Праздник жизни

Вера Чередниченко
Предисловие.
           7 марта 2024 года.  Из Кемерово,  города моего детства и юности, ко мне прилетели школьные подруги. Дружим мы с первого класса, давно живём в разных городах, но на протяжении 63 лет постоянно поддерживаем связь, встречаясь то в совместных путешествиях, то просто приезжая в гости. С возрастом встречи имеют особый шарм!
          Прилетели  подруги на 20 дней. Программу развлечений я продумала заранее. Она весьма насыщенна и познавательна. И этот очерк - отчет о ней.

Глава первая. Моя дача.
          В этом году сочинская весна прохладная. По прогнозу почти весь март дождливые дни. Моих подруг это не огорчило! Они запаслись плащ-накидками, а гулять при температуре +10 после сибирских морозов или гололёда для них - настоящий кайф.
         На календаре  8 марта. Под мелкий моросящий дождь наша компания отправилась знакомиться с сегодняшним Адлером. Ранее мои подруги бывали в Адлере неоднократно. Предыдущий приезд был в 2018 году. Сочи и Адлер за эти годы преобразились,  похорошели. Появилось очень много красивых локаций. Моя задача - показать их!
         Мы прошлись по центру Адлера, по центральной набережной, территории ТЦ "Мандарин", сделали первые фото нашей ознакомительной программы. Дождь то прекращался, то  начинался с новой силой. Но от этого пейзажи неба и моря были только разнообразнее.
         ... Мои дети говорят, что начав разговор на любую тему, я закончу его рассказом о моей даче. В этот раз я не изменила себе : я просто повезла подруг продолжать праздник в горы на мою дачу. Подруги в готовом варианте её ещё не видели. Дача встретила нас теплом в доме ( отопление у меня газовое, включено весь зимний период), шикарными видами округи с балкона и панорамных окон. На дачу заехал мой сын с букетами цветов, поздравил нас с женским праздником. Нам было приятно!
          Задержавшись на даче до захода солнца, запечатлев рериховские краски заката, мы поехали ночевать в город. Ужин из янтарной вяленой форели, купленной по пути в форелевом хозяйстве, и  живого пива  торжественно завершили праздничный день.
         В пять утра следующего дня  начиналось наше путешествие в Краснодар и Анапу.

Глава вторая. Краснодар.
       Подменившись на работе, мои выходные дни превратились в четырехдневный отпуск. На ранней утренней "Ласточке" школьные подружки-старушки отправились в очередное турне.  Из окон вагона мы наблюдали море, горы, преображенные приморские посёлки.
         В 10:03 "Ласточка" прибыла в Краснодар. В наших планах - знакомство с Парком  «Краснодар». Известный меценат и предприниматель Сергей Галицкий потратил на парк 4 млрд рублей, поэтому парк и называют Парк Галицкого.  Общая площадь парка 22,7 га, из них 8,7 га - дорожки. Открытие первой очереди парка состоялось в 2017 году. Разработкой необычного для России проекта занимались специалисты одной из лучших немецких архитектурных компаний GMP International. Создатели отошли от классической концепции строительства парковых зон. Все объекты урбанистического природного комплекса состоят из спиралей, изгибов и полусферических линий.
 Все дорожки выполнены в виде окружностей, которые плавно перетекают друг в друга.
        В парке собрано более 2500 видов редких и экзотических деревьев. Поскольку саженцы высаживались уже подросшими, парк имел законченный вид изначально. Территория парка разбита на 30 зон для отдыха на любой вкус: летний амфитеатр, лабиринты, игровые площадки, кафе, веревочный панда-парк, скейтпарк, скалодром, террасированный сад, фонтаны, водоёмы.
         Парк интересен как днём, так и ночью, когда уникальная подсветка полностью меняет облик парка. Освещение парка является неотъемлемой частью оригинального дизайн-проекта. Всего на территории парка расположено более 10 тысяч осветительных приборов. Специальная подсветка имеет свои особенности для каждой из зон.
         Основным арт-объектом является каплевидный символ «Геолокация». В зеркальном отражении инсталляции, изготовленной из нержавеющей стали, можно увидеть панораму местности и, как поясняет один из создателей «Геолокации» Игорь Блохин, объект символизирует долю секунды, которая застыла в толще металла.
        Одной из самых популярных экспозиций комплекса считается Зеркальный лабиринт. По задумке авторов проекта зеркала расставлены таким образом, чтобы создать у посетителей иллюзию нахождения в тропическом саду. В центре него высажен королевский делоникс, привезенный с острова Мадагаскар, крона которого в период цветения покрывается огненными листьями. В вечернее время лабиринт загорается огнями яркой подсветки.
        Вся территория парка пронизана системой полива, орошения, оригинальны фонтаны«Инфинити»,«Стремительная река», водоём «Кратер».
        Развитие парка продолжается. Весной 2023 года открылся  Японский сад, на территории которого несколько десятков  прудов, завораживающих водопадов, величественных храмов и просто тихих мест для медитации. В апреле в парке начинает цвести сакура, а это особая красота.
        Я годом раньше была в парке летом, в жару: прохлада от тени деревьев, воды,  ухоженность территории, разнообразие зелени, цветов меня восхитили. В этот приезд было прохладно, парк был без зелёного свежего наряда, а из цветов была  искусственная лаванда в виде фиолетового поля. Картинка внесла частицу тепла. Впечатлений хватило!
        Мои подруги -  любительницы пешей ходьбы. Масштабы парка их не испугали: 3,5 часа прогулки, 12 тысяч шагов на телефонном шагомере. Одним словом - сайгаки!
        Пообедали в уютном кафе с определяющим названием -  "Чемодан" (недалеко от привокзальной площади). Дальше наш маршрут лежал в Анапу.

Глава третья. Анапа.
         В Анапе живёт институтская подруга моей школьной подруги. Удивительно, но к сегодняшнему дню подруги моих подруг стали моими и наоборот!  Три часа на междугороднем  автобусе  и вот нас уже встречают анапчане - семейная пара, переехавшая из Сибири и купившая здесь квартиру. Заселяемся в заранее забронированный номер в гостинице "Боспор",  что рядом с анапским маяком, устраиваем лёгкий ужин, отмечая встречу.
       На утро запланирована экскурсия по Анапе и её окрестностям. Подъехал УАЗик, загрузились и вперёд за впечатлениями. Проехав по чистым, довольно широким и зелёным улицам города мы отправились к  одному из знаковых мест Анапы - Ласточкины гнёзда. По пути заехали в частный дворик, оказавшимся маленькой винодельней, где  нам предложили продегустировать  анапские вина. Несмотря на утренние часы, мы не отказались и экскурсия стала теплее и  веселей!
       "Ласточкины гнёзда" - это множество отверстий в скале, сформированной из известняка и песчаника и находятся они на Лысой горе в 319 метрах над уровнем моря. Природная особенность Анапы - ветра и  здесь это особо ощутимо! Но с  погодой нам повезло: было солнечно и прекрасная видимость позволила наблюдать панораму всей Анапы( бывшей Горгипии), извилистую береговую линию с бесконечной   голубо-сине-лазурной гладью моря. Вниз есть лестница с 800 ступеньками, но рисковать мы уже не стали! Обласканные прохладным анапским ветром, но подогретые изнутри, мы загрузились в нашу машину. Водитель Михаил, он же экскурсовод, продолжал знакомить нас с местностью.
По горной дороге, с открывающимися видами на море, мы выехали в сторону Большого Утриша — ландшафтно-флористический и морской заказник общей площадью 5112 га, расположенный между посёлками Сукко и Малый Утриш. Остановившись на  первой видовой площадке, сделав эффектные панорамные снимки, прикоснувшись к можжевеловым деревьям, покрывающим высокий береговой склон, ощутив дурманящий аромат их мягких иголочек, мы поехали к очередному знаковому месту окрестностей Анапы - к стеле " Парящий орёл". Стела установлена на первых метрах горной цепи, которая тянется на 1 100 км до самого побережья Каспийского моря, символизирует начало Великого  Кавказского Хребта, подчеркивает уникальное расположение города. Орел – птица величественная.  Гордая посадка головы, острый взгляд, широкий размах крыльев, стремительный пикирующий полет воспеты во многих легендах и сказаниях. Орел зорко охраняет Великие Кавказские горы. С этого места открывается великолепный вид на две стороны:  бесконечная степь с переливами серебристого ковыля и зарослями горькой полыни и  бескрайняя гладь черноморского побережья. Невероятное ощущение простора и упоения свободой! Авторы этого знакового объекта скульптор Василий Поляков и архитектор Юрий Рысин.
         Интересуясь достопримечательностями Черноморского побережья, я отметила для себя Кипарисовое озеро, на котором ещё не была.  Приезд школьных подруг представил возможность увидеть это уникальное место. В своих фантазиях я представляла, как подплываю к растущим из воды деревьям на лодочке и перемещаюсь между волшебными исполинами. И вот мы едем к озеру. Находится оно в 18 км от Анапы, у подножия горы Широкая, неподалеку от посёлка Сукко. «Кипарисовое озеро» или озеро Сукко – пруд, в северной части которого  возвышаются уникальные деревья, имеющие  особое строение корневой системы, позволяющее расти им прямо в воде. Это особый вид кипарисов – болотные. Они были привезены из Северной Америки в 30-е годы ХХ  века. Небольшую «передышку» корни кипарисов получают лишь в холодный период года, с начала октября, когда вода отступает, и деревья оказываются на берегу. В этот момент их хвоя приобретает красивый красный оттенок, а туристы могут погулять под их живописной кроной. Моим фантазиям не суждено было сбыться: кипарисы в воде, но лодочки к ним не плавали - то ли мужикам было лениво работать после 8 марта, то ли и впрямь была холодная ночь и аккумуляторы лодок подстыли. Полюбовавшись необычными деревьями с берега, подышав свежим воздухом ,мы отправились обратно в город. По пути остановились у родника, бьющего из подножия высокого холма. На вершине  холма величественно красуется, блестя золочёными куполами, Храм Святой Варвары. По легенде возле этого родника местным жителям было видение -  с небес спустилась святая великомученица Варвара, облаченная в белоснежные одежды, и указала на него рукой, давая понять , что вода в источнике целебная. Источник привели в порядок, освятили,  на пожертвования местных жителей рядом с источником в конце 1990-х начале 2000-х годов был возведен храм. В настоящее время в Храме   проводятся регулярные службы.
         Время близилось к 14:00 и  нашу честную компанию ждал званый обед. Гостеприимные анапчане пригласили нас в гости и накрыли вкуснейший стол. Вино, тосты, воспоминания о студенческой жизни, рассказы о сегодняшнем дне.
         Запечатлеть закаты в новом месте - для меня святое дело. К этому времени мы и отправились на знакомство с вечерней Анапой. Широкая набережная, красочная иллюминация, разнообразные подсветки дополнили восторг дня.
         Ночь в отеле. Утром плотный завтрак, входящий в стоимость проживания.  Прогулка на машине приятелей и пешком уже по дневной Анапе. При свете дня набережная удлинилась до горизонта, её конца и не видно! "Пришвартовавшийся" деревянный кораблик с алыми парусами вернул нас в юность с её  влюбленностями и любовью. В приморских парках начала появляться свежая листва, на клумбах высажены цветы. Скоро зацветут каштаны.  Каменный символ курортной Анапы -" Белая шляпа" - напомнил о приближающемся жарком лете. Много спортивных и  детских площадок. В это время Анапа немноголюдна. Зная, что Анапа- детский курорт, мы представили какая суета бывает летом! Мы же гуляя по Анапе, наслаждались простором, тишиной и покоем.
          К 15:00 наше знакомство с Анапой, долгожданная встреча с друзьями юности заканчивались, нас ждал автобус в обратную дорогу.
          Из  Краснодара вторая наша подруга продолжила поездку в Майкоп, где ее ждала встреча с родственниками - родной  93-летней тётей, её мужем 90-ста лет. Их семейному стажу 67 лет! Старики активны, даже выполняют нетяжелые работы по своему частному дому и огороду. Вот поколение!
          Я с моей закадычной школьной подругой опять на "ласточке" возвратилась в Адлер. На привокзальной парковке нас ожидала моя любимая Опель-Корсочка, на которой мы и добрались до дома.
         Всё запланированное на данный этап поездки было выполнено. Мы удовлетворены и довольны!

Глава четвертая. Адлер-Сочи-Красная Поляна.
         Закончился мой краткосрочный отпуск, но рабочий график день-через день позволил мне сопровождать подруг по интересным местам Адлера. Пока одна подруга встречалась с родственниками и познавала Адыгею, я со второй подругой посетила концерт в "Сириусе". Подруга и в мои рабочие дни нашла себе развлечения: ходила в кино, встречалась с бывшей коллегой по работе, переехавший на постоянное место жительства в Адлер, просто гуляла у моря, наслаждаясь солнечными моментами и теплом. Через четыре дня вернулась из Адыгеи  наша подружка. И вояж-шабаш закрутился с новой силой.
         Погода благоволила ехать в горы, в Красную Поляну. К тому же накануне в горах выпал снег. Я в этом году ещё не каталась на лыжах, а "жаба", которая является стимулом в жизни, уже начинала меня "душить":  с этого года ски-пасс стоит символически 1 рубль, ведь мне уже 70 лет!  За две недели до приезда подруг, в надежде на "покатушку", я сделала в каждое колено по уколу с гиалуроновой кислотой. Оставалось выпить таблетки, упаковаться в горнолыжный костюм, специальные наколенники, лыжи в руки и вперёд на канатку! Подругам прогулочный билет на все уровни тоже бесплатный!
        ...Желающих кататься на Роза Хутор, как всегда, много. Но очередь на канатку движется быстро и вот мы уже поднимаемся вверх. Погода ясная, виды - захватывает дух!  С Роза Пик(высота 2320 м) открывается величественная панорама Большого Кавказского Хребта с его заснеженными вершинами. И это всё на уровне наших глаз! С Роза Пик для катания открыты только чёрные и красные трассы. Моя зелёная Явор закрыта: лавиноопасна. Сделав множество офигенных фоток, мы возвратились на уровень 1350м.  К полудню снежный покров трассы чересчур влажный, точнее- снежная каша. Но отсюда я и спустилась на Роза Плато( 1170 м), где меня уже ждали подруги. Так в этом году я открыла и ,похоже, закрыла свой горнолыжный сезон. Съезжая, я повторяла , как мантру, сочинённое мною четверостишье:
Пусть я стану усохшей старухой
И колени пора уж менять,
Назло возрастной разрухе
Я на лыжах катаюсь опять!
          Атмосфера горнолыжки особенная: здесь нет больных и старых, здесь все энергичны, задорны и молоды! Это заряжает неимоверно!
         ... Уже хотелось пообедать. На Розе Долина есть ресторан с шикарной кухней - "Чё харчо".  Оказалось, места надо было бронировать заранее( столько людей!). Вне очереди заказали пирожные "Хинкали". Они только в этом ресторане! Я вспомнила про более интересный ресторан, куда мы и подъехали - " Каскад". Живописнейшее место! Уровневые площадки, с отделкой под натуральный камень, гроты со столиками,  ручей с водопадами, небольшие проточные озёра, где плавает янтарная форель. В закрытом зимнем павильоне мы были одни, обслужили нас очень быстро. От горячего вкусного борща, закусок кавказской кухни мы согрелись, нас разморило.
          Но нам предстояла ночь на моей даче, куда мы и отправились. Опять красивейший закат, вечерний чай с необыкновенными пирожными в виде хинкали: тесто - нежнейший, тонкий пергамент, начинка -особый крем с манго, фейхоа, хурмой, персиком. Во рту тает! Вкусовая фантастика!
         Утром , соскучившиеся по физическому труду подружки, заставили дать им работу. Дала! За 1,5 часа обработали и пересадили две грядки клубники. Буду ждать урожай!
         ...Как же прав Владимир Высоцкий, сказав "лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал".  Через день наша компания опять в Красной Поляне. Горки Город , по-моему, было более правильное название одному из горнолыжных курортов этой местности. Но поменялся хозяин курорта и сменилось название.  На этот раз едем "покорять" Черную Пирамиду -  одна из основных вершин хребта Аигба и считается самой высокой точкой курорта «Красная Поляна" - 2375 м.
По бесплатным прогулочным билетам с 540 м поднимаемся на первую очередь- высоту 960, где расположен настоящий город в горах: множество отелей с бассейнами, СПА салонами, рестораны, кафе, бары, зоны отдыха с неповторимыми видами, прогулочные дорожки, лестницы, эскалаторы, подъемники закрытые и открытые, бюгели. Светит солнце, красивые белые облака лежат над белоснежными вершинами гор. Ощущение безграничного простора!
         ...Поднимаемся на уровень 1460 м. Здесь видимость хуже, начинают "садиться"облака. Выше кабинка подъемника уже плывет в густом "молоке", но на 2200м мы уже выше облаков. Солнечные лучи пробивают тучи, голубыми прогалинами светится небо. Мозг торжествует от созерцаемой картины! Но облака сгущаются, видимость меняется каждую минуту.
          На Чёрную Пирамиду сегодня могут подняться только лыжники.  Мы же идём в ресторан "Вершина": время обеда. При ясной погоде через панорамные окна ресторана открываются шикарные виды. Но сейчас - белое полотно. Мы не спешим. Заказываем обед из каких то мудреных названий, надеемся, что будет вкусно. Мы не ошиблись! Кухня и здесь изумительно аппетитная! За время трапезы картинка за окном менялась многократно, то открывая небо, вершины гор, дальнюю панораму, то опять закрываясь белым полотном. Наблюдая за сменой пейзажа, у меня было ощущение лёгкого головокружения. Наверное, от счастья!
        Когда я открываю друзьям интересные места, мне нравится видеть  их восторженные глаза. Мои девчонки, как "промокашки" впитывали в себя окружающую красоту. Не показать им  вечернюю "Галактику"( территория Газпрома), играющую огнями Розу Хутор, светящуюся в ночи Красную Поляну, Эсто-Садок я не могла. Мы            "догнались" этой вечерне-ночной феерией!
          На дни пребывания подруг в Адлере выпала Масленичная неделя. И мы ,конечно, пекли блины! И ,конечно, чисто по-русски, блины были с красной икрой. Праздник живота продолжался!

Глава пятая. Мои подруги.
          Многих знакомых поражает моя активность. Но это только потому, что они не знают моих подруг. Вот у кого истинная активность!
          Обе школьные подруги имеют высшее образование. Одна - инженер-экономист по автоматизации систем управления, программист, многие годы-  ведущий специалист в "Кузбассэнерго", награждена  грамотами, отличительными знаками.
         Вторая подруга - инженер-строитель, работала на стройках Приамурья, Дальнего Востока. Лет 6-7 они не работают,  пенсионерки. У них в Сибири есть дачи, куда они с удовольствием ездят. У моей закадычной подружки - шикарное хобби: она вышивает  картины лентами, нитками в разных техниках, оригинально расшивает игольницы, сумки. Она вяжет. С начала СВО активно плетет маскировочные сети. Вовлекла в эту работу своих знакомых. В течение многих лет посещает в бассейне занятия по аквааэробике, любительница волейбола и плейстика. Обожает театр, экскурсии с короткими выездами по округе и области, активный член клуба "Кузбасское долголетие". У неё есть большая проблема по здоровью, но она мужественно борется с болячкой, точно выполняя все рекомендации докторов. Неустанно осваивает новое в интернете, постоянно делится этим. Она , в отличии от меня, выдержана, рассудительна, с правильной критикой к себе и окружающим. Короче, как была моя подружка самой надёжной в школе, такой осталась до сих пор!  Она всегда задавала высокую планку. Помню , в школе она быстрее всех решала на уроках задачки. Ну, есть у человека математический склад ума! Я же , соревнуясь с ней, заранее дома решала задачки из учебника, записывала решение в записную книжечку, а на уроке вместе с ней поднимала руку, доказывая, что и я могу быть в первых рядах!  Глядя на нее, я "подтягивалась" раньше, "подтягиваюсь" и сейчас.
         Со второй подругой я знакома с 8-ого класса, когда мы в зимние каникулы ездили на поезде из Кемерово в Москву- Ленинград-Ригу. После окончания школы она поступила в Томский инженерно-строительный институт.  И как-то на ноябрьские праздники мы ездили к ней в гости. Помню, как ночевали в общежитии в комнате с разбитым оконным стеклом, где кляпом была здоровенная подушка. А морозец был под -30 градусов! Позднее подруга была  компаньоншей в туре по Енисею, на Байкал, на Алтай.  Она очень хорошо знает историю, много может рассказать интересных и незнакомых фактов. В один из вечеров из моего рабочего кабинета доносился звук щелкающей орехи белки. В  доме я привыкла прислушиваться к звукам, запахам - контролю своё хозяйство! Оказалось, это подруга готовится по возвращении из поездки к экзамену по ментальной математике. У неё специальные тетрадки ,как у наших первоклашек и особые японские счёты, звук которых меня и насторожил. Всё бы ничего, но она очень переживала за результат, волновалась. И я подумала, что в 70 лет синдром " отличника" вредит здоровью. Лишние стрессы ,точно, не нужны!
            Ответственность моих подруг на этом не закончилась: они ,заранее зарегистрировавшись на сайте Госуслуг, нашли 15 апреля пункт своего голосования в Адлере и проголосовали за выборы Президента.
          Мои подруги-сайгаки  нагуливали за день до 16-18 тысяч шагов, умудрились посетить и Парк" Южные Культуры" в Адлере, Олимпийский парк, Курортный городок,  Дендрарий в Сочи, сочинскую набережную и улицу Навагинскую. К окончанию пребывания в Адлере, они увидели и местные восходы-закаты, солнце и снег, горы и море, тихое и при шторме. Особая "песня"- дегустация форели разного приготовления, барабули, саргана, домашнего вина почти каждый вечер. Я поняла - накрывать стол на три персоны, куда веселее, чем на себя одну!

Глава шестая. Абхазия.
            Девчонки мои, ещё будучи в Сибири, сказали, что хотели бы посетить Абхазию. Я озадачилась.
           На Голубом озере, на Рице они бывали, там за  тридцать лет особо ничего не изменилось. Везти их за Сухум на горячие источники  - далековато, утомительно. Да и источники в Майкопе более обустроенные , чем Кындыгские.
И решила я шикануть, заказав заранее(за два месяца) на сутки  номер с видом на море на даче Горбачёва в Мюссере. Ну, а чем мы хуже высокопоставленных лиц?!
        ... За полчаса мы пересекаем российско-абхазскую границу . И вот уже разноцветная остановка" Ракушка" работы Зураба Церетели; дорога со спуском на Гагру с потрясающими видами  моря, гор, скалистого берега; въезд в Гагру с разбитым после грузино-абхазской войны 1992-1993 годов зданием универмага; ухоженный парк с лебедями; отреставрированная Колоннада; знаковый  ресторан "Гагрипш"; платановая аллея старой Гагры; приводящиеся в порядок пляжи; обновляемая тротуарная плитка.  Всё в ремонте! Останавливаемся и заходим в здание новой Гагринской водолечебницы - светлое просторное здание с множеством кабинетов водных процедур. Всё доступно!
              Переезжаем мост через Бзыбь и мы в Гудаутском районе. Абхазские названия дорожных указателей ломают мой язык и режут слух.  Вскоре поворот направо  и мы то поднимаясь, то спускаясь  едем по узкому серпантину с "тещиными" языками в сторону моря. Среди зеленеющего дикого леса дорожная развилка с указателем " Дача Сталина". Нам туда!
            В уютной бухточке на берегу моря, среди высоченных елей, расположены две дачи - дача Сталина и чуть ближе к морю -  дача Горбачёва. Территория охраняемая, ворота, шлагбаум. Но нас ждали! Созерцая плантацию фейхоа - невысокие деревья с блестящими будто восковыми листочками, любуясь кустами цветущей камелии, мы подъехали к даче Сталина. Тишина и покой! Ещё  одна прогуливающаяся  компания из четырех человек и всё! Я не знала, что в  марте дача Сталина не функционирует, экскурсии не проводятся. Позаглядывав в окна  разрушенного бассейного корпуса, такого же здания библиотеки, основного корпуса , сделав снимки, мы по парковой лестнице спустились к машине и через метров 300 подъехали к массивному зданию, облицованному травертином песочно-жёлтого цвета, с красивой дверью, на вид  деревянной, на самом деле - медной. Подошедший мужчина пропустил нашу машину через ворота вглубь территории, пригласил администратора и нас заселили в шикарный по советским временам номер. Высоченные потолки, панорамные полукругом окна, мебель из карельской березы, резные стулья, но с продавленными сидениями. Огромная ванная комната в кафеле цвета бордо, белоснежная  чешская сантехника: унитаз, биде, раковина, широченная ванна-  почти  бассейн, полотенца, халаты, тапочки, туалетные принадлежности. В номере тепло, работает кондиционер.  Выход на огромный балкон, с видом на пляж, море, лес. И тишина!
           На даче Горбачёва сегодня мы единственные постояльцы. Администратор Валентина провела нам экскурсию по всей даче. Здание было подарено Горбачеву - последнему генеральному секретарю Коммунистической партии, первому и последнему Президенту Советского Союза( информация для молодого поколения!)  в 1986 году тогдашним министром иностранных дел СССР Эдуардом Шеварднадзе. Абхазия тогда входила в состав Грузии.
           Здание дачи пятиэтажное, но видны только три этажа, два нижних этажа находятся под землёй. Говорят, там есть бункер для небольшой подводной лодки. Два средних этажа и мансарда заняты спальными комнатами( номера, их всего шесть: два номера люкс с широкой лоджией и видом на море, три стандартных 2-х местных номера и один блочный номер), обеденным залом, бильярдной, кинозалом, библиотекой с роялем. На первом этаже ресторан, лифт,  бассейн, на одной  стене которого панно из лепнины с сюжетами из мифов, на другой панно-ковер "Золотое руно" работы Зураба Церетели из меди, глазури, смальты, перегородчатой эмали.
           На даче три камина, каждый выполнен в своем стиле . Больше всего нас поразил камин с фарфоровыми изразцами. В этой же комнате красивейшая фарфоровая люстра стоимостью 100 тысяч долларов, настенное зеркало в фарфоровой оправе, фарфоровые бра.  Пол на даче -  паркет из наборного дерева, с оригинальной выкладкой. Спираль главной винтовой лестницы с  боковыми оконными яркими витражами ручной работы Церетели. В межэтажном пролёте  в виде виноградной лозы из бронзы и хрусталя легко свисает с потолка 24-х метровая люстра весом 990 килограммов.  Лестницы мраморные, выстланы красно-бордовыми ковровыми дорожками. Всё создает  ощущение яркого праздника, богатства  и домашнего тепла одномоментно.
         В обеденном зале нам накрыли стол на три персоны :   овощная нарезка, суп-харчо по-кавказски, лепешки, чай.
         Отдохнув после обеда, отсмотрев  на телефоне фотки дня, отправив сообщения друзьям( интернет, вай-фай на даче есть), мы отправились  исследовать округу. Уютная бухта со своей полоской пляжа,  изолированной от посторонних взглядов. Бродя по  пляжу, мы слушали лёгкий шум набегающей морской волны, купались в лучах заходящего солнца. Краски заката с каждым мгновеньем становились фантастически яркими, отражаясь на морской глади.  Песок тоже приобрёл золотистый цвет. Песок был завезен по указу Раисы Максимовны Горбачевой из Болгарии. Правда, за столько лет уже частично перемешался с местным, но блеск ещё  сохранился. На влажном песке множество мелких камешков в форме сердечка. Абхазия - страна души!
         Мне попалась коряга в виде ящерицы, взяла в свою коллекцию на мою дачу. Стройные пицундские ели, словно  стражи, стоят на берегу, охраняя покой этого райского уголка.  Загорающаяся иллюминирующая подсветка, мерцающие огоньки гирлянд превратили место в волшебную сказку!
        На берег  начала ложится прохлада и мы отправились в номер.
        Вечером для нас зажгли камин в обеденном зале. Мы прихватили с собой вина, сыр, вяленую колбаску, хлеб, фрукты. Накрыт столик у камина, потрескивают в нем дрова, тепло согревает тело и наши души. Благодать необыкновенная! А главное, мы - подружки - вместе и наслаждаемся чудесным вечером на даче Горбачёва.
        К  22 часам уже очень хотелось спать.
        В Абхазии свой график подачи электричества. С  22:00  до 0:00 и утром с 10:00 до 12:00 отключается электричество. Возможно, это вариант экономии, цена для населения по сравнению с российской, просто дармовая- 2,5 рубля за киловатт. Абхазцы сетуют, что скоро халява закончится.
      Мы проснулись, всходило  солнце. Весенний щебет птиц  вносил свою гармонию в особую тишину этого  райского места.
      Нас уже ждал шикарный завтрак. Утренняя прогулка по территории парка.
      И пришло время покидать этот чудесный уголок! Нам опять, но в другом ракурсе, открывались заснеженные вершины гор, цветущие сады и умиротворяющий покой Абхазии .

Послесловие.
       Жизнь устроена так, что праздники короче будних дней. Уехали мои подруги. Навела в доме привычный порядок. Но что-то грустно мне...
        Да, мы изменились внешне. Но мы узнаваемы! В чём-то остались перфекционистками, в чём-то стали пофигистками. Мы говорим друг другу колкости, но здесь же прощаем их и смеемся над самими собой. Мы забыли про болячки, вина пили больше, чем таблеток.
       Мы вернулись в молодость!