___________________
Из цикла
"ТАЙНОЕ И ЯВНОЕ..." (1989)
___________________
ЛЕВ ГУНИН
СТИХИ
РАЗНЫХ ЛЕТ
избранное
Стихотворения, сборники, циклы
Памяти моего дорогого брата Виталия
ИЗДАНИЕ 2019
© СТИХИ РАЗНЫХ ЛЕТ, переизданы в 2019.
______________
Возможны ошибки в передаче текста везде, где использована автоматизация. Тем, кого интересует творчество этого автора, можно порекомендовать альтернативную версию (с обложкой, иллюстрациями, авторской вёрсткой) -
В это собрание вошли избранные стихотворения разных лет. Если нет географической ссылки, то, как правило (это касается стихов 1970-1991), стихотворение написано в Бобруйске (Беларусь). Разножанровость, характерная для автора, и очень разные (по тематике, по образности, по типу) стихи в одном цикле или сборнике: это - широкий охват явлений, "вариантность личности", артистическая "смена" персонажей "первого лица".
___________________________
___________________________
© Лев Гунин: автор стихов; дизайн обложки; вёрстка; и др.
© Фотопортрет Виталия Гунина на первой заглавной странице.
© Михаил Гунин (отец Льва, фотограф): фото на первой заглавной странице.
___________________________
Это последний из написанных на родной земле циклов поэта. Следующий сборник в основном состоит уже из лирики короткого парижского периода. Четыре стихотворения из двадцати шести (столько их в оригинальном цикле), это пример не только большого таланта, но и несомненного мастерства. Не будет преувеличением следующее утверждение: трудно назвать другого поэта после Серебряного века, поэтическая речь которого звучала бы так естественно и музыкально. / Эти стихи действительно о тайнах: название обязывает. Тут сведены воедино две их ипостаси: личные секреты и скрытые от глаз обычных людей будущие события, пророком которых автор является. Отрыв от родной почвы, воздух изгнания - сыграли печальную роль в его дальнейшей судьбе. Достигнув очень высокого уровня, который нуждался лишь в закреплении, он сразу лишился всего, что было накоплено за годы творчества: прежнего стиля, свободного владения всеми видами стиха (от безрифменного и белого, до холостого и рифмоида), прежних аллюзий, аллегорий и коннотаций. Ко всему прочему, человек лишился своей уникальной (очень обширной) личной библиотеки. Так в одночасье умер один поэт - и родился другой, только отдалённо похожий на прежнего. Его попытки возобновить творчество в конце девяностых (в промежуточной стране, где он подвергался особенно изощрённой травле, не написано ничего законченного) можно сравнить с попытками пациента, перенёсшего сложную операцию, заново научиться ходить. В отличие от других изгнанников, время от времени появляющихся на родине, Гунин был навсегда лишён такой возможности. Подвергаясь преследованиям и на чужбине - со стороны местных властей, он первые годы практически не общался с представителями эмиграции, не участвовал в культурной и общественной жизни. Эмиграционные стихи - это стихи уже совсем другого человека... - К. С. (литературный критик) (2002 (2004?)
Оглавление:
1. хочется стать бесплотным (…)
2. на старости супруга станет другом (…) Инге Ермаковой
3. я из тех кто давно не касался земли (…)
4. любой живущий - отражение моё (…)
Лев Гунин
ИЗ КНИГИ
ТАЙНОЕ И ЯВНОЕ
сборник стихов 1989 г.
* * *
хочется стать бесплотным
не совершив греха
зелием приворотным
пялиться из опахал
хочется только видеть
действий не совершав
стать похожим на мидий
на кораллы похожим став
трудно призвать к ответу
мне самого себя
лучше когда меня нету
и отвечать нельзя
но причинить зло может
даже бесплотный взгляд
о помоги мне боже
дай дорогу назад
в теле моём обитают
несколько разных "я"
и за меня решают
и за меня грешат
как их призвать к ответу
как их гордыню сбить?
бредит тоской по свету
вольфрамовая
нить
Март-апрель, 1989.
Инге Ермаковой
на старости супруга станет другом
ты ж стала из любовницы подругой
снимать тебя к тебе не прикасаясь
несложная наука но другая
и наготы прощальной отпечаток
печатать буду в ванной без перчаток
к фотобумаге-телу прикасаясь
к двум родинкам которые скрываешь
а через годы за переворотом
жена найдёт свернувшиеся фото
и образ твой исчезнет за пределом
носителя... как бы душа за телом...
15 апреля, 1989.
Инга Ермакова (весна 1984?)
* * *
я из тех кто давно не касался земли
я из тех что слова удержать не смогли
я из тех кто предвидел эпоху назад
новый путч новый смерч и военный парад
но уста без земли как душа за стеклом
и разбросаны всуе плоды моих слов
всех печалей своих я поведать не смог
уши смертных не слышат бессмертных тревог
всё сбылось всё сбывается что я сказал
но бесстрастны эпохи слепые глаза
и напрасно оракул мой внутренний ждёт
что пророчества вызовут переворот
я в безмолвии полном как судно во льдах
сургучом ощущаю печать на устах
и вокруг лишь осколки разбитых миров
и готовые цепи для новых оков
Июнь, 1989.
* * *
любой живущий -
отражение моё
смотрюсь в него,
как в омут непрозрачный
но что-то незнакомое встаёт
оттуда как из непролазной чащи
заглядываю в глубину себя:
и там встаёт неведомое что-то
заклятьем заключённое в овал
печатью закрепляющее вотум
стоит у двери этой часовой
крепки непробиваемо засовы
и потому нам не узнать с тобой
до светопреставленья часа
кто мы
Август, 1989.
___________________