Васильки

Лидия Ракуц
26.03.2024
 
Синеокая  моя  родина
Лён  шелковый,  небес  глубина.
Рядом  с  полем,  где  рожь  колышется
Васильковая   синева.

Скромный  синенький  василёк
Рядом  с  пашней  только  цветёт.
Неразлучный  спутник  колосьев.
Он  без  них  не  родится  вовсе.

Василёк,  валошка,  василёчек
Так  привычен  в  своей  красоте
И  доверчивой   простоте.
Беззаветна  в  нём  верность  родине.
Людям  следует  брать  пример.

Не торгуется  василёк. 
Он   привязан  к  родному  полю.
Где  родился  там  и   растёт.
Не  торгуется  и  доволен, 
Что  под  небом  родным  цветёт.


***---Ра. Ли. Ев.---***
Иллюстрация  и  информация  из  интернета..
Научное название василька - Centaurea cyanus. Первая половина его производится от греческого мифологического существа — кентавра, изображавшегося в виде лошади с туловищем бородатого человека, несущего в руке зажженный факел.
Один из этих кентавров по имени Хирон, отличавшийся умением лечить целебными травами, нашел, что сок василька, особенно же Centaurea jacea, обладает драгоценным свойством заживлять раны, и исцелил им себе нанесенную отравленной стрелой Геркулеса рану. Это послужило поводом назвать растение Centaurea.
Что касается второй половины его названия — «cyanus», то она по латыни просто обозначает «синий», окраску, которая является характерной для нашего цветка.
Это научное название было дано васильку лишь в XVIII столетии, когда известный шведский ботаник К. Линней впервые привел в порядок всю ботаническую номенклатуру и дал всем известным в это время растениям, согласно их отличительным признакам или историческим данным, имена.
Древнеславянское название василька – волошка. Волошка обычно растет только на вспаханной земле, занятой озимыми злаками. Волошку можно увидеть и на межах. Данное соседство с хлебными культурами породило многочисленные легенды. Главная суть легенд сводилась к тому, что хлебопашец должен любоваться не только теми растениями, которые дают ему зерно, но и внешне неприметными цветами. За повседневными заботами человек не должен отметать все прекрасное. Василек Национальный цветок  Беларуси
Василек (валошка) по праву может считаться национальным цветком  белорусского  народа.  Он олицетворяет белорусский народ: скромный, дружелюбный и гостеприимный. Памятная монета с изображением василька входит в серию «Цветы Беларуси». Для передачи «небесной синевы» цветка на реверсе была применена техника цветной печати.

Василек, или «валошка» возвел в ранг символа Максим Богданович в стихотворении «Слуцкiя ткачыхi»: крепостные девушки, согнанные в панский двор ткать псевдо персидские пояса, тоскуют о свободе, «i тчэ, забыўшыся, рука /Замiж персiдскага узору /Цвяток радзiмы васiлька». Поэт продолжил воспевать скромный сорняк в «Апокрыфе». Христос с апостолами ходят по Беларуси и спорят о предназначении поэта.
Христос указывает: вот василек вырос на краю житного поля, отбирая хлеб у хозяина. Но жнеи за тяжелой работой поют: «Няма цвяточка лепш васiлёчка», потому что народу нужна краса, потому что зачем колосья, если нет васильков? Василек — символ родины и символ «чистой красы». У писателя Ядвигина Ш. — сборник рассказов «Васильки», одноименный рассказ Михася Лынькова — о парнишке Миколке, который взорвал автобус с эсэсовцами и погиб.
Поэт–фронтовик Анатоль Велюгин писал: «У мiнных разорах за Лугай–ракой, з–пад горкага попелу Гжацка /Расцвiў васiлёк Беларусi маёй /На сумнай магiле салдацкай». Расстрелянный в 1937–м поэт Юлий Тавбин любовался продавщицей васильков: Людзi йшлi i прамiналi, Не вярталiся iзноў. iм нiчога не казалi Зоркi–вочы васiлькоў. Толькi я, дзiвак–паэта, Прыпынiўся i сачыў, Як пялёсткi з тых букетаў Асыпалiся ўначы.
    Ну, а народные легенды объясняют происхождение его названия по- своему. Жила в одном селе вдова с единственным  сыном Василем.
Был он красивым и работящим парубком.  С утра до ночи трудился  на своем поле,
а потом шел к реке – умыться, отдохнуть. Увидела его молодая русалка и влюбилась.  Оставив все свои хлопоты, любовалась красавцем пахарем русалка. Издали, несмело, укрывшись за камышами, с самого утра неотрывно следила она за ним, а когда Василий, окончив работу, подошел к реке умыться, не выдержала и предстала перед ним во всей своей красе.
Полюбили они друг друга. Во всем у них было полное согласие, только вот никак не могли договориться, где им лучше жить вместе. Русалка звала Василия в родную ей водную стихию, а он твердо стоял на своем: поселимся  у пашни.
Вовсе извелись они в спорах. Наконец, поняв, что неуступчивый Василий никогда не подчинится ее настояниям, русалка решилась на последнюю крайность: она превратила его в скромный голубой цветок. Не раз, глядя, как капли дождя, собираясь ручейками, сливаются в реки, она надеялась, что и голубой цветочек — Василий — в конце концов придет в ее дом». Однако ожидания ее не оправдались, василек крепко держится корнями за родную пашню.
     Есть легенды о происхождении  васильков и в христианской литературе.    На Харьковщине были записаны такие интересные предания. Когда сняли с креста  тело Христа, то похоронили его в саду, в пещере. И приказали  закопать в горе крест Господень, место над ним разровнять, и посеять там семена белены. Но Бог, видя эту злобу, дал Василию (которому - неизвестно) семена душистого зелья и велел посеять его на том месте, где была посеяна  белена.
      Когда царица Елена,  мать императора Константина Великого, в 326 г.,  приехав в Иерусалим, хотела найти крест Господень, то долго не могла его отыскать и стала просить Бога помочь ей. Явился к ней один какой-то и говорит: «Ищите пахучего зелья Василия: где его найдете, там и крест обрящете».
 Пошли на гору Голгофу, и  нашли его на том  месте, которое поросло васильками. С тех пор и украшают крест васильками.
       В  другой легенде рассказывается, что в царствование Ивана Грозного жил в Москве Василий Блаженный, юродивый. Ходил он по Москве и зимой, и летом босиком, в одной рубашке, с веригами на плечах. Бывал он и в царских, и в боярских палатах, и в крестьянских избах. Ночевал чаще всего на кладбищах там же и умер. Нашли  его в траве, вокруг него так благоухало! Сначала думали было, что это благоухает тело  Блаженного, но  оказалось, что благоухала трава, в которой он лежал. И назвали ту траву травой Василия – васильками.
Две древнеримские легенды, ясно свидетельствующие, что василек был прекрасно знаком древним римлянам.
Одна из них сообщает, что цветок этот получил свое название (Cyanus) «цианус» от имени одного прекрасного юноши, который был так увлечен его красотой, что все свое время посвящал плетению из него гирлянд и венков. Юноша этот никогда не покидал полей до тех пор, пока на них оставался хотя бы один из его любимых васильков, и одевался всегда в платье одинакового с ними синего цвета, который его так очаровывал. Флора была его любимой богиней, а из всех ее даров наш цветок был даром, который юношу наиболее увлекал. Впоследствии он был найден мертвым на хлебном поле, окруженный васильками, которые он собирал. Тогда богиня Флора за такое его постоянство и в знак особого к нему своего расположения, за его к ней любовь превратила его тело в василек, и все васильки с этих пор стали называться «цианус».
Другая  римская легенда так объясняет причину постоянного нахождения васильков среди хлебных полей.
Когда Церера, богиня жатвы и земледелия, гуляла однажды по хлебным полям и радовалась тому благословению и благодарности, которые ей расточало за них человечество, из гущи колосьев вдруг раздался жалобный голос росших там васильков: «О Церера, зачем ты приказала вырасти нам среди твоих хлебных злаков, которые покрывают своими роскошными колосьями всю страну? Сын земли рассчитывает только количество барыша, который ему принесут твои злаки, и не удостаивает нас даже одним благосклонным взглядом! Так дай же и нам такую снабженную колосом вершину, как у поникших от тяжести хлебных колосьев, или же позволь нам расти где-нибудь отдельно, где бы мы могли избавиться от презрительных взглядов человека».
На это богиня ответила дорогим своим цветочкам: «Нет, милые мои дети, не для того я поместила вас среди шумящих хлебных колосьев, чтобы вы приносили какую-либо пользу человечеству; нет, ваше назначение гораздо выше; чем то, которое вы предполагаете и которое предполагает человек: вы должны быть пастырями среди великого народа — колосьев. Поэтому-то вам и не следует, подобно им, шуметь и клониться отягощенной головой к земле, а, наоборот — вы должны свободно и весело цвести и глядеть, как чистый образ тихой радости и твердой веры, вверх, на вечно синее небо — место пребывания божества.
По этой же причине дано вам лазоревое, цвета небесной тверди, пастырское одеяние, чтобы отличить вас как служителей неба, посланных на землю проповедовать людям веру, а богам — верность.
Имейте только терпение, настанет день жатвы, когда все эти колосья падут под рукою жниц и жнецов, и тогда вы, кажущиеся теперь и заброшенными и одинокими, обратите на себя всеобщее внимание. Жницы будут искать и рвать вас и, свив из вас венки, украсят ими свои головы или же, связав из вас букетики, пришпилят их себе на грудь».
Слова эти успокоили обиженных васильков. Исполненные благодарности, они замолкли, и радовались своему выдающемуся положению и своему высокому назначению. И так продолжают они цвести, как прелестные пастыри, среди волнующегося моря колосьев и вещают людям о милости и благости неба.
У древних василёк   слыл под общим названием «цианус».Василек уже издавна считался одним из лучших цветов для плетения венков, и потому спрос на него уже начиная с XVI столетия был так велик, что некоторые предприимчивые садоводы стали его разводить у себя в садах.
Особенно нравился всем его чистый синий цвет. Цвет этот даже побудил мистиков изобразить его символом верности и постоянства. Однако некоторые, вследствие наклонности цветков василька переходить иногда в краснину или белеть, считали его, наоборот, примером непостоянства, и даже во многих руководствах того времени «О значении цветов» о нем говорилось: «Тот, чье сердце непостоянно, кто сам не знает, на чем ему остановиться, и мирится с такого рода колебанием, тот пусть носит васильки, так как цветы эти, будучи сини, веселы и обладая способностью переходить в белый цвет, не долго сохраняют свою основную окраску». Из всех народов Европы наибольшей любовью и популярностью василек пользовался у немцев.
Васильки, волошки, василечки голубыми глазками смотрят на нас то из колосьев ржи или пшеницы, то плещутся озерами на шелковых коврах лужаек, то радуют взоры на клумбах, подчеркивая разноцветье растений на газонах .
Однако синеокий красавец не всегда имеет синие цветы.
В мировой флоре насчитывается около семисот видов васильков, среди которых встречаются васильки с розовыми, лиловыми, пурпурными, белыми и даже желтыми цветами . Но каковы бы ни были васильки по цвету и запаху, они всегда привлекательны и любимы . И именно потому являются популярным элементом орнамента в народных вышивках, где мастерицы изображают их вместе с колосьями ржи.
Люди издавна почитали ярко-голубой цветок с зазубренными краями. Образ василька — любимый элемент декора ткачих и вышивальщиц. Он воспевается во многих русских, белорусских и украинских песнях. В Швеции венок из васильков входит в изображение государственного герба.
В Бельгии горнорабочие во время стачек прикалывали василек к своим блузам.
В 1937 году Валерий Чкалов, отправляясь в полет через Северный полюс в Америку, взял в кабину самолета васильки и в знак доброго расположения поднес их первым встретившим его американцам.
Неподалеку от въезда в Волгоград, на месте бывших ожесточенных боев установлен необычный памятник (есть ли он сейчас?): девочка с васильками в руках склонилась над солдатским nисьмом-треугольником, на котором выгравированы слова гвардии майора Д. Петракова дочери Миле: «Идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды ... И здесь же растет цветок ... Очередной взрыв ... Василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки . Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и если бы я его не поднял, его бы затоптали. Мила! Папа Дима будет биться до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой, как с этим цветком».
Рассказывают, что когда в 1823 году с Крыловым сделался такой сильный апоплексический удар, что наблюдавшие его врачи отчаялись в его выздоровлении, то императрица Мария Феодоровна, питавшая к знаменитому баснописцу всегда большое расположение, прислала ему букет цветов и переселила его для поправления здоровья к себе в Павловск, сказав: «Под моим надзором он скорее поправится.».
Такое высочайшее внимание так глубоко тронуло (Крылову в то время было уже 55 лет), что когда он впоследствии действительно совсем поправился, то первой написанной им после тяжелой болезни была басня «Василек», в которой он, выражая свою благодарность, изобразил императрицу солнцем, а себя — в виде василька, простого дикого цветка, который недостоин того, как это высказывает в басне жук, чтобы солнышко его пригрело
Что касается до букета императрицы, то Крылов бережно его засушил, часто им любовался и завещал, чтобы, когда он умрет, букет этот положили ему в гроб и вместе с ним похоронили, что и было, как говорят, в точности исполнено.
Букет этот, по мнению одних, был весь из полевых цветов, а по мнению других — из тепличных, но в нем находилось несколько васильков, которые, будто, и подали Крылову мысль написать басню «Василек» и изобразить себя под именем этого скромного полевого цветочка.
Василек пришел к нам из глубокой древности. Во время раскопок гробницы Тутанхамона было найдено множество предметов из драгоценных камней и золота. Но найденный в саркофаге маленький венок из васильков потряс археологов. Цветы высохли, однако сохранили цвет и форму. Возможно, — это были любимые цветы фараона и скорбящая жена принесла их усопшему мужу
Из васильков в прежнее время добывали прекрасную синюю краску, очень похожую на ультрамарин.
Для этого брали не язычковые, окружные цветки василька, а трубчатые, находящиеся посередине цветка, окраска которых темнее, и, положив их в мраморную ступку, выжимали из них сок пестиком и подбавляли в него квасцов, а затем все сливали в чистый сосуд и хранили в нем до употребления. Из язычковых же цветков делали более бледную — голубую краску.
Из васильков ранее делали уксус.
С васильками связано немало поверий и в Германии. Вследствие того, что стебель и чашечка василька покрыты беловатыми, похожими на нити плесени волосками, в Померании крестьяне верили, что хлеб плесневеет, если держать в комнатах васильки. С другой стороны, здесь же водяной отвар этих цветов считался прекрасным средством от воспаления глаз.
Настой этих цветов на снеговой воде считался в прежнее время главным средством для подкрепления глаз даже и французской медицинской академией и носил название «casse-lunettes» (разбивающий очки), так как предполагалось, что благодаря ему больные глаза настолько укрепляются, что не имеют более нужды в очках. Лечение глаз васильковой водой практиковался русскими  знахарями.
Василек не только является постоянным спутником ржи и пшеницы, он еще и приспособился вызревать одновременно с ними, и отсеять его семена от злаковых зерен неимоверно трудно. Каждой весной он с злаковыми зернами опять попадает в пашню, а к осени весело колышется в золотистом океане хлебов.
У василька есть свои тайны и одна из них — распространение его семян. Они ползают. На верхушке гладкой, очень блестящей семянки василька, напоминающей по форме ржаное зернышко, есть небольшой хохолок из белых волосков.
Несведущему человеку может показаться, что хохолок служит парашютом для полета семени , как у одуванчика . Но это не так. Хохолок василька — это основной орган передвижения семянок, с его помощью они и «ползают» . Намокая, он сокращается, а высыхая, удлиняется. Волоски же хохолка имеют направленные в одну сторону зазубрины, которыми они упираются в неровности почвы. При сокращении или удлинении васильков семянка движется
Василек занесен к нам вместе с рожью и всегда был постоянным спутником ржаного поля. Правда, сейчас, борясь с сорняками, мы не пускаем эти цветы на поля.
А между тем наукой доказано: если к ста семенам ржи добавить одно семечко василька — рожь вырастет лучше. Однако большое количество семян васильков способно угнетать злаки.