Когната Алексея Сальникова

Юлия Ви Комарова
Прочитала у Галины Юзефович, что ей "Когната" не понравилась. И я понимаю, почему. На первый взгляд кажется, что повесть вторична, что мы что-то подобное читали и у советских фантастов, и у классиков фэнтези (ВК, ГП). Да и сам автор не скрывает, что его повесть похожа на фильмы "Королевство кривых зеркал" и "Максимку", а ещё на "Римские каникулы". Но сильнее всего звучит в этом тексте пафос коммунизма, причём в его идеальном изводе.

Но давайте обо всём по порядку.

Эпизоды сериала автора Алексей Сальников
"Когната":

1. Дракон в городе
2. Танк в лесу
3. Мальчик в замке
4. Люди в деревне
5. Девочка в кафе
6. Опекун в Зеркале
7. Разведчик в дороге
8. Женщина в заточении

О чём?

О людях и драконах – это уже всем известно. Но никто не поясняет, что в этом мире люди и драконы вообще-то практически мало отличаются: они очень похожи внешне, лишь цвет крови у людей красный, а у драконов синий. Ну, и драконы летают. А ещё человек вполне себе может стать драконом при желании.

Но в центре нашего внимания Константин – человек, который не пожелал стать драконом, остался верен своей человеческой сути. Он вроде бы и не супер-герой, и не мачо, но ведь чем-то он очаровал дракониху Волитару и девочку-дракона Когнату, которая и дала имя всей повести.

Когнаты (лат. cognati, буквально «родственные») — в лингвистике: исторически однокоренные слова, которые имеют общее происхождение в двух и более языках. Звучание таких слов часто похожее, но может сильно разойтись в разных языках. В большинстве случаев значение когнат совпадает не полностью.

Именно Когнату должен провести Костя через Зеркало, полное ловушек и опасностей (напоминает Зону "Сталкера") из мира людей в мир драконов.


Что хорошо?

Мне очень понравилась сама идея о том, что люди и драконы почти ничем не отличаются внешне. Это реально сбивает с толку и рушит все наши представления о том, кто мы есть на самом деле.

Что делает человека человеком и человека драконом? Рацион? Реально надо просто есть сырое мясо, желательно конину, и станешь летать и изрыгать пламя? Это так работает? Или важнее всего принять драконьи аристократические принципы чистоты крови (привет, Гарри Поттер) и драконий язык? Может, именно через слово человек превращается в дракона?

"Дети у людей только тогда драконами становятся, когда забывают, что они люди. Если принимаются говорить как вы, думать как вы, а главное, если полюбят какого-нибудь дракона как своих родителей. Тогда хоп, засыпает человеческий ребенок, а просыпается уже маленький дракон. Я так боялся превратиться, что, если мне снилось, будто летаю, в ужасе просыпался и проверял: есть у меня еще волосы на руках или уже нет."

А ещё мне понравилась сама идея противостояния империализма и коммунизма в мире Плоской Земли. В этом смысле заключительный диалог Волитары с Константином очень важен. Она на своём особом (и странном для человека языке) говорит о том, что капитализм естественен, а Костя возражает.

"– Коммунизм — утопия есть... Как только я чем-то владею и хочу поменять это на достойную оплату, капитализм возникает. Он уже существует, он в разные формы эволюционирует, но это именно капитализм есть. Для этого ничего, кроме уже налаженного механизма товарно-денежных отношений, не требуется... А коммунизм твой необходимо строить. Это каким образом нужно делать? Усилия на это необходимы.
— Капитализм, может быть, и идеальное воплощение дарвиновской теории, спрятанной в яркий фантик экономических отношений, но уж точно не лучший образец общественного устройства! Однако и коммунизм, как бы отрицающий внутривидовую борьбу, закрывающий глаза на то, что мы даже в мирной жизни едим друг друга поедом, как ни крути, — а всего лишь красивая мечта!"

И ответ Кости мне сильно нравится. Коммунизм, по Константину, это любые отношения, выходящие за рамки товарно-денежных: это дружба, любовь, верность, красота, чувство долга, самоотречение, я бы даже сказала, жертвенность. Именно эти качества требуются для проводника. Именно такими качествами обладают и Костя, и Максим Сергеевич.

Подвиг последнего, который "лучше бы и не совершать", как раз определяет градус не столько патриотизма, сколько человечности. Чем можно пожертвовать не ради идеи, не ради страны, а ради спасения шести конкретных детей? Очень-очень сложный вопрос. Спорный. Странный. Неоднозначный.

"Целью Максима было не то, чтобы плохого не случалось, а чтобы, когда все закончится, ни у людей, ни у драконов не возникало желания повторять свои ошибки: творить дикие поступки, ни на секунду не задумываться о невероятном превосходстве над людьми, над другими драконами, или, если это касалось людей, чтобы те не думали, что они тоже какие-то все особенные, что их поступкам можно найти оправдание лишь на основании того, что они имеют отношение к человеческому роду."

А ещё, конечно, лично для меня всегда удивительно и прекрасно, насколько живыми и любимыми становятся герои Сальникова для читателя – с ними реально не хочется расставаться. Вот я сейчас думаю, сколько ещё всего хочется узнать про прошлое всех героев, сколько ещё им предстоит сделать, как прожить жизнь дальше.

"Есть прямо свои-свои, которые, наверно, могут делать что захотят, и мне неважно, драконы это, люди — не имеет значения. Другим поступкам чужих разумных существ я никогда не найду оправдания, а Настиным найду. Если она вырастет и тут хоть всех перебьет и пережжет, я буду считать, что ей пришлось это сделать, что она вынуждена была, что без этого никак. То же и с Максимом. — Так вы не людоед, — рассмеялся Константин, — вы ведете себя как родитель..."

Очень понравилось описание звёздного неба в Зеркале. Шикарно сделаны все приключения в дороге и диалоги героев по пути. Очень много в них юмора, добра, какого-то волшебства. Дети ведут себя очень по-детски естественно, особенно Когната. А появление Насти и её первое знакомство с Максимом – просто до слёз.

Яркий и запоминающийся эпизод, когда герои неожиданно проезжают на электричке мимо современной станции, на которой люди стоят, уткнувшись в телефоны:

"— Сколько езжу, все удивляюсь этой станции, — признался Максим Сергеевич. — Там огни, чисто, все вроде сытые, но ни малейшего желания выйти и узнать, что там и как. Понятно же, что это каторга какая-то всемирная. Я таких лиц даже у узников концлагерей не видел. Даже в самых лютых промышленных районах мегаполиса драконы веселее выглядят. Ты заметил?.. Мальчонка поднимает лицо от устройства этого, что у них у всех. А у него глаза, будто ему уже сто лет, и каждый год, что он прожил, ему уже вусмерть надоел. И они там все такие. Интересно, они там поезда своего ждут или собираются под грузовой состав коллективно броситься?"

Что не так?

Маловато будет. Реально, прослушала сериал за один вечер и поняла, что мне хочется продолжения. С "Петровыми" и "Опосредованно" так не было, а вот с "Оккульттрегером" и "Когнатой" чувствую неудовлетворённость, не ощущаю той самой точки, которая завершает повествование. И напоследок ещё цитата:

"Бывает, что виновные остаются безнаказанными, а невинные гибнут. Это жизнь. Это не прогулка, полная приятных впечатлений. Большей частью даже и наоборот."

Друзья мои, очень советую. Думаю именно об этой небольшой книге говорить в воскресенье на блогерской встрече в Лабиринте как о хорошей настоящей подростковой повести, в которой есть всё для того, чтобы беседовать с нашими взрослеющими детьми о важном. И если кто не видел:

А вы уже слушали? Будете?