Музиль, Человек без свойств

Надинан
"Предшествующие века ваяли гуманизм, прогресс, светлое будущее, философские системы - неприступные крепости, культивировали разум и возвышали дух с тем, чтобы к XX веку прийти к мировым войнам, "империям зла", континентам - "концентрационным лагерям" и "светлому будущему", построенному в рвах и котлованах, засыпанному костями миллионов... И хотя ничего из перечисленного тогда еще не существовало, великие духовидцы уже поняли опасность "формы", "свойств", "великих идеалов", самого духа, слишком часто срывающегося в первобытное и изначальное зверство. Требовались художники принципиально иного антигегелевского толка, больше всего страшащиеся "систем", "окончательных решений", "непобедимых идей".

Р. Музиль: "Идеалы XIX века рухнули? Скорее так: человек рухнул под их тяжестью".

Медленно, но все же продвигаясь по страницам "романа века" Роберта Музиля - внезапно обнаружила, что двойником "Человека без свойств" является не кто иной, как герой другого "романа века" - доктор Живаго.
Обращал ли кто-то на это внимание раньше?
Читал ли Борис Пастернак Музиля?
Обоих героев одинаково должна засосать воронка Первой Мировой - только роман Музиля остался незавершенным...

Вот Пастернак:
"Хорошо, когда человек обманывает ваши ожидания, когда он расходится с заранее составленным представлением о нем. Принадлежность к типу есть конец человека, его осуждение. Если его не подо что подвести, если он не показателен, половина требующегося от него налицо. Он свободен от себя, крупица бессмертия достигнута им."

А вот о "Человеке без свойств":
"Музиль демонстративно помещает своего "экспериментального" человека в атмосферу неопределенности, предлагая ему вместо "чувства действительности" руководствоваться "чувством возможности". Возможность одна из главных категорий музилевского мира... Соответственно этому синонимом "иного состояния" предстает "эссеизм", "жизнь на пробу" (от исходного значения слова "essay" - проба, попытка)."

Пастернак:
"Я знал двух влюбленных, живших во время Революции в Петрограде и не заметивших ее."

Музиль:
"Человек, настолько опередивший свое время, что оно его не замечает... "
***
Музиль называл идеалы "фабрикантами иллюзий".
Можно вспомнить спор Живаго и комиссара Антипова в бронепоезде.

***
"Самые опасные люди - одержимые, фанатичные, абсолютно уверенные, не знающие альтернатив. До сих пор такие правили миром. Не оттого ли мир столь плох? Я не хочу сказать, что он станет лучше, если фанатиков заменят неврастеники, но без альтернатив, конкуренции идей и людей, без рынка духа возможны лишь фаланстеры и архипелаги ГУЛАГи...

Мы слишком натерпелись от людей "со свойствами", не пора ли прислушаться к "человеку без свойств" - к державе в о з м о ж н о с т е й, к тем, чьи свойства еще не одеревенели, а "находятся в состоянии перманентного акта творения" - как у Адама, который сотворен, сотворяется и будет сотворяться?

Но вот тут-то и нужны люди, "которых еще нет" - открытые, сомневающиеся, взвешивающие, незашоренные, широко смотрящие на мир, знающие все его недостатки, не приукрашивающие человека - со свойствами или без них."

(Игорь Гарин, "Век Джойса".)