Танцующая звезда

Надинан
Совершив маленькое литературное открытие (а, может, кто-то сделал его до меня?)) о сходстве Юрия Живаго с музилевским "Человеком без свойств", о Человеке Без Свойств как "герое нашего времени" века XX-го, вспомнила и о Лишнем Человеке - как герое века XIX-го.

Как доставалось и достается Юрию Живаго за "безыдейность", отсутствие твердой жизненной позиции, якобы бесхарактерность, за бесконечные "бесплодные" рассуждения о христианстве - и как характерно, что роман советская власть признала опасным!
"Аморфность, бесполезность, бесхребетность..."
И все-таки опасен для любой системы, хуже сознательного врага. Как древний христианин для целеустремленных римлян.

А ведь Человек Возможностей (незавершенность, неопределенность, неокончательность), человек, не вписанный ни в одну из существующих систем, брошенный в мир, где идет борьба идеологий не на жизнь, а на смерть, где строятся величайшие утопии и обрушиваются антиутопиями - человек,  не примыкающий ни к какой идее -  только такой и способен сохранить душу живой ("Живаго"): заметить красоту повседневного быта; природу; другого человека вне группы; Бога. Только такой и способен на творчество, детское любопытство к жизни, незаметный гуманизм, только он позволяет сохранить баланс человечности в мире.
(Сокровенный Человек Андрея Платонова - не отсюда ли?)
Герой - негероический. (А ведь человечество всегда требует себе Героя. Все хотят видеть законченное, понятное, твердо себя утвердившее; одним словом, незыблемый порядок. Отсюда непонимание, неприятие  и "лишнего человека", и "человека без свойств" как потенциального носителя хаоса. Того самого хаоса, о котором Ницше говорил: "Способен родить танцующую звезду".)

А вот слова митрополита Антония Сурожского:
"Я думаю, нам чрезвычайно важно осознавать существование этого хаоса и его ценность. Обычно, когда мы говорим о хаосе, мы имеем в виду беспорядок, но здесь речь о другом. Хаос — то, о чём говорится в начале Книги Бытия. Хаос — это пространство, наполненное возможностями, которые ещё не нашли своего выражения. Хаос таит в себе возможности, нужно только ими воспользоваться.

Именно так мы поступаем с хаосом, со всеми возможностями, которые несёт в себе какая-то ситуация или человек и которых мы боимся, потому что никогда не знаем, что они принесут, и поэтому мы хотим их заморозить, упорядочить их, чтобы нам было проще. Так поступает любая государственная или любая другая система: она пытается организовать общество или человека, чтобы не было абсолютно никакого риска, что произойдёт что-то непредвиденное и разрушит идеальную модель, которую я построил, я придумал и которой я дорожу.

А можно воспринимать хаос по-другому. И Бог относится к хаосу по-другому. Бог вызывает из хаоса всё, что уже созрело и готово расцвести, или то, что могло бы расцвести в жизнь, могло бы измениться, достичь полноты. У Бога нет стремления создать порядок. Он стремится создать космос. По отношению к космосу это значит вызвать из него всю гармонию, всю красоту, которую мы не можем увидеть заранее, — не наше представление о красоте, не наше предположение, какая это будет красота, но ту красоту, которая будет для нас откровением и которую этот космос способен породить."

Интересно, кто же должен стать новым героем - "героем нашего времени" -  века XXI-го...