Вспоминайте о свинье!

Татьяна Погребинская
Из школьной практики

Столкнувшись с обилием ошибок, допускаемых при склонении имён существительных, я решила отойти от упражнений, предложенных авторами школьных «грамматик», и дать своим ученикам творческое задание.
Извлекла из «педагогической копилки» (большая папка, в которую я складывала вырезки из газет и журналов, которые могли пригодиться при работе над какой-то темой) стихотворение Тихона Хоботова «Свинья в полынье» и прочитала его своим пятиклассникам (дело было в начале девяностых прошлого века):

«Шла весной по льду свинья,
Ей попалась полынья.
Плюх! Торчит из полыньи
Только хвостик от свиньи.
Мы помчались к полынье,
Мы помочь хотим свинье,
Сами чуть не в полынью,
Но спасли-таки свинью!
Недовольны мы свиньей:
Разве шутят с полыньей?
Вспоминайте о свинье,
Чтоб не плавать в полынье!»

Дети развеселились, а я сказала, что это стихотворение поможет им запомнить, как изменяются окончания существительных в разных падежных формах, и спросила,  хотят ли они в этом убедиться.
Убедиться захотели все, и я начала записывать по одному предложению  на классной доске, попутно задавая детям вопросы и предлагая назвать падеж:

- Кто шёл весной по льду?
- Шла свинья, именительный падеж.
- Что попалось ей на пути?
- Ей попалась полынья, именительный падеж.
- Хвостик торчит из чего?
- Из полыньи, родительный падеж.
- От кого на поверхности воды остался только хвостик?
- От свиньи, родительный падеж.
- Мы помчались к чему?
- К полынье,  дательный падеж.
- Кому мы хотим помочь?
- Свинье, дательный падеж.
- Мы недовольны кем?
- Свиньёй, творительный падеж.
- С чем не шутят на льду?
- Не шутят с полыньёй, творительный падеж.
- О ком предлагает вспоминать Тихон Хоботов? 
- О свинье, предложный падеж.
- Чтобы не плавать в чём?
- В полынье, предложный падеж.

В процессе записи и построчного анализа мои ученики почти наизусть запомнили стихотворение, а я выдала им по чистому листку и предложила написать собственные стихи, используя пары созвучных существительных, одно из которых было бы одушевлённым, другое неодушевлённым, например: «ворона – корона», «Алёшка – матрёшка», «снежок – Дружок»  и так далее.
Школьники с интересом взялись за дело, с упоением подгоняя слово к слову, да ещё в нужном падеже, да ещё сохраняя размер и рифму! А я, прогуливаясь между рядами, стала с удовольствием наблюдать за творческим настроем, воцарившимся в классе, и незаметно подсказывать незначительные поправки, объясняя, почему тот или другой вариант лучше. 
Перед звонком почти у всех учеников были готовы черновые варианты стихов, и в качестве домашнего задания я предложила им дописать и оформить эти стихи к следующему уроку.
Получилось, да ещё как! Оказалось, что  муки творчества, которые, может быть, впервые испытали мои школяры, принесли им столько радости, сколько и не снилось при выполнении простых упражнений, а ощущение победы над словом позволило им испытать заслуженную гордость за свои труды.
Подытоживая тему, мы с классным пресс-центром выпустили стенгазету, разместив на ней ВСЕ написанные стихи, и газета эта заняла почти целую стену из четырёх, имеющихся в классе.
Среди детских работ красовалась и моя, которую я написала, чтобы не отставать от них:

РАЗМЫШЛЕНИЯ ВОРОНЫ

Призадумалась Ворона:
«А к лицу ли мне корона?»

Мысли мучают Ворону -
Про себя, да про корону…

Просто так никто Вороне
Походить не даст в короне!

Осенило вдруг Ворону:
«Надо б свистнуть мне корону!

Если буду я с короной,
Разве буду я Вороной?!

Будет имя мне, Вороне:
«Королевишна в короне»!