4 Древних восточных патриархата. Иерусалимский

Ольга Липа
История. Ч.II. Четыре древних патриархата Вселенской Церкви на Востоке (Древняя восточная церковь - православная). Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский.

1. Иерусалимский патриархат. Величайшие Святыни христианского мира. Восточный Иерусалим.

Иерусалимский патриархат (Греко-православный патриархат Иерусалима, Церковь Сиона)) — древнейшая автокефальная поместная православная  церковь (1), занимающая четвёртое место в диптихе (списке) автокефальных поместных церквей. 
По преданию Иерусалимская православная церковь была основана апостолами в день Святой Троицы (Пятидесятницы), на 50 день после Пасхи, Воскресения Господня. В тот день Святой Дух сошел на апостолов и дал начало новой веры.  Данная церковь получила статус патриархата в 451 году. Первым епископом Иерусалимской Церкви был святой апостол Иаков (2), брат  Иисуса Христа, принявший мученическую кончину от рук царя Ирода (3).  Современная резиденция патриархата расположена в  кафедральном соборе  храм Гроба Господня в Палестине, Восточном Иерусалиме в христианском квартале Старого города Иерусалима. (*). Службы ведутся на древнегреческой языке. В настоящее время с 22.10.2005 года возглавляет Феофил III (в миру Илия Яннопулос; родился 4 апреля 1952 года, Гаргальяни, Месиния, Королевство Греция). Церковная юрисдикция  распространяется на  Палестину, Иорданию и Израиль. Патриарха избирает священный синод. Управляется патриархом Иерусалимским и Священным синодом.

2. Храм Гроба Господня Восточный Иерусалим.
Иерусали;мский храм Воскресе;ния Христо;ва или Храм Гроба Господня, расположен в Палестине* в г. Восточном Иерусалиме в христианском квартале Старого города Иерусалима. Возведен на месте, где, согласно Священному Писанию, был распят (холм Голгофа),  погребён, а затем Воскрес Иисус Христос. Ежегодно накануне православной Пасхи, в храме на Гроб Господень сходит Благодатный огонь. В эти пасхальные дни туда прибывает огромное количество паломников. Храм Гроба Господня - одно из самых священных мест для христиан всего мира. Был основан Еленой Равноапостольной и освящен 13 сентября 335 г. Монументальный комплекс включает сад Иосифа Аримафейского (4), где располагалась Голгофа — холм, на котором был распят Иисус; место обретения Креста — пещера Обретения; пещера с Гробом Господним; Честный Животворящий Крест, титло INRI — табличка с надписью, прибитая к Кресту «Iesvs Nazarenvs Rex Ivd;orvm» «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». (5) 4 Евангелия).

2.1. Раскопки в Восточном Иерусалиме и обретение Орудий Страстей Господних. Равноапостольная Елена и (сын ее) Равноапостольный Константин. Основание Храма.
Святая Елена (Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская; в миру Фла;вия Ю;лия Еле;на А;вгу;ста ок. 250—330) — мать первого христианского  римского императора Константина I (6). В возрасте около 80 лет  «имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественные места, закрытые нечестивыми»(«Хронография» Феофана). Так ею была организована археологическая экспедиция под руководством  епископа Иерусалимского Макария I.
Раскопки проводились под языческим капищем Венеры, богини сладострастия (7). Нечестивые специально поставили там свое святилище, дабы скрыть место казни невинно убиенного Иисуса и нахождения христианских Святынь. В ходе раскопок была обнаружена пещера, в которой по преданию был погребён Христос  с Гробом Господним; обретены Орудия Страстей (или Реликвии Страстей, принесшие Иисусу духовные и физические страдания): Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI*.
По свидетельству историков древности, гвозди в первозданном виде не сохранились, так как Константин переплавил их в доспехи и конное снаряжение. (8)

3. Величайшие Святыни Храма Гроба Господня.
3.1. Животворящий Крест.
Животворящий Крест (Истинный Крест, или Крест Господень, или Животворящее Древо) был обнаружен под обломками храма Венеры (в цистерне для сбора воды). Однако там было обнаружено три креста. И когда епископ Макарий приложил Крест Животворящий к покойнику, тот ожил. Затем он воздвиг Крест, чтобы ему могли поклониться христиане. 
После обретения Креста произошло начало празднества Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (9).
Так «царица Елена нашла истинный Крест по надписи “Иисус Назорей, Царь Иудейский” (Амвросием Медиоланским «Слово на кончину Феодосия») (также другими авт) (повт. Обрет.)

3.1.1. Форма и древесные породы из которого состоял Крест Господень. В византийской традиции (восточной) Христос был распят на восьмиконечном трехсоставном Кресте, состоящем из трех пород дерева. Столб Креста был сделан из кипариса; поперечная перекладина, к которой были прибиты руки Христа, была сделана из певга (сосны); «подножие» — нижняя поперечная перекладина, на которой стояли ноги Иисуса Христа, была сделана из кедра. В этом церковные писатели ссылаются на Ветхий Завет. Книгу пророка Исаи 60:13 «Слава Ливана придёт к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих». Данное предание нашло свое отражение в богослужебной православной литературе.

 3.2. Титло INRI*. «Иисус Назорей, Царь Иудейский» — «Преступление Иисуса». Понтий Пилат.
Тот, которого происхождение от дней вечных и кто должен быть Владыкою в Израиле, должен родиться в Вифлееме (Мих. 5:2) (10).
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы (11) с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. (От Матфея 2:1 — 2:2)
Иисуса судили и казнили во времена Понтия Пилата. Иудея была тогда римской провинцией. Понтий Пилат (12 г. до н.э. — после 37 г.)  римский префект  Иудеи c 26 по 36 год (12). Ему принадлежала административная, судебная и военная власть. Историк 1 века Корнелий Тацит называл его прокуратором (13). Иосиф Флавий игемоном (наместником) (14)
В Древнем Риме был обычай вешать на осужденного табличку с указанием, совершенного им преступления. «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал». (Евангелие от Иоана 19:19-22) (15)  «...И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!» (Евангелие от Иоана 19:14). Таким образом, префект не сомневался в словах Иисуса и пытался образумить иудеев.
    Понтий Пилат трижды отменяет казнь Иисуса. «Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины» (Евангелие от Иоана 19:6).  Префект возымел страх и пытался освободить Иисуса, уверовав, что Он Сын Божий (Евангелие от Иоана 19:8, 19:12) Однако иудеи начали ему угрожать: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю [императору]...»
«Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших». (Евангелие от Матфея 27:24— 27:25)
Из апокрифа 2 века «Евангелия от Никодима» следует, что после описанных в Евангелиях чудесных знамений, сопровождавших смерть Иисуса,  «игемон и жена его предались печали глубокой, не ели и не пили в тот день». 
Титло INRI* —  сокращенное название от латинского варианта написания Titulus «Iesvs Nazarenvs Rex Ivd;orvm», табличка (табличка — в православии «титло») с Креста Иисуса  с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский».

 3.3. Камень помазания.
Камень помазания  (Камень миропомазания, Камень умащения, Доска Господня) на который положили тело Христа после снятия его с креста.   Одна из главных христианских святынь. Там Иосиф Аримафейский (4) и Никодим (16) подготовили тело к погребению, совершили помазание миром и алоэ, отнесли и положили Его в гроб. Камень находится в Храме Гроба Господня.

3.4. Гроб Господень (Святой Гроб) — главная святыня христианского мира, гробница в скале, где  Иисус Христос был погребён Иосифом Аримафейским. Гроб Господень является гробницей, высеченной в природной скале. Тело Иисуса возлежало на каменном погребальном Ложе. На третий день после распятия Иисус Воскрес из мертвых и явился женам   мироносицам (своим ученицам).
Нехристианский автор Иосиф Флавий 1 веке так пишет про Иисуса: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком». «По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту». На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. (— Иосиф Флавий. XVIII:3 // Иудейские древности)

4.  Пещера Рождества Иисуса в г. Вифлиеме, место Тайной вечери на горе Сион, Голгофа.
4.1. Пещера Рождества Иисуса находится в г. Вифлиеме в Палестине (Верте;п Рождества, Грот Рождества, Святой Вертеп, «Пещера Яслей») () на высоте 775 метров над уровнем моря. Над пещерой равноапостольный Константин со своей матерью равноапостольной Еленой воздвигли  Базилику Рождества Христова (базилика — архитектурный стиль церковного строения), которая была освящена 31.05.339 года. Место рождения Христа находится в восточной части пещеры и отмечено 14-конечной серебряной звездой.
Рождение Иисуса в Вифлиеме предваряется пророчествами из Ветхого Завета  (книга пророка Михея 5:2 и др.) и Новым Заветом (Евангелие от Матфея 2:1— 2:2; Евангелие от Луки 2:4 — 2:6)
 В 2012 г. Храм внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

4.2. Место Тайной вечери на горе Сион.
Тайная Вечера на горе Сион — последняя трапеза Иисуса с Его учениками. Гора Сион (Джабаль Сахьюн) - холм в Иерусалиме, расположенный  за стенами Старого города на возвышении 765 м над уровнем моря.
Та;йная ве;черя (Евангелие от Матфея 26:17—26:29, Евангелие от Марка 14:12 -14:25; Евангелие от Луки 22:7—22:30; Евангелие от Иоана 13—17) – пасхальная трапеза (ужин) Спасителя с учениками-апостолами накануне Его крестных страданий, в Великий Четверг, во время которой Он установил Таинство Причащения (Евхаристии), как благодатного средства единения верующих с Богом и друг с другом, которое совершается ныне за богослужением, именуемым Литургией.

4.3. Голго;фа — и холм, где, по Новому Завету, был распят Иисус Христос. В переводе с арамейского (17) — «череп», называется так из-за скопления черепов, казненных преступников в древнем Иерусалиме; согласно преданию, считается также местом смерти Адама (Кровь Иисуса омыла череп Адама и грехи человеческие).  Голгофа расположена в христианском квартале Старого города Иерусалима. Одна из двух главных святынь христианства на ряду с Гробом Господним.
«И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса».  (Новый Завет. Евангелие от Иоана 19:17-19.18)
 
 ____________________________________________________
Примечания

* Спорная территория (Палестина/Израиль). Международное сообщество считает Восточный Иерусалим частью палестинских территорий, de facto аннексированной Израилем. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 67/19 от 29 ноября 2012 года однозначно говорится об «аннексии Восточного Иерусалима».

1. Автокефальная поместная церковь — автономная, независимая от других церквей.
 2. Иаков - третий библейский патриарх. Известен тем,что боролся с Ангелом. А в образе Ангела ему явился сам Господь. «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Бытие 32:28).

3. Ирод - (74 год до н.э., Идумея, Хасмонеи; Западная часть Западного берега Иордан, в двух км от современного г. Модиин-Маккабим-Реута - 4 год до н.э. Иерихон, Иродианская Иудея*). Ирод, узнав, что волхвы идут в г. Вифлеем поклониться новорождённому «Царю Иудейскому», испугался заговора  и отдал приказал убить всех вифлеемских младенцев в возрасте до двух лет. Библия не уточняет числа убитых младенцев, согласно  византийским источникам около 14 000    и согласно сирийским около 64 000 детей. Что было очень много, учитывая масштабы г. Вифлиема.

4. Богатый и знатный человек из города Аримафеи (Рамафа, Рамы), член Синедриона (верховный орган власти в Палестине); был последователем Иисуса, но не входил в число апостолов. Иосиф попросил у Пилата тело Иисуса, и, сняв Его с креста, похоронил в вырубленной в скале гробнице, которая принадлежала ему и находилась у него в саду. Вместе с Никодимом.

5.  II. Также титло означает надстрочный знак, в виде волнистой линии или зигзага означающий сокращение, но читающийся полностью. Такое сокращение применяется на распятии над головой Иисуса І.Н.Ц.І.,  в иконописи и священных текстах. В латинском варианте используется аббревиатура INRI «Iesvs Nazarenvs Rex Ivd;orvm» «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». В настоящее время титло в значении надстрочного знака используется только в церковнославянском.

6. Константи;н I (Фла;вий Вале;рий Авре;лий Константи;н, Константи;н Вели;кий)

7. Голгофа и Гроб Господень были намеренно засыпаны землей с целью скрыть это место от христиан, и сооружено капище (святилище) языческой богини Венеры, которой поклонялись древние римляне (в греческом варианте Афродита). На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. 

8. Обстоятельства обретение Креста также описываются другими современниками: Геласием Кесарийским (умер в 395 г., епископ Кесарии Палестинской; Кесария — древний город в Израиле, севернее него построен современный город Кесария) в латинском переводе Руфина (345–410); Сократом Схоластиком (ок. 380 – 440), Феодоритом Кирским (386–457), Сульпицием Севером (ок. 363 – 410) и другими.

9. В православии празднуют 27.09 по григорианскому календарю; 14.09. по юлианскому календарю и католики.   По сирийской версии, это было повторное обретение Креста. Следуя которой Крест впервые был обретен во второй половине 1 века, затем утерян.

10. Вифлеем - город на Западном берегу реки Иордан, находящийся под военным и гражданским контролем Палестинской национальной администрации (зона А), столица палестинской провинции Вифлеем, в исторической области Иудея.

11. «Волхвы – общее название, применявшееся ранее к магам, чародеям, астрологам, колдунам. Одними из первых пришли поклониться рожденному Христу волхвы с Востока. Волхвы (зороастрийские или вавилонские жрецы), получили откровение о пришествии в мир Христа. ... В чем состояло значение поклонения волхвов Богомладенцу Иисусу? Поклонении волхвов показало готовность не только иудеев, но и язычников принять Иисуса Христа как Царя царей». (электронное издание «Азбука веры» https://azbyka.ru/volxvy)

12. Префект — римское должностное лицо, стоявшее во главе управления отдельной  административной единицей.

13. Прокуратор — управляющий провинцией; провинция — крупная административно-территориальная единица в Древнем Риме; в данном случае Иудея.

14. Игемон (гегемон) — исторически термин использовался для обозначения звания руководителя или военачальника, наместника.

15. Данный факт подтверждают все евангелисты (Евангелие от Матфея. 27:37, от Марка. 15:26, от Луки 23:38, от Иоана 19:19).

16. Никодим - тайный ученик Христа; член Синедриона (верховный орган власти в Палестине). Сын от конкубината Констанция I Хлора и Фла;вии Ю;лии Еле;ны А;вгу;сты  (конкубинат - разрешенное сожительство женщины низшего сословия с мужчиной с римском праве; не давал право на титул и не уравнивал  в положении с "мужем"). Дети от конкубината имели права наследования. Позже сын даст Елене титул августы (императрица в древнем Риме).

17. Арамейский — язык местного населения; язык, на котором молился Иисус, древнегреческий — интернациональный язык в  1 веке;  латынь — язык римлян.