Вместо эпилога

Елена Журавкина
                Вместо эпилога
     Мама... Мамочка... Духовная связь с тобой на протяжении всей нашей и твоей земной жизни всегда была настолько глубокой, постоянной и всеобъемлющей, что теперь - в этот горький час потери, нам особенно трудно и тяжело осознать твой уход, смириться  с ним и жить дальше, по-прежнему соприкасаясь с тобой, но уже только душою и мысленно.
     В детстве, когда ты уезжала куда-нибудь - в командировку или в санаторий - мы, оставаясь с отцом и бабушкой, начинали скучать по тебе и считать дни, отмечая их в календаре сразу, как только за тобой закрывалась дверь. Ожидание превращалось в целое событие... Если учесть, что в детстве время длится гораздо дольше, чем в другом возрасте, то эти бесконечно-долгие дни без мамы представляли собой целые эпохи. Но чем ближе был заветный день твоего приезда, тем ожидание было нетерпеливее и сильнее.
     В связи с этим случались довольно курьезные случаи. Однажды, в один из таких периодов, когда ждать маму было уже совсем трудно и невыносимо, мы - дети, под моим чутким руководством, разумеется, поскольку я старшая в семье, решили, что будем встречать через неделю мамочку как-то по-особенному, с сюрпризом. Мысль заработала, воображение встрепенулось, работа закипела. Придумка состояла в том, чтобы привлечь внимание мамы в тот момент, когда она еще будет находиться в вагоне, наблюдая из окна, как медленно проплывает мимо знакомый перрон и здание вокзала, как нетерпеливо и чуть судорожно ищут глазами встречающие своих прибывающих близких людей, друзей, знакомых. Идея состояла в мгновенном, может, даже чуть шокирующем узнавании нас в оживленно-радостной толпе. Было решено, что мы встретим мамочку с транспарантами, которые развернем по приезду поезда.
     Помню, что на главном из них крупными буквами было написано: " Здравствуй, дорогая мамочка!" На другом: "С приездом, любимая мамочка!" Или что-то в этом роде. Ценно было то, что плакаты были сделаны нашими руками, потому выглядели очень мило, хоть и простовато. На огромных ватманских листах, на которых обычно рисовали школьные стенгазеты времен застоя, красовалась яркая надпись с чуть кривоватыми буквами, вокруг нее - наши рисунки с сюжетами, которые только могла подсказать детская фантазия; лист ватмана был прикреплен гвоздиками к большой палке: по-моему, это была часть швабры; и все это было увенчано огромным голубым бантом. Большой плакат был у меня в руках, два других - поменьше - в руках у Вики и Жени.
     Помню, что мы трудились над их изготовлением целую неделю, расстелив листы на полу, гуашью выводя нехитрые слова любви к нашей мамочке. Папа, насколько я помню, идею поддержал. А то воодушевление, с которым мы готовили сюрприз для мамы, превратило неделю ожидания ее приезда в настоящий праздник творчества. Ведь давно известно, что ожидание и предвкушение какого-либо события часто бывает даже более значимым, чем оно само. Но в данном случае, конечно, приезд мамы - событие - был главнее.
     Итак, наступил долгожданный день, когда мы с папой во главе, взяв свернутые пока транспаранты и цветы, отправились на вокзал встречать маму. А теперь вообразите эту почти сюрреалистическую картину. Солнечный, но ветреный день, вокзал, оживленный перрон со снующей туда-сюда толпой, ушлыми - чуть подшофе - носильщиками, крикливой мороженщицей, опрятными старушками, робко предлагающими пассажирам молодую картошку и малосольные огурчики, наглыми шумливыми тетками, продающими жареные семечки... Прибывающий поезд еще издалека дает сигнал, и мы тут же разворачиваем свои плакаты. Мне - лет десять, Вике и Жене соответственно по шесть. Папа стоит чуть в стороне, нервно курит, улыбается, наблюдая за нами.
     Вот такую картинку и увидела мама из окошка проплывающего вагона. Естественно, живописная компания сразу же привлекла внимание людей, как прибывающих, так и встречающих. Уж не знаю, какие чувства эта картина вызвала у толпы, наверное, все-таки добрые, но мама, увидевшая нашу маленькую демонстрацию с транспарантами мгновенно, на что и был рассчитан весь эффект, вспоминала этот случай всю жизнь: иногда с улыбкой, иногда со слезами или со всем вместе. Конечно, это было и приятно для нее, и удивительно, и смешно, и сердечно, поскольку было выражением нашей глубокой привязанности и любви к ней, выраженной пусть и нелепо, но очень непосредственно, от души.
     Иногда я думаю, отчего именно в моей маме сосредоточились такая мудрость, понимание, любовь к людям, умение выслушать, расставить все недостающие точки, помочь советом и делом? Ведь точно также, как ждали мы ее в детстве из какой-нибудь поездки, ждали ее родные, коллеги, друзья. Надя все решит, все сделает, всем поможет, для всех найдет ласковое и мудрое слово. По признанию ее ближайших коллег, они точно также, как и мы, (дети), с тоской смотрели на закрытую дверь маминого кабинета в бытность ее заведующей детского сада, когда Надежда Константиновна отсутствовала, точно также, как и мы считали дни, отмечая в календаре дату ее приезда.
     Наверное, Господь Бог посылает на Землю таких светлых и притягательных людей, которые красотой и силой своей личности, цельностью и глубиной характера объединяют вокруг себя людей, незримо притягивают к себе, являются как бы центром нашей иногда сложной, но такой занимательной и разнообразной жизни. И таким ярким, глубоким и незабываемым человеком была, нет, остается моя мама, Надежда Константиновна Журавкина.
               
                2015г.               
                Родителям
Неправда то, что время лечит горе -
Пустая фраза, ложь, самообман!
Увы, ты просто привыкаешь к боли
И к самой страшной из душевных ран...
И лишь во сне, случившимся под утро,
На краткий миг я обрету покой,
Когда сквозь время, пусть неясно, смутно -
Увижу на мгновенье взгляд родной...
                07.05.2019г.