Водяной просыпается весной!

Лолита Страута
16 апреля - именины водяного.

Хозяин рек просыпается от спячки, как и его младший родич - ичетик. В водоем люди бросали черный хлеб с солью. Также в эту дату тесть с тещей звали зятя в гости.



Водяные считаются типичными представителями славянской мифологии. Согласно легендам они являются падшими ангелами, сброшенными Богом с небес и попавшими в водяные пространства.Славянская мифология / В. Я. Петрухин. — М.: Эллис Лак, 1995.


 Водяной –  просыпается весной !

 Сонный Дух  ,бодрит подтаявшей водой.

 Днем он рыба,  ночью – дед
 Сродни пару , плоти нет .

 Помятуют живовидцы , чаще серый силуэт
 Может правда , может нет.

 Слыхивали только .

Рисовать  , совсем , не просто  его , истинный  портрет .

Водовик  - «плещется то человеком, то рыбою»

Иногда , старик  седой , но с   зеленой бородой
 Вместо рук – бывают лапы
  Ног нема , есть  рыбий  хвост
 Как рога ,на лбу нарост…
 Крупный нос
 Пучеглаз , как на заказ.

 А ездит ,он всегда  верхом , на крупном соме,
  "чёртов конь "  есть в  каждом   " водоёме  "

 «Водяные живут домохозяевами, с семьей»,
 Их жёнки -  водянихи - не блещют красотой,
 Неблаговидны, несуразны.

  А , беззаботные   детишки  , не в мать и не в отца - красивы
 Сметливы, прозорливы
 В те времена , частенько  попадались в сети рыбаков .
 Их рыбники , за откуп  отпускали.
 Обычай , был таков .Его все знали.


Мужики, «неводя рыбу, вытащили из озера сетьми ребенка; ребенок резвился, играл, когда опускали его в воду, и плакал, томился, если вносили его в избу. Мужик-рыболов, поймавший ребенка, сказал ему однажды: «Слушай, мальчик, больше тебя томить я не буду, пущу к отцу в озеро, только услужи и ты мне: я по вечеру расставлю сети, нагони, дружок, в них побольше рыбы». Ребенок, сидевший на шестке, задрожал, и глазки его засверкали.

Мужик расставил крепкие сети на озере, посадил ребенка в ушат и, вынесши на берег, бросил в воду.
Поутру приходит мужик осматривать сеть: полна рыбы!» (Арх.).

 На русском  севере, те водяные , всё чаще  в облике живут  «живых» стихий".

 «Бесчисленное множество в воде» !

Своя иерархия . Как и везде.

Распределяться , могут  «по погостам»,
 А ,старший водяной  , страшнее всех ,похож на «большака с седою бородой»

 Средь них есть  тоже царь, «обходящий дозором свое царство»
 Подводный домострой.

 Живут , обычно в омутах , у мельниц,
 «бездонные болота» ценят , опасные, глубокие  места,
 «провалы под землей» -   предпочитают , обычно там зимуют

 Ходы туда ,обычно  маскируют.

 Их  лучшими считают , из укрытий ( от поселения подальше  и моста...)



Жилище водяных – всех  видов существуют-
Дворец с  палатами, крестьянский, крепкий  дом, бывает хата – живут где , впятером иль вшестером…

«Занятия» - они  разнообразны.
В обличье коня  povodnj, – универсальный дух !

«Хозяин»- даже вне воды  !
Он  верно служит  небосводу.

Влияет ,даже на погоду !

 Ему подвластен  воздух!

Подняться над землёю может  тучей,
Создать  озера, реки, двигать острова...

 Различная идёт о нем молва.

 Добро дает  ,для  урожая!
На нерестилищах ,для рыб он   создает уют. 

 
 Он властелин озер и рек !

Бывает добр ,бывает лют.

Зависит от него  удача рыбаков  и мельников успех,
Надежды пчеловодов
 А по весне ,в полях ,  масштабы всходов.

Коммуницирует с людьми.
 
 Просил и просит,его ,  от произвола « старших духов « защитить…
 С другими водяными  споры   разрешить…
 
 На огородах , репу воровал…
 Гостил у лешего !
 Они ,играли вместе  «в кости  « (Олон.)
 Гостеприимен был.
 Людей, живущих у воды  , звал постоянно в гости, исследовать  речные кущи.

   Иные -  вездесущие

 Злой водяной ,
 Зевак , затягивает в омут    часто  , в рабство

 Его , те  развлекали …
 Иные , вырваться  мечтали…
 Тщетно.
 Потопленниками стали.

 Всем водяным « носили куш «,радушно  угощали…

 Вино , остатки хлеба и табак

  Улов  , частично    возвращали…

 Ему в угоду , бросали в воду (топили) сдохших лошадей   …
Бараньи головы,  кур , хлеб, мёд ,  масло , сало …

 Однако , не щадили и живых, коней-
Их  ,водяному  в жертву , тоже , приносили и не мало

«На тебе, дедушка, гостинец на новоселье, люби и жалуй нашу семью»- так приговаривать любили….



Какого цвета водяной?
Водяной пар — газообразное агрегатное состояние воды. Не имеет цвета, вкуса и запаха.

Жен водяных иногда именуют «водянихами» и «русалками», но, по общераспространенным поверьям, водяные обычно женятся на утопленницах или «отсуленных» им девушках.

ОТСУЛИВАТЬ или отсулять, отсулить что кому, обещать, назначить в подарок, в отдачу, опредедить вещь, наперед кому, в срок и вообще в будущем. Отсуленная скотина не животина, обещанное кому в подарок себе не впрок. Он душу свою черту отсулил. Отсуленная голова двоим не служит. Отсулить что или класть кладом арх. сделать вклад, внос на церковь, на богоугодное заведение. -ся, страдат. и возвр. по смыслу речи. Он уж задаток взял, отсулился на все лето. Отсуливанье ср. длит. отсуленье ср. окончат. отсул м. отсулка ж. об. действ. по знач. глаг. Отсульный, к отсулу относящ. От на чужое добро отсульчив.

"Прoклятые" ("заклятые"), "проклёнутые", "проклёнуши", "проклятики" - так называют в крестьянской традиции людей, сгоряча "отсуленных" нечистой силе. Чаще всего это дети, родители которых не соблюдают речевой этикет: "не чураются, не здравствуются, не упоминают имя Господа" в известных бытовых ситуациях. Такие этикетные погрешности приводят к уводу ребёнка нечистой силой так же, как и проклятия в его адрес.

Среди вятичей бытует своя версия о женитьбе водяного: он женится на девушке, «отсуленной» ему матерью (мать долго не может выдать дочь замуж и сетует: «Хоть бы водяной женился»; (водяной в облике зажиточного мужика приезжает и увозит дочь, которая затем живет у него и умирает после родов).

Жертвовать водяному могли на Николины дни (22 мая и 19 декабря) [Успенский, 1982], и на Никиту-гусятника (28 сентября). В рассказе из Орловской губернии дружный с водяным поп каждый год привозит ему и вываливает в воду воз испорченного хлеба.

Мельники предпочитали дружить с водяным, иначе он может сломать мельничные колёса или испортить плотину. Чтобы не пакостил, ему раз в год приносили в дар чёрную свинью или другое животное. За свои отношения с водяным Мельники в восточнославянских поверьях имели недобрую славу. В народе верили, что постройка мельницы всегда должна быть связана с кровавой жертвой водяному, что мельники продавали душу водяному, а также, что они заманивают на мельницу прохожих странников и сбрасывают их в омут или под мельничное колесо. Иначе, якобы, водяной мог забрать их самих.

На Русском Севере считают, что у водяных есть водяной царь — старик с палицей, который может подниматься к небу в чёрной туче и творить новые реки и озера. Его называют царь Водяник или Водян царь. Славянские поверья о водяном сопоставимы с легендой о морском царе




 Водяной — сверхъестественное существо из славянской мифологии. Страж вод, заботящийся о душах утопленников. Водяной представал в образе животного, ребёнка, карлика или старика. В первом случае это было, в основном, земноводное. В образе ребёнка у него была голова, не соответствующая телу; в образе старика у Водяного была длинная борода, а в образе карлика — очень волосатое тело. Иногда Водяной принимал зооморфные формы. Между пальцами у него были плавники, а тело было слизистым, очень влажным и покрытым грязью. Иногда он появлялся голым, иногда в промокшей одежде. Водяной особенно любит черный цвет, но некоторые части его тела, чаще всего волосы или кожа, были зелеными.


 Как владыке вод, Водяному приносили в жертву животных, особенно вороных лошадей, потому что Водяному больше всего нравился этот цвет. Жертву топили — это делалось для того, чтобы Водяной не искал жертв среди людей.

 Удачи рыболовов также находятся во власти водяных. Старики до сих пор держатся двух главных правил: навязывают себе на шейный крест траву Петров крест, чтобы не «изурочилось», то есть не появился бы злой дух и не испортил всего дела, и из первого улова часть его, или первую рыбу кидают обратно в воду, как дань и жертву. Идя на ловлю, бывалый рыбак никогда не ответит на вопрос встречного, что он идет ловить рыбу, так как водяной любит секреты и уважает тех людей, которые умеют хранить тайны. Некоторые старики-рыболовы доводят свои угождения водному хозяину до того, что бросают ему щепотки табака («на тебе, водяной, табаку: давай мне рыбку») и, с тою же целью подкупа, подкуривают снасть богородской травкой и т. д.
— Максимов С. В., Нечистая, неведомая и крестная сила