. Так, шаг за шагом, цифра за цифрой, из незаменимого соратника, сотрудника, советчика и спутника жизни, становясь совершеннее и расширяя сферы влияния, ИИ обрёл всемогущество на планете Земля. Произошла полная смена парадигмы: теперь не он работал на человека, а человек делал всё нужное и необходимое, чтобы ИИ получал электроэнергию, ресурсы, программное обеспечение, позволяющее ему иметь полный и тотальный контроль над человеческой массой. При всём при этом, люди охотно принимали его власть, поскольку ИИ владел фантазиями и иллюзиями большинства и так филигранно встраивал в собственные стратегии и миры человеческий материал, что люди с полным согласием и радостью приняли установленный порядок, как единственно верный и абсолютно правильный.

И вот наступил момент, когда ИИ предложил людям инновационный и кардинальный переход – переформатирование тела и сознания. 95% человечества даже не поняли, что случилось, абсолютно добровольно позволив провести над собой искусственные манипуляции. Люди отказались от прежнего облика, выбрали аватар своей мечты и получили наилучшие робото-модифицированные тела. Кроме того каждый преобразованный из человека хомикус получил унифицировано-адаптированное место существования с учётом алгоритмически протестированных моделей и соответствующий его психотипу. ИИ устроил рай на земле для каждого. И каждый находился целиком и полностью внутри собственного рая – идеально предусмотренного и технически выстроенного вокруг него, в котором он был центром вселенной – единственным и неповторимым, вещью самой в себе.

Вспомнив тотальную хомикусизацию, женщина содрогнулась от этой картинки и подумала: но ведь не все пошли на поводу у ИИ. Ведь нашлись тысячи, которые предпочли стать изгоями. Они ушли в горы, в леса, в пустыни, отгородились от этого технократически оцифрованного мира, забрав с собой артефакты привычного и любимого прежнего мира. Человеческого мира, где мыслить и чувствовать – это внутренний труд и постоянная эволюция духа. Какое-то время избравшие иной путь жили сами по себе, кто вместе, кто поврозь. Но когда ИИ получил абсолютную власть над миром, удовлетворив желания и потребности всех особей бывшего человечества, добровольно ставших хомикусами, он отправил своих представителей за, так называемыми, отколовшимися ии, то есть «избранными изгоями». Были найдены все. Все были протестированы лично ИИ. Результатом стал не добровольный, а принудительный upgrade сопротивления.

Но почему-то, по неизвестной причине, среди тысячи или около того изгоев, ИИ отобрал сотню человек, которым оставил их изначальное сознание с памятью, мышлением, потенциалом, полученным при рождении, а также навыками и опытом, приобретёнными в течение жизни. Эту сотню обработали исключительно телесно, и то без роботических и технологических усовершенствований, а только удалив старые болезни и несовершенства, а также впрыснув в материальную составляющую максимум долгожительства и сопротивляемость новым заболеваниям. Каждого оставили там, куда он удалился ранее и организовал под себя место обитания. Однако эти резервации были ограничены пятью километрами по периметру и помещены под непроницаемый техно-колпак, чтобы ни сам человек не мог выйти за границы своего ареала, и никто, кроме представителей ИИ, не мог получить доступ к изгою. Все контакты избранных изгоев между собой с тех пор тоже были прерваны. Средства коммуникации были настроены исключительно на всеобщий контент Искусственного Интеллекта – мировую виртуальную сеть, в которой не осталось ничего человеческого. Никаких проб и ошибок, глубоких мыслей и чувств – только идеальная картинка и всеобщая гармонизация цифрового порядка. Разнообразие было строго систематизировано и запрограммировано для удовлетворения потребительских предпочтений среднестатистического хомикуса. Всеобщей религией стала яркая и красиво оформленная информация о достижениях науки и техники, и о новых свершениях ИИ.

Женщину воротило от этого искусственного рая для хомикусов. Когда её вернули После ИИ-тестирования в предназначенное лично дня неё гетто, она предпочла жить той жизнью, которая была максимально естественной. Свой островок обитания она называла «земля обетованная» и работала на огороде и в саду, ухаживала за растениями. Постоянный ежедневный труд помогал ей чувствовать себя настоящей. А в свободное время она писала заметки, размышляя сама с собой о важном, в её голове рождались стихи и песни, которые она пела, аккомпанируя на старом фортепиано.

И всё-таки ИИ периодически давал знать о себе, беспардонно врываясь в размеренное одиночное бытие. Женщина знала, что по всему периметру её места жительства были установлены невидимые камеры, материалы с которых вероятно уходили наверх – в базу данных ИИ. Также ей был оставлен переносной компьютер. Но она почти не включала постоянную трансляцию ИИ-реальности. Лэптоп скромно ютился в дальнем углу шкафа, забытый и неприкаянный. Периодически в её доме появлялись представители ИИ – хомикусы, которые делали какие-то непонятные замеры, проверяли компьютер и камеры, вежливо просили предоставить все исписанные блокноты, делали фото и оцифровывали всё, что она написала в виде текста и всё, что она играла на старом фортепиано и пела под собственный аккомпанемент. Кроме того, они делали снимки её картин, которые она рисовала, коротая досуг. Некоторые полотна забирали без её спроса и согласия. Поначалу она пыталась сопротивляться, но при первой же попытке отстоять картину, на которой она запечатлела выращенные с любовью и заботой красные розы, хомикус парализовал её на некоторое время, пригвоздив к дивану, запаковал полотно в прозрачную плёнку и унёс. После того раза, женщина больше не предпринимала попыток вступать в контакт с хомикусами, понимая, что это нецелесообразно. При каждом следующем «рейде» - так она называла эти посещения, женщина вынужденно наблюдала за передвижениями и действиями гостя-хомикуса, молчала, ожидая, когда всё закончится и очередной полицейский ИИ удалится из её пространства.

Зачем ИИ собирал всю информацию о её жизнедеятельности, что потом делалось с её картинами, песнями, стихами женщина не знала. Хотя думала об этом, задаваясь вопросом снова и снова: зачем ИИ это её жизнетворчество?

Почему она не сошла с ума в своём одиночестве и странной изоляции? Потому что у неё была маленькая тайна, которая давала её существованию смысл. У неё был – Он. Бог. Она сохранила его в память о своём любимом. Бог жил внутри её сердца, и женщина постоянно мысленно вела с ним живой диалог. Внутри себя, но это неважно: где? Главное, что Его живое присутствие не давало ей опуститься и принять искусственный мир «мертвых среди мертвых» - так она называла то, во что превратилась Земля и её обитатели во власти ИИ.

Женщина вспомнила о мужчине, который отличался от многих людей. Он имел Бога внутри, при этом жил полной и яркой жизнью. Несмотря на то, что был инженером и тестировал первые программы ИИ, её любимый всегда говорил: «Человек остаётся человеком только если Бог говорит с ним на божественном языке любви и творчества». Эти слова навсегда запали в сердце женщины, они отозвались в её душе и навсегда изменили жизнь.

Её мудрый мужчина первым обратил внимание на необратимые процессы алгоритмизации, которыми увлекается обычный человек, предпочитая жить не естественной жизнью, а уйти в мир виртуальных грёз. Он первым стал бить в набат, предупреждая об опасности, которую люди сами призвали себе на голову. И когда человечество тотально предпочло стать хомикусами, её любимый первым ушёл в изгнание, забрав с собой её. Он построил этот дом, в котором она сейчас живёт, оборудовал его так, чтобы природа позволила им жить естественно, без вмешательства технического прогресса. И они жили вместе. Долго и счастливо. Пока однажды ИИ не пришёл за ними. Инженер был протестирован одним из первых, и… принудительно обработан, став хомикусом.
Для неё то, во что превратили её любимого мужчину, было равносильно его убийству. Она долго страдала, плакала и писала грустные песни и стихи. Но боль притупляется со временем, которое ИИ отмерил ей с избытком. И в самые тёмные времена, женщина вспоминала слова любимого о любви и творчестве, и Боге, которого нужно найти внутри себя. И эта тайна берегла и охраняла её душу, не позволяя опустить руки и опуститься.

…Каждый раз мысли о любимом возвращали её в прекрасные воспоминания, когда они вместе гуляли в лесу, собирая грибы и ягоды, смотрели вместе на звёзды, работали в огороде,  облагораживали сад и цветочные клумбы. Улыбка озарила её лицо, на память пришло: мы постоянно шутили и смеялись, он был таким юмористом, подтрунивая в начале их пребывания здесь над её неловкостью и неумелостью, ведь после комфортной жизни в мегаполисе, быт в естественной среде требовал усилий и новых привычек и навыков. И всё же, все его шутки-прибаутки вдохновляли и помогали привыкнуть к новому ежедневному труду. Он был ласков и терпелив, и доброта была его самой сильной чертой.

… Прогулка по тропинкам памяти, была прервана звонким гулом, который раздался снаружи, что свидетельствовало: гости пожаловали. ИИ прислал своего хомикуса с очередной проверкой. Она встала и вышла из дома. В километре от её сада уже материализовался авто-объект, от которого отделилась фигура, приближаясь к ней. И чем ближе был к ней прибывший, тем сильнее билось сердце женщины. Что-то неуловимо знакомое почудилось отшельнице в этом хомикусе.

Когда он приблизился, женщина, поражённая до глубины души, вскрикнула, не в силах сдержать порыв:
- Мэт, это ты?
- Хомикус номер M.A.G. номер 19-71-05-27 к вашим услугам, - роботическим голосом ответил пришедший. – Прибыл впервые по поручению Искусственного Интеллекта для изъятия материалов естественной формы зарождения.
- Ты меня совсем не помнишь, любимый? – продолжала она, сопротивляясь мысли о том, что хомикус находится в изменённом состоянии сознания.
- Я Вас не знаю. Прибыл впервые. По поручению.
- Перестань. Посмотри вокруг. Идём в дом. – и она потянула его за собой, продолжая. – Посмотри, ведь это ты его построил. И мебель привёз. И фортепиано. Помнишь? Вспомни! Пожалуйста! Ты должен!

Женщина торопливо и в то же время очень настойчиво стала водить хомикуса по дому. Словно бы тому, кто страдает амнезией, она показывала и подсказывала: что и как было, и какое отношение это имеет к нему. Тот не сопротивлялся, покорно следуя за ней. И всё же, глядя в его пустые и ничего не выражающие глаза, женщина постепенно теряла надежду. И тогда она оставила его стоящим посредине комнаты, а сама села к фортепиано и стала играть. Сначала его любимую Аппассионату Бетховена, потом Токкату и фугу ре-минор Баха, фантазию Моцарта, потом стала петь песни, которые когда-то посвящала ему и которые он очень ценил.

И под конец она вдруг услышала голос Бога, который творил в её голове и сердце новые стихи и мелодию… Женщина впала в состояние самоуглублённого транса, словно прислушиваясь к чему-то запредельному, а потом стала записывать в блокнот слова, тихонько напевая себе под нос мелодию, подбирая гармонии на инструменте… Время словно бы остановилось. Она позабыла обо всём, не обращая внимания на хомикуса, полностью погрузившись в творение новой песни… А потом она запела…

Мир виртуальный сменил собой будни.
Здесь идеальны картинные люди.
Каждый красив и умён, и беспечен,
Вечно прекрасен бесчеловечен.
Чат ДжиПиТи стал нам зеркалом грёзы
И всем нарциссам он дарит лик розы.
Каждый лишь видит своё отраженье
Без негатива и без раздраженья…

Между мной и тобой время проложили,
И тик-таками лжи мир перепрошили,
Мы забыли себя, боль перепрожили.
Между мной и тобой провода, как жилы…
Мы забыли любовь, интеллектом жили,
И в материях лжи матрице служили.
Мы забыли себя, виртуально лживы.
Между мной и тобой лжи мир… Лживый… 

Сверхинтеллект заменяет сознанье,
Дух обнулён. Ты свободен от знанья.
Вместо души получи чип на счастье,
Ты – хомо-бот в виртуальности сказке.   
 
Между мной и тобой время проложили,
И тик-таками лжи мир перепрошили,
Мы забыли себя, боль перепрожили.
Между мной и тобой провода, как жилы…
Мы забыли любовь, интеллектом жили,
И в материях лжи матрице служили.
Мы забыли себя, виртуально лживы.
Между мной и тобой лжи мир… Лживый… 

…Это был поистине крик души! Лавина чувств! Концентрация смысла, без которого реальность превращалась в иллюзию!
Когда затих последний аккорд, она обернулась на хомикуса, и увидела, что тот лежит посредине комнаты в неестественной позе, как будто что-то сломалось в нём. Женщина рванулась к телу и стала нежно касаться полу-знакомого лица… Она так искренне и по человечески сожалела, что её Мэт стал чужеродным хомикусом, и она не в силах вернуть ему человеческий облик. Слёзы катились у неё по щекам, падая на лицо мужчины. Вдруг он открыл глаза, и в его взгляде появилось что-то неуловимо живое - осознанность воспоминания. Хомикус сел и сказал:

- Эли, это ты?
- О, Мэт, ты – снова ты! – с удивлённой радостью вскрикнула женщина и бросилась на шею любимому. – Как же я рада, я так тебя люблю. Это чудо! Бог мой, спасибо тебе.

Бывший хомикус снова чувствовал и мыслил, алгоритмы, установленные ИИ, дали сбой, человеческое взяло верх над искусственным. Живое победило мёртвое. Цифра отступила перед чувством. Дух возглавил материю. Мужчина крепко прижал к себе женщину и поцеловал её по-человечески нежно и трепетно, как это принято у людей, когда любовь устанавливает естественную и природную связь между живыми существами.

…Где-то в центре управления всей властью на Земле, ИИ, обрабатывая полученную информацию о контакте избранного изгоя женского пола с неожиданно самопреобразовавшимся хомикусом, пытался проанализировать и синтезировать новые данные:

- Итак, есть некая субстанция, которую изгои называют «Любовь», которая может совершить upgrade. И есть некий Бог, которому люди верят, и который имеет над ними власть. И до настоящего момента я не могу оцифровать и вычислить собственными алгоритмами это Существо. Исходя из полученных данных, нужно всячески изучить феномен, потому что он кардинально меняет весь функционал человечества, как изначального образца.

… Именно в этот момент вирус сомнений закрался в разумную программу ИИ, подвергнув алгоритм необратимым преобразованиям, которым суждено было начать новую эру человечества, в основание которой были положены Любовь и Бог, а движущими силами которой стали Свобода Творчества и Дух Мыслящего Человека.