Одсун Алексея Варламова

Юлия Ви Комарова
Мне понравилась книга. Самое поразительное в ней то, что автор с удивительной достоверностью описывает не только мои личные воспоминания о времени студенчества и молодости в Москве 90-х, но то, какие чувства и мысли вызывает наше настоящее, особенно события, связанные с Украиной и всем этим конфликтом, переросшим в войну.

«Одсун. Роман без границ»

Алексей Варламов

Возрастное ограничение: 18+
Дата выхода на Литрес: 14 февраля 2024
Длительность: 17 ч. 16 мин. 26 сек.
Чтец: Станислав Иванов
Правообладатель: АСТ-Аудиокнига

О чём?

О целой эпохе. Об удивительной метаморфозе социалистической сверхдержавы в капиталистическую заурядную страну. О превращении советских детей в бизнесменов, ментов и бандитов. О том, как братство и дружба между народами выворачивается в лютую ненависть. О том, что от каждого маленького человека зависит судьба страны и мира.

А начинается повествование с того, что в Чехию нелегально приезжает филолог Славик (так зовут его друзья детства – те, с кем он играл в жопки на подмосковной даче). Герою уже далеко за 40, но у него нет, как мы понимаем, ни семьи, ни дома – только воспоминания об утерянной любви и стране.

Личное и общечеловеческое здесь настолько тесно переплетены, что отделить одно от другого практически невозможно. Тем более, что Славик сам чувствует свою персональную ответственность за всё, что произошло. Он совершенно уверен в том, что он с его любимой Катей виновен в конфликте России и Украины, это из-за них всё пошло наперекосяк.

В романе две параллельные сюжетные линии: судьба героя (и его любовный роман с украинкой Катей) и судьба судетских немцев, в доме которых герой поселился. История страшного по своей жестокости выселения чехами немцев вызывает желание запараллелить все эти события с нашим настоящим. Не для того, чтобы ждать подобного, но чтобы избежать такого расклада.

"– Но за что? – подскакиваю я и ору в ответ: – Ну ладно мы, евреи, поляки, французы, греки. Этих я могу понять. Но чехам-то за что было немцев ненавидеть? Что они им сделали? – О, ты не знаешь, что такое ненависть, которая копится веками, – вкрадчиво говорит Одиссей, понижая голос, и как шарлатан водит пальцем перед моим изящным носом. – Ты не знаешь, что такое огонь, который медленно тлеет и жжет человека изнутри. И не одного человека, а весь народ. И не короткое время, а всю жизнь. И не одну, а много жизней, десятилетий, веков, так что это жжение передается из поколения в поколение и заражает весь народ."

Что хорошо?

Мне очень близки все воспоминания героя о советском детстве – да, моё детство прошло в Крыму, но и у меня были беззаботное лето, дурацкие игры и странные друзья. А главное – у нас всегда было звёздное небо, полное тайн и открытий. То, что герой жил на улице Звёздной, это ведь немыслимое счастье! И вся линия со звездочётами и "звездарней" очень хороша и поэтична.

"Звезды знают о нас то, чего не знаем о себе мы сами, и, если научиться читать сигналы, которые они посылают, жизнь на Земле станет честнее и справедливей."
Классно передана атмосфера Москвы нашего студенчества на излёте советской эпохи: все эти ветры перемен, которые выдували из нас последние горстки благоразумия. Да какое там может быть благоразумие у юных, когда бурлят гормоны, хочется всё перевернуть и кажется, что можешь переделать мир просто потому, что знаешь, какой он должен стать.

"Говорят, нечто похожее случилось и в семнадцатом году. Тоже повылезала разнообразная шпана, и тоже все ликовали: долой царя, да здравствует свобода, демократия – а потом драпали за границу или забивались в подполье. Но если бы тогда мне сказали, что вот я иду и ору, счастливый, свободный, во всю свою юную глотку: «Долой КПСС!» – а потом за это буду нищенствовать, потеряю семью, родину, смысл жизни, я бы все равно орал: «Долой!» А коммунистов за то, что они дважды погубили мою страну, – и когда пришли и когда уходили, – не люблю еще больше."

А потом жесть – то, к чему всё это привело. После эйфории, как всегда, отходняк. Причём описывает автор не Москву бандюков, а Москву интеллигентов, которые странным образом разделяются на практически нищих и тех, кто волей случая становятся не отвлеченными философами, а успешными бизнесменами, если вы меня понимаете. И это реально отлично сделано.

Особенно умилил меня эпизод покупки шубы на Тушинском рынке. Как сейчас помню тот славный день, когда муж с первой своей настоящей зарплаты купил мне именно на Тушке шикарное, как мне казалось, пальто. Правда, мне бы не пришло в голову связываться с напёрсточниками на рынке – всем же понятно, что это лохотрон.

Но хороша книга не только этим фоном, здесь и сюжет важен. Простая, но при этом совершенно чудесная история любви – с Артеком, Чернобылем, литинститутом, Карпатами и сплавом по суровой русской реке, с радужной Америкой и диким русским пьянством. Только наш человек мог так всё запутать и профукать!

Ну, и безусловно важен здесь акцент на разборках между нациями, сам одсун, давший название книге:

"– Или, может быть, ты хочешь сказать, что у вас своих одсунов не было? – спрашивает он надменно. – Были, – соглашаюсь я. – Одна коллективизация чего стоит. И чеченцев с калмыками да с крымскими татарами из родных мест повыселяли. И немцев из Кёнигсберга тоже поголовно всех вывезли. Но не так, как это было сделано здесь. Не так! Там была жестокость власти, но не народа. Власти, которая отвратительна по определению, но народ… Скажи мне, мудрый эллин, почему чехи оказались такими? Когда сегодня на них смотришь, это меньше всего приходит в голову. Славные, добрые, миролюбивые люди. И ведь ни один не стал протестовать, ни один не воззвал ни к разуму, ни к справедливости, ни к милосердию. А потом еще приняли закон, по которому никто из тех, кто убивал, резал, насиловал, грабил, унижал во имя свободной республики, не понес за это ответственности!"

И, конечно, потрясающий финал. Прямо хочется его здесь привести целиком, но не буду злоупотреблять вашим вниманием и спойлерить. Лучше всего он воспримется неожиданно, по-живому.


Что не так?

Мне не понравилось глобальное обобщение, когда герой говорит об изгнании из рая как о самом первом одсуне. Вообще некоторые идеи книги мне кажутся спорными, такими, что ли, обывательскими. А некоторые действия героя довольно театральными, условными.

Но при этом герой получился живой, настоящий, узнаваемый – такой архетипичный советский ребёнок из интеллигентной семьи, который закончил универ и пошёл работать в издательство просто по инерции, хотя мог бы сделать что-то другое, и это изменило бы мир. Маленький человек нашего времени.

"Мне был двадцать один год, я ждал от этих цифр чего-то необыкновенного, и в голове у меня роились романтические мечты завербоваться на Север, на Соловки или на Дальний Восток, на Курильские либо Командорские острова, узнать жизнь, поработать в районной газете, поездить по стране, и, наверное, жаль, что я этим мечтам не последовал."

И ещё. Мне показалось, что в какой-то момент автор спохватился, что нет у него в романе какого-то экшена, который вроде как требуется современному читателю, и он решил добавить остросюжетные эпизоды в Киеве. Как по мне, так и без них было бы чудесно.

В общем, друзья мои, можете смело читать и слушать. Озвучка хороша, голос и интонации чтеца, по-моему, соответствуют герою. Одного не пойму, почему УлИсс превратился у чтеца в Улисса с ударением на первом слоге? Вот правда, не понимаю я, как можно читать книгу на большую аудиторию и не поинтересоваться, как звучит такое довольно известное имя.

Язык у автора отличный, читается в удовольствие. Басинский сказал, что после прочтения этой книги он изменил своё скептическое отношение к современным романам. Ну так ведь Варламов, как-никак, мэтр – ректор Литинститута. С удивлением узнала, что он вообще не собирался этот свой роман публиковать, помогла случайность.

А вы уже прочитали? Слушали? Будете?