16 апреля - именины водяного.
Хозяин рек просыпается от спячки, как и его младший родич - ичетик. В водоем люди бросали черный хлеб с солью. Также в эту дату тесть с тещей звали зятя в гости.
Водяные считаются типичными представителями славянской мифологии. Согласно легендам они являются падшими ангелами, сброшенными Богом с небес и попавшими в водяные пространства.Славянская мифология / В. Я. Петрухин. — М.: Эллис Лак, 1995.
Водяной – просыпается весной !
Сонный Дух ,бодрит подтаявшей водой.
Днем он рыба, ночью – дед
Сродни пару , плоти нет .
Помятуют живовидцы , чаще серый силуэт
Может правда , может нет.
Слыхивали только .
Рисовать , совсем , не просто его , истинный портрет .
Водовик - «плещется то человеком, то рыбою»
Иногда , старик седой , но с зеленой бородой
Вместо рук – бывают лапы
Ног нема , есть рыбий хвост
Как рога ,на лбу нарост…
Крупный нос
Пучеглаз , как на заказ.
А ездит ,он всегда верхом , на крупном соме,
"чёртов конь " есть в каждом " водоёме "
«Водяные живут домохозяевами, с семьей»,
Их жёнки - водянихи - не блещют красотой,
Неблаговидны, несуразны.
А , беззаботные детишки , не в мать и не в отца - красивы
Сметливы, прозорливы
В те времена , частенько попадались в сети рыбаков .
Их рыбники , за откуп отпускали.
Обычай , был таков .Его все знали.
Мужики, «неводя рыбу, вытащили из озера сетьми ребенка; ребенок резвился, играл, когда опускали его в воду, и плакал, томился, если вносили его в избу. Мужик-рыболов, поймавший ребенка, сказал ему однажды: «Слушай, мальчик, больше тебя томить я не буду, пущу к отцу в озеро, только услужи и ты мне: я по вечеру расставлю сети, нагони, дружок, в них побольше рыбы». Ребенок, сидевший на шестке, задрожал, и глазки его засверкали.
Мужик расставил крепкие сети на озере, посадил ребенка в ушат и, вынесши на берег, бросил в воду.
Поутру приходит мужик осматривать сеть: полна рыбы!» (Арх.).
На русском севере, те водяные , всё чаще в облике живут «живых» стихий".
«Бесчисленное множество в воде» !
Своя иерархия . Как и везде.
Распределяться , могут «по погостам»,
А ,старший водяной , страшнее всех ,похож на «большака с седою бородой»
Средь них есть тоже царь, «обходящий дозором свое царство»
Подводный домострой.
Живут , обычно в омутах , у мельниц,
«бездонные болота» ценят , опасные, глубокие места,
«провалы под землей» - предпочитают , обычно там зимуют
Ходы туда ,обычно маскируют.
Их лучшими считают , из укрытий ( от поселения подальше и моста...)
Жилище водяных – всех видов существуют-
Дворец с палатами, крестьянский, крепкий дом, бывает хата – живут где , впятером иль вшестером…
«Занятия» - они разнообразны.
В обличье коня povodnj, – универсальный дух !
«Хозяин»- даже вне воды !
Он верно служит небосводу.
Влияет ,даже на погоду !
Ему подвластен воздух!
Подняться над землёю может тучей,
Создать озера, реки, двигать острова...
Различная идёт о нем молва.
Добро дает ,для урожая!
На нерестилищах ,для рыб он создает уют.
Он властелин озер и рек !
Бывает добр ,бывает лют.
Зависит от него удача рыбаков и мельников успех,
Надежды пчеловодов
А по весне ,в полях , масштабы всходов.
Коммуницирует с людьми.
Просил и просит,его , от произвола « старших духов « защитить…
С другими водяными споры разрешить…
На огородах , репу воровал…
Гостил у лешего !
Они ,играли вместе «в кости « (Олон.)
Гостеприимен был.
Людей, живущих у воды , звал постоянно в гости, исследовать речные кущи.
Иные - вездесущие
Злой водяной ,
Зевак , затягивает в омут часто , в рабство
Его , те развлекали …
Иные , вырваться мечтали…
Тщетно.
Потопленниками стали.
Всем водяным « носили куш «,радушно угощали…
Вино , остатки хлеба и табак
Улов , частично возвращали…
Ему в угоду , бросали в воду (топили) сдохших лошадей …
Бараньи головы, кур , хлеб, мёд , масло , сало …
Однако , не щадили и живых, коней-
Их ,водяному в жертву , тоже , приносили и не мало
«На тебе, дедушка, гостинец на новоселье, люби и жалуй нашу семью»- так приговаривать любили….
Какого цвета водяной?
Водяной пар — газообразное агрегатное состояние воды. Не имеет цвета, вкуса и запаха.
Жен водяных иногда именуют «водянихами» и «русалками», но, по общераспространенным поверьям, водяные обычно женятся на утопленницах или «отсуленных» им девушках.
ОТСУЛИВАТЬ или отсулять, отсулить что кому, обещать, назначить в подарок, в отдачу, опредедить вещь, наперед кому, в срок и вообще в будущем. Отсуленная скотина не животина, обещанное кому в подарок себе не впрок. Он душу свою черту отсулил. Отсуленная голова двоим не служит. Отсулить что или класть кладом арх. сделать вклад, внос на церковь, на богоугодное заведение. -ся, страдат. и возвр. по смыслу речи. Он уж задаток взял, отсулился на все лето. Отсуливанье ср. длит. отсуленье ср. окончат. отсул м. отсулка ж. об. действ. по знач. глаг. Отсульный, к отсулу относящ. От на чужое добро отсульчив.
"Прoклятые" ("заклятые"), "проклёнутые", "проклёнуши", "проклятики" - так называют в крестьянской традиции людей, сгоряча "отсуленных" нечистой силе. Чаще всего это дети, родители которых не соблюдают речевой этикет: "не чураются, не здравствуются, не упоминают имя Господа" в известных бытовых ситуациях. Такие этикетные погрешности приводят к уводу ребёнка нечистой силой так же, как и проклятия в его адрес.
Среди вятичей бытует своя версия о женитьбе водяного: он женится на девушке, «отсуленной» ему матерью (мать долго не может выдать дочь замуж и сетует: «Хоть бы водяной женился»; (водяной в облике зажиточного мужика приезжает и увозит дочь, которая затем живет у него и умирает после родов).
Жертвовать водяному могли на Николины дни (22 мая и 19 декабря) [Успенский, 1982], и на Никиту-гусятника (28 сентября). В рассказе из Орловской губернии дружный с водяным поп каждый год привозит ему и вываливает в воду воз испорченного хлеба.
Мельники предпочитали дружить с водяным, иначе он может сломать мельничные колёса или испортить плотину. Чтобы не пакостил, ему раз в год приносили в дар чёрную свинью или другое животное. За свои отношения с водяным Мельники в восточнославянских поверьях имели недобрую славу. В народе верили, что постройка мельницы всегда должна быть связана с кровавой жертвой водяному, что мельники продавали душу водяному, а также, что они заманивают на мельницу прохожих странников и сбрасывают их в омут или под мельничное колесо. Иначе, якобы, водяной мог забрать их самих.
На Русском Севере считают, что у водяных есть водяной царь — старик с палицей, который может подниматься к небу в чёрной туче и творить новые реки и озера. Его называют царь Водяник или Водян царь. Славянские поверья о водяном сопоставимы с легендой о морском царе
Водяной — сверхъестественное существо из славянской мифологии. Страж вод, заботящийся о душах утопленников. Водяной представал в образе животного, ребёнка, карлика или старика. В первом случае это было, в основном, земноводное. В образе ребёнка у него была голова, не соответствующая телу; в образе старика у Водяного была длинная борода, а в образе карлика — очень волосатое тело. Иногда Водяной принимал зооморфные формы. Между пальцами у него были плавники, а тело было слизистым, очень влажным и покрытым грязью. Иногда он появлялся голым, иногда в промокшей одежде. Водяной особенно любит черный цвет, но некоторые части его тела, чаще всего волосы или кожа, были зелеными.
Как владыке вод, Водяному приносили в жертву животных, особенно вороных лошадей, потому что Водяному больше всего нравился этот цвет. Жертву топили — это делалось для того, чтобы Водяной не искал жертв среди людей.
Удачи рыболовов также находятся во власти водяных. Старики до сих пор держатся двух главных правил: навязывают себе на шейный крест траву Петров крест, чтобы не «изурочилось», то есть не появился бы злой дух и не испортил всего дела, и из первого улова часть его, или первую рыбу кидают обратно в воду, как дань и жертву. Идя на ловлю, бывалый рыбак никогда не ответит на вопрос встречного, что он идет ловить рыбу, так как водяной любит секреты и уважает тех людей, которые умеют хранить тайны. Некоторые старики-рыболовы доводят свои угождения водному хозяину до того, что бросают ему щепотки табака («на тебе, водяной, табаку: давай мне рыбку») и, с тою же целью подкупа, подкуривают снасть богородской травкой и т. д.
— Максимов С. В., Нечистая, неведомая и крестная сила