рецензия Жени Риц на Росписи по камуфляжу

Ирма Гендернис
Стихи Ирмы Гендернис полны чувства истории. Перед нами не фиксация и называние событий, но сам дух текущего, изменяющегося времени. В представленной многослойной подборке бросается в глаза совмещение двух эпох – советской и сегодняшней, то есть, собственно, то, что происходит в реальном мире: новое, незнакомое мы уподобляем тому, что уже было. И если в реальности правомерность этого сомнительна – ничего и никогда не повторяется, сегодня не вчера – то в поэзии, сама суть которой – уподобление, это выглядит совершенно бесспорным. Сорокалетний исход оборачивается склеиванием разбитой вазы, возвращением откуда вышли – то есть он невозможен, разбитого не склеить, сделанного не воротить, но и одновременно непреложен – вот, мы его, наблюдаем – втекаем, откуда утекли. 

лес линий вырубился сразу
а я, леслинчий имперфект
лениво склеивался в вазу
разбитую на сорок лет…)

И символом именно сегодняшнего дня оказывается драма прошедших лет – шахматный поединок на клетках меридианов , где лицо без гражданства одновременно проигрывает и побеждает.

возвращается в клетушках
поезд с лошадью корчного

Уподобление, наслоение, спайка эпох в стихах Ирмы Гендернис достигается с помощью наслоения же образов, которое условно – очень условно – может быть названо сюрреалистическим. И это сюрреализм не только взгляда, но и слуха, когда всё превращается во всё, но не по прихоти, а потому, что оно было подобно изначально, но только поэт первым смог увидеть и показать нам это подобие.

луну, начальницу чукотки
гримировал сам луначарский…





Евгения Риц