Записки путешественника. Бизерта. Часть первая

Поручик Владимир
Глава первая

В сентябре 2012 года я прилетел очередной раз в Тунис в командировку.
Остановился в не плохом отеле «Фебус». Почему именно в нем? Дело в том, что хозяин «Фебуса» с уважением относится к России и нашим гражданам и имеет сеть отелей по всему миру, в том числе и у нас в стране.

Разместился я в одноместном номере. Все чисто, уютно — живи, наслаждайся, тем более море рядом. На следующий день, отдохнув после перелета и позавтракав, решил прокатиться на такси в старый город и посетить Медину — местный рынок.

Рынок по своим размерам не маленький, отчасти напоминающий марокканский, расположенный в городе Рабат столице Марокко. Скорее всего, в северной Африке они все однотипные. Правда тунисский рынок богаче, не скажу, что старинными, но однозначно винтажными французскими вещицами. Ведь Тунис был протекторатом Франции на протяжении семидесяти пяти лет. На рынке представлено много старых каминных часов на любой вкус - в бронзовых, литых корпусах, а также выполненные из гранита, мрамора, оникса, в комплекте с подсвечниками и без. Также много настенных, в основном деревянных, часов. И на что не посмотришь - все красиво и изящно. Французы всегда хорошо разбирались в искусстве, ценили красоту и лоск во всем, начиная от одежды, мебели, столовой и кухонной посуды и прочих вещей домашнего обихода. Ещё на Медине встречается много серебра разного толка, это и столовые приборы, сервизы, посуда, портсигары, пудреницы, с фамильными гербами или просто вензелями. Наряду с этим в наличии огромное разнообразие одежды, тканей, сладостей и приправ местного пошиба.

Когда я вернулся в отель, то мне сказали, что возле ресепшен (стойка администратора отеля) меня ожидает гость. Как позже выяснилось это был приехавший из Российской Миссии, помощник военного атташе. И в процессе нашего с ним разговора узнав, что я люблю все, что связано с военно-морским флотом, он предложил завтра с утра прокатиться в город Бизерту и в двух словах рассказал, чем примечателен этот провинциальный городок. Глаза мои загорелись, к своему стыду скажу, что о его существовании я даже не знал. Обычно изучал все, что находится рядом со столицей. Мы условились выехать пораньше, чтобы как он предупредил, не попасть под разведение пролетов моста, по которому мы должны будем проехать. Как оказалось, там еще и разводной мост имеется. В общем, сказка, да и только!

Утром следующего дня Алексей как, он представился накануне, подъехал к отелю, и мы незамедлительно выехали в Бизерту. Я с вечера почитал в интернете про Бизерту все, что сумел найти. Алексей по дороге тоже рассказал все, что знал. Оказалось, что он там бывал не единожды, то делегация приедет, то наш военный корабль пристанет, совершая какую-нибудь представительскую миссию, то парусник с юнгами, воспитанниками нахимовских училищ. В общем, Алексей как гид обладал всей полнотой информации.

Примерно за час добрались до Бизерты - миновали мост и подъехали к русскому храму Александра Невского. Возле него припарковали машину. Я, по правде говоря, был удивлен что в Африке, да еще и в мусульманской стране, стоит, пусть и небольшая, но наша православная церковь.

Раньше я попадал на пасху в 1998 году в Рабате, столице Марокко. Там в нашем приходе служил специально присланный из России батюшка, но сама церковь больше напоминала мечеть, хотя имела сферическую крышу. Видимо, чтобы не провоцировать местное население, исповедующее Ислам. Возможно её переделали из какого-то то уже готового здания. А здесь в Бизерте, как я уже сказал, пусть и небольшая, но полноценная церковь с пятью куполами - это было что-то невероятное.

Алексей сказал, что сейчас мы пройдем в дом-музей Анастасии Александровны Ширинской, в девичестве Манштейн, и с него начнем знакомство с Бизертой, точнее с историей Русской эмиграции. Я в свою очередь сказал, что последующие два дня совершенно свободен и готов ходить, бродить по Бизерте и слушать о ней столько, сколько понадобиться, чтобы почерпнуть, если не всю информацию, то хотя бы большую её часть, а также сколько позволит время гостеприимных хозяев, пригласивших меня сюда.

От храма, если стоять к нему спиной, пошли налево, пройдя буквально один дом, повернули опять налево и вошли маленькую узкую улочку. Затем пройдя примерно 150 метров, подошли к белому свежевыкрашенному дому, который располагался на левой стороне улицы, относительно нашего движения. Дом №15 по улице Марокко.

Алексей позвонил кому-то по мобильному телефону, и буквально через минуту перед нами распахнулась калитка, которую открыла миловидная женщина средних лет. Лариса - представилась она — мы в ответ назвали свои имена. Лариса нас пригласила пройти в дом, что мы незамедлительно и сделали.

Пройдя в довольно просторный холл, слева заметили журнальный стол, который был заставлен тарелками с восточными сладостями и фруктами. Лариса нас пригласила присесть к столу и с дороги немного перекусить и попить чая. Голодны мы небыли, но из уважения к хозяйке дома приняли ее приглашение. Тем более что не принужденная беседа за чаем немного расслабляет и снимает некоторое напряжение.

Завершив нашу трапезу, мы приступили к осмотру дома-музея. На стенах комнат было размещено большое количество фотографий в рамах, посвященных Русской эмиграции из Севастополя. Там были изображены все корабли Русской эскадры, спустивших якоря в водах Бизерты, команды этих кораблей и дальнейшая жизнь Русской колонии в Тунисе. Мебель в доме была подобрана в стиле начала прошлого века. Также величаво на стене смотрелся огромный портрет Анастасии Александровны, написанный маслом.

По лестнице мы поднялись на второй этаж, но в доме также установлен лифт между первым и вторым этажом. Дело в том, что Ширинская, находясь в преклонном возрасте, перемещалась в том числе и по дому с палочкой, и подниматься по ступеням на второй этаж ей было тяжело.

На втором этаже стояла аналогичная первому этажу мебель. В сервантах за стеклом находились документы, собранные с кораблей, награды, в том числе и принадлежащие Анастасии Ширинской - Орден Дружбы, отчасти напоминающий Орден Дружбы народов СССР; Медаль Пушкина; 300 лет Российскому флоту и другие награды, значение которым я тогда не предавал. Хотелось быстрее погрузиться в историю тех лет, рассказываемую Ларисой.

Глава вторая.

А история такова - в конце 1920 года войска Южного фронта Красной армии под командованием М.В.Фрунзе предприняли операцию по захвату Крыма. В связи с трехкратным превосходством армии Фрунзе судьба Крыма была предрешена. Главнокомандующий Вооруженными силами Юга России генерал Врангель Петр Николаевич, понимая неотвратимость поражения своей армии, отдал приказ на эвакуацию. Предварительно заручившись поддержкой Франции, которая в апреле 1920 года признала Правительство Юга России. Тем гражданам, которые могли не опасаться репрессий со стороны красных предложено было остаться. Эвакуацию планировалось осуществить морским путем. Пунктом стоянки бы определен Констатинополь.

На дворе был ноябрь 1920 года. Для эвакуации было собрано примерно 120 единиц плавсредств - военные корабли, торговые суда, баржи и даже был задействован плавучий маяк с буксиром. Из них боевых кораблей было около сорока единиц. Также правительства Болгарии, Сербии, Словении предоставили свои корабли для эвакуации гражданского населения.

Грузились и отходили спешно, так как красные уже форсировали Сиваш и взяли Перекоп. Обмундирование было летнее, и ожидались поставки формы из Англии, за которую было заплачено золотом. Защитники Перекопа замерзали в летних одеждах. Но к счастью, в день эвакуации обмундирование пришло. Также хочу отметить, что осуществить эвакуацию в короткий срок нереально. Поэтому сразу после назначения Врангеля на пост Главнокомандующего войсками Юга России, еще в апреле 1920 года началась подготовка к эвакуации на случай поражения Белой армии.

Готовить и проводить эвакуацию Врангель уполномочил вице-адмирала Кедрова, ранее назначенного командующим Черноморским флотом.
Адмирал Кедров и выводил всю армаду кораблей из Крыма в Константинополь - пункт приписки, согласованный французским правительством. Погрузка людей проходила в течении трех дней. Корабли были перегружены. Как пример, пассажирский корабль «Владимир», рассчитанный на 3000 человек, перевозил на борту 12000.

Из справки представленной капитаном 1 ранга Н.Р. Гутаном: «Врангель смог с 12 ноября по 18 ноября 1920 года перевезти 145693 человека. Из которых 6628 раненых и больных, на 138 военных и торговых судах, как русских так и иностранных».

Турция, Сербия, Болгария, Румыния и Греция согласились принять гражданское население.
Сухопутных военных разместили таким образом. Добровольцев отправили в Галлиполи, Донских казаков в Чаталдже, Кубанцев на Лемнос.

Англичане в своей помощи отказали. И судьба беженцев полностью ложилась на плечи Франции, признавшей правительство Врангеля.
Флот было предложено разместить его в городе Бизерта (Тунис), но были сомнения из-за союзников. Наконец Совет министров Франции 1 декабря 1920 года принял решение направить Черноморский флот в Бизерту.

В Бизерту отправлялись лишь моряки и их семьи, а также гардемарины, большинство из которых были сироты. Всего около 6000 человек.
Вице-адмирал Кедров сформировал для отправки в Бизерту эскадру из тридцати трех боевых кораблей, которая и получила название «Русская эскадра». Эскадра выводилась из Константинополя двумя конвоями в сопровождении французских кораблей. В декабре 1920 года первый конвой, состоящий из четырех дивизионов в сопровождении французского крейсера «Этгар Кине» отбыл в Бизерту.

Первым в порт Бизерты вошёл пассажирский пароход «Великий князь Константин», перевозивший семьи моряков. Затем подходили «Алексеев» с Севастопольским Морским корпусом, «Генерал Корнилов» и другие. 29 декабря все корабли из первого конвоя были в Бизерте. Второй конвой в составе двух дивизионов вышел из Константинополя только в январе 1921 года. Из-за непогоды последний корабль прибыл только 17 февраля.

Также не стоит думать, что правительство Франции действовало бескорыстно. Оно вынашивало планы оставить все русские корабли в залог, а моряков отправить обратно в Россию. И только усилие адмирала Кедрова, а также французских адмиралов не позволило этому осуществиться.

Во время эвакуации Врангель не был откровенен перед своей армией. Ещё в начале ноября, получив письмо от представителя Франции, в котором предлагалось русским офицерам принять французское подданство и перейти на службу во французскую армию и флот. Как бы поступили военные, узнав такую правду мы можем только догадываться. Все они были уверены, что сохранив армию и флот, они вернутся и продолжат борьбу с большевиками, и освободят свою родину, которую искренне любили и не хотели её покидать.