О жертвах

Евгений Френкель
НЕЧТО
Одно бытие отличается от другого как НЕЧТО, которое есть не то, что другое. Нечто начинает своё существование, существует и заканчивает своё существование. Некоторые нечто существовали в прошлом, но уже не существуют, из бытия превратились в небытие. Другие нечто существовали в прошлом, существуют ныне и возможно будут существовать в будущем. Третьих нечто нет. При всех различиях одних нечто от других, БЫТИЕ есть то общее, что объединяет все существующие нечто, а если учесть, что при прекращении одного существующего нечто оно превращается в другое существующее нечто, то НЕЧТО  существенно преходяще, а БЫТИЕ существенно сохраняющееся. В неживой природе нечто существуют во взаимодействии друг с другом, в котором они выступают как разные сущности, находящиеся друг с другом в конфликте, в результате которого нечто либо теряют свою сущность, либо сохраняют её, либо они, сохраняя свои сущности создают третью, например, при определённых условиях положительно заряженные протоны и отрицательно заряженные электроны создают электрически нейтральные атомы.

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
Благодаря общности условий возникновения определённых сущностей возникает множественность. Множественность служит сохранению сущности, потому что при множественности нечто определённой сущности с исчезновением одного нечто определённой сущности сущность сохраняется. При этом нечто определённой сущности выступает как внутреннее по отношению к враждебному ему внешнему окружению. В неживой природе работает принцип сохранения сущности в виде ИЗМЕНЧИВОСТИ В УСТОЙЧИВЫХ ФОРМАХ. В неживой природе накапливаются такие активы сохранения сущности как множественность, твёрдость, прочность, упругость, поверхностное натяжение, реагирование. В неживой природе нет смерти, потому что смерть это атрибут жизни.

ЖИВАЯ ПРИРОДА
Реагирование, питание как способность превращать чуждое ему внешнее в свое внутренне и размножение как способность самому становиться средой воспроизведения своей сущности отличают живое от неживого. Живое в отличие от неживого ЕСТЬ УСТОЙЧИВОСТЬ В ИЗМЕНЧИВЫХ ФОРМАХ.

СМЕРТЬ
Все одноклеточные живые организмы, полипы и гидры, медузы турритопсис и некоторые морские ежи практически бессмертны (не стареют). С ними происходят разные непрпятности, но благодаря размножению, подвижности, стремлению к благоприятной среде они сохраняются. Очень незначительный процент живых существ, среди которых и люди, вследствие их сложной организации подвержены старению и потому в принципе могут умирать от старости. Смерть – это биологический инструмент жизни для того, чтобы выживали наиболее сильные и приспособленные. Так, она важна для создания непрерывной смены поколений, необходимой для внутривидовой изменчивости живых организмов. Живая природа чрезвычайно расточительна при размножении. Это позволяет выживать наиболее жизнеспособным. Живые организмы поедают друг друга. Смерть связана со страданием. Растения не менее чувствтиельны, чем животные, хотя и бессловесны. С другой стороны, у живых существ ваработаны рефлекторные защитные реакции призванные снизить или свести на нет предсмертные мучения, – преагональное состояние, сопровождающееся полной или частичной потерей сознания, равнодушием к происходящему, потерей чувствительности к боли, возникают супор или кома. Смерть НЕЧТО ради сохранения сущности, скажем, популяции – это жертва.

ЛЮДИ ЕДЯТ МЯСО
Люди едят мясо. Потребление мяса и мясных продуктов на душу населения порядка 70 (Россия)-120 (США) кг в год. По другим странам цифры другие, но порядок цифр понятен. Миллиарды христиан, мусульман, людей других вероисповеданий и атеистов ежедневно потребляют миллионы тонн мяса, забивая скот на скотобойнях.

БОЖИЯ ЗАТЕЯ
Прежде всего надо обратить внимание, что затея с жертвоприношениями не человеческая, а Божия. Первым животных убил Бог. Быт.3:21: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». Дело было так. Жена взяла плодов от дерева познания добра и зла и ела, «и дала также мужу своему, и он ел» (6). Некоторые люди предположили, что Адам, увидав свою жену обезображенной, не во славе, в бедственном положении, ел с нею из любви к ней. Возможно и так. Но когда они поели оба, их души умерли, потому что у них было утеряно святое дыхание жизни от Бога, которое близко присутствию Божию: Божию миру и Божией радости Святого Духа Божия. Они утеряли свой славный, подобный Божию образ, испугались «и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (7) и скрылись «от лица Господа Бога между деревьями рая» (8). Когда Бог спросил Адама «Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (11), Адам стал защищать себя и уже не пылал любовью ни к жене и ни к Богу: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (12). В Адаме произошла та же перемена, что и в его жене. «Грех вошёл в мир и грехом смерть» (Рим.5:12). Говоря к людям и к змею, Бог сказал, что жена, прообраз Божия народа, родит Потомка, Который и семя Которого будет поражать змея в голову, а змей будет жалить его в пяту. Супруги уже осознали весь ужас утери райского сада и поняли смысл Божиих слов. Адам нарёк имя своей жене Ева (Жизнь), «ибо она стала матерью всех живущих» (Быт.3:20), и Ева свего первенца назвала Каином – Приобретение, потому что, сказала она: «приобрела я человека от Господа».(Быт.4:1). Супруги покаялись. За них была принесена заместительная жертва. Их грех был покрыт принесением жертвенных животных согласно Лев.4., и им было прощено (20). Бог совершил с ними это для того, чтобы они не умерли физической смертью, «ибо возмездие за грех – смерть» (Рим.6:23), но принесение жертвенных животных «через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело... и без пролития крови не бывает прощения» (Евр.9:13,22).   

АДАМ И ЕВА
Адам и Ева были полны раскаяния. Кротчайший Силуан, удостоившийся Встречи с Богом в начале своего служения, писал: «Душа Адама была совершенная в любви Божией и знала всю сладость рая, но была неопытна, и не отразил он искушения Евы, как отразил искушение своей жены многострадальный Иов (Иов.2:9,10)... Душа, потерявшая благодать, скучает по Владыке и плачет, подобно Адаму по изгнании из рая. И никто тогда не может утешить её, кроме Бога. Слёзы Адама были велики и текли ручьями, смочая лицо, и грудь, и землю; и воздыханья его были грубоки и сильны подобно кузнечному меху. Он вопиял: «Господи, возьми меня паки (то есть снова) в рай»». И ещё. «Любовь Господня горяча и не даёт помнить землю. Кто испытал её, тот неутомимо день и ночь ищет её и влечётся к ней. Она теряется нами за гордость и тщеславие, за неприязнь к брату, за осуждение брата, за зависть, она оставляет нас за блудную мысль, за пристрастие к земным вещам, за всё сие уходит благодать, и опустошённая и унылая душа скучает тогда о Боге, как скучал отец наш Адам по изгнании из рая. Слёзно взывал Адам к Богу: «Скучает душа моя по Тебе, Господи, и слёзно ищу Тебя. Воззри на скорбь мою и просвети тьму мою, да возвеселится душа моя. Я не могу Тебя забыть. Как забуду Тебя? Твой тихий, кроткий взор привлёк мою душу, и радовался дух мой в раю, где я видел лицо твоё. Как забуду я рай, где любовь Отца Небесного веселила меня»». Подобно тому как Пушкин во всех своих великих творениях говорит своё, Силуан здесь говорит о себе. Раскаявшиеся и прощённые Адам и Ева, изгнанные из рая, поселённые в Эдеме к востоку от райского сада, стремились в рай. Потому Бог «поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:24). Адам и Ева верили в Бога, искали Его (Деян.17:26-28), призывали Его имя соблюдали заповеданные им субботы (Быт.2:2,3), в которые совершали священные собрания в памятование о Боге Творце неба и земли (Лев.23:3). Они утратили жизнь по закону Божественного дыхания жизни, но Бог оставил им жизнь по закону совести, «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда... Бог будет судить тайные человеков через Иисуса Христа» (Рим.2:14-16). Потому Ева свего первенца назвала Каином – Приобретение, потому что, сказала она: «приобрела я человека от Господа».(Быт.4:1).

КАИН И АВЕЛЬ
Однако Преобретение оказалось Преобретателем. Каин искал своего, уходил от лица Господня. Адам и Ева были разочарованы в Каине. Потому второго своего сына назвали Авель – имя, которое означало нечто ничтожное и тщетное: «пар», «суета», «плач». Но Авель не был ничем, а был почитавшим себя ничем. Он не искал своего, а того, что угодно Богу (Флп.2:21). Авель верил в Бога, искал Его, не шёл от лица Господня, а приближался к Богу, призывал Его имя, хранил памятование о Боге, жил по закону совести. «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще» (Евр.11:4). Каин «был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» (1Ин.3:12). Авель принес Богу жертву верою. Каин принёс жертву языческую. Язычники поклоняются и служат твари вместо Творца (Рим.1:25), но суть языческой жертвы не в том, кто бог, какому служат, но какой бог. Язычники приносят своим идолам всевозможные жертвы, в том числе и человеческие, чтобы умилостивить идолов, чтобы идолы были милостивы к ним. Каин искал не Бога, а Божиих благословений. «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его». Каин не внял Божиим наставлениям, убил брата, ушел от лица Господня, пошёл каиновым путём (Иуд.1:11).

УЧЕНИЕ О ЖЕРТВАХ
Наиболее подробно учение о жертвах приносимых в скинии (мишкан) и в храме (и те и другие будем называть храмовыми) – учение о жертвоприношениях (корбанот) изложено в книге Левит (Ва-йикра). Эти жертвы искупительные: жертва за грех (шаттат) и жертва повинности (ашем) и жертвы неискупительные: жертва всесожжения (олот), хлебная жертва (минха) и жертва мирная (шламим). Неискупительные жертвы – жертвы благодарения, в благоухание, приятное Господу.

ЖЕРТВА ЗА ГРЕХ
Жертву за грех должна была принести душа если она согрешит по ошибке и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не должно делать (Лев.4:2), то, когда узнан будет человеком грех, которым он согрешил, должен он привести в зависимости от своего статуса и достатка к дверям жертвенное животное и возложить свои руки на его голову, и заколоть его пред Господом, и возьмёт священник помазанный крови животного и внесёт её в святилище и покропит и сделает всё, как предписано в Лев.4:5-12, «и так очистит его священник от греха, которым он согрешил, и будет прощено ему» (35).

ЖЕРТВА ПОВИННОСТИ
В случае отдельных согрешений, перечисленных в Лев.5:1-4 человек должен был принести жертву повинности. Грех отдаляет человека от Бога. Исповедание греха, раскаяние в нём и искупительная жертва приближают человека к Богу. Грешник возлагал руки на голову жертвы и его осквернённая грехом жизнь переходила на жертву, а жизнь невинной жертвы переходила на него. Заместительная жертва была прообразом совершенной жертвы Иисуса Христа. Пролитие крови и освящение жертвенника были прообразом освящения верующих в Крови Христа.

ЖЕРТВА ВСЕСОЖЖЕНИЯ
Жертва всесожжения в благоухание, приятное Господу, приносилась человеком, если он имел возможность сделать дело доброе и угодное Богу и не сделал по небрежности, лени или забывчивости. «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак.4:17). Жертва всесожжения сжигалась полностью и была образом полной отдачи себя Богу. Такая жертва, подобно принесению Авраамом Исаака, была прообразом совершенной жертвы Иисуса Христа.

ХЛЕБНАЯ ЖЕРТВА
Это частью сожигаемая на жертвеннике, жертва, благоухание, приятное Господу, частью Аарону и сыновьям его, великая святыня (Лев.2:2,3). Аарон первосвященник, приходящий с кровью, посредник, соединяющий земное и небесное. Он участвует в трапезе Господней. «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин.4:34) Хлебная жертва - прообраз благодарности Богу за спасительную и посредническую миссию Христа.

МИРНАЯ ЖЕРТВА
Мирная жертва, «если кто в благодарность приносит ее, то при жертве благодарности он должен принести пресные хлебы, смешанные с елеем, и пресные лепешки, помазанные елеем, и пшеничную муку, напитанную елеем, хлебы, смешанные с елеем; кроме лепешек пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной». Жертвователь сам участвует в трапезе. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53). Мирная жертва – символ восстановления отношений с Богом, прообраз соработничества верующих со Христом.