Эффект зачетки

Демьян Львов
Эффект «зачетки»
Есть такое выражение: «Первые два года ты работаешь на зачетку, а потом зачетка работает на тебя». Кто учился в высших учебных заведениях, могли испытать этот эффект на себе. Подчёркиваю, кто действительно учился, а не приходил периодически на занятия, скучал на них и с окончанием пар убегал по более «важным» делам. Но даже такие «бегунки», сами того не ведая, уже погрузились в систему, когда состоялся приказ ректора об их зачислении в вуз. Разница была лишь в оценках и репутации. Всегда ли отличник знает материал на пять? Нет, конечно. Точно также, как и не всегда троечник малограмотен. Жизнь вуза, особенно крупного, имеющего большую историю и высокий рейтинг, насыщена мероприятиями. Эти мероприятия не всегда связаны с учебой. Но представлять вуз на них важно и нужно. Не менее важно, чтобы это представительство не ограничивалось исключительно участием. Важны победы и достижения. Соответственно, на каждом из таких направлений создается определенная группировка, включающая в себя организатора ответственного за выступление, людей, подготавливающих кадры и непосредственно самих исполнителей, то есть студентов. Поэтому, условный спортсмен, из года в год, приносящий медали своему альма-матер, вынужденно пропускающий занятия, может рассчитывать на помощь при сдаче сессии. Его спортивная «зачетка» имеет свой вес и эффект. Но студенческая жизнь когда-то заканчивается, а что дальше? А дальше, эффект «зачетки» продолжается. Только выражается в несколько иной форме.
Человек с детства рисует себе кумира. С возрастом зачастую происходит смена образа героя, которому хочется подрожать, но не исключается сам факт подражания. В большинстве случаев этот образ и вовсе собирательный. У многих он длится до глубокой взрослости, особенно, когда у человека, что-то не получается, и он находится в поиске. Поиск ограничивается поведенческим образом кумира, а не его умственными способностями, морально-волевыми, либо иными фактологическими вещами. Внутрь сложно заглянуть, глубоко проникнуться другим человеком. Максимально просто примерить на себя внешнюю оболочку. Но мы рассмотрим вариант, когда всё же индивид устоялся в определенной роли, которая нравится и ему, и пользуется благосклонностью окружения. Иными словами, стиль поведения. Везде ли человек одинаков? Дома, на работе, в ресторане, в музее? Единицы, кто да. Можно ли остальных обвинять в лицемерии, многоликости, нечистоплотности определенного рода? Думаю нет. Если, конечно, это не переходит морально-этические нормы. Так в чем же эффект «зачетки»? Человек, который годами ведет себя ожидаемо одинаково (манера поведения), становится заложником этих норм. Особенно, такая история часта для публичных людей. Поклонники любят за экстравагантность, либо интеллигентность, может за грубость, а возможно за некий радикализм. Но и обычным людям, известных так сказать в узких кругах, тоже крайне важно сохранять свое реноме. Идя в «люди», каждый из нас прекрасно понимает, что общество от него ждет. Чего ждет начальник или подчиненный, друзья или знакомые, сослуживцы или одноклассники, зрители или поклонники. Попадая в зависимость от этой социальной «зачетки», мы поначалу не замечаем, а потом не желаем меняться. Мы приучили и себя, и других к определенному мнению. Иное слово репутация, за тем, наверное, небольшим исключением, что «зачетка» вынуждает нас подыгрывать ей в тех моментах, где возможно было бы и обойтись.
Жизнь, не 5-6 лет института, а гораздо более продолжительный временной промежуток. Поддерживать одинаково высокий уровень своих оценок в «зачетке» довольно тяжело. Но этим она и прекрасна. Даже невыученный однократно урок, легко спишут на некие отвлекающие факторы. А владелец «зачетки» дальше продолжит свою учебу. Его пробел сотрется из памяти окружающих молниеносно.
Эффект «зачетки» легче всего можно увидеть на экранах телевизоров и гаджетов. Одна беда. Не всегда их владельцы, несут положительные отметки в кармане. Ведь пятерку и двойку легко спутать. Подражая известным блогерам, представителям шоу-бизнеса, медийным личностям, некоторые из нас настолько вживаются в роль, что попадают в некую зависимость. Фрагментарная популярность, выраженная в лайках и просмотрах, вскруживает им голову. Теряется чувство реальности. Человек начинает совершать ошибки, порой весьма серьезные. Заигрывается. Ему бы выкинуть «зачетку», да начать обучение с нуля, возможно в другом «заведении». Но это также тяжело, как уйти с настоящего вуза на старшем курсе, поняв, что это не мое. Многие ли решаются на это? Нет!
Наблюдая «учащихся» на Патриарших прудах («Патриках»), несущих в рюкзаках свои «зачетки», понимаешь, насколько страшен может быть этот эффект. Отметки им выставит жизнь. Самый суровый преподаватель. Не знаю уж насколько справедливый, но суровый однозначно!