Славянские сказания. Полисун

Лидия Шевякова
В былые времена в самых началах памяти народа,
Духи и чудеса шли с человеком от колыбели до гроба.
Иногда сам Перун рыскал по земле в обличии волка,
И богатырям-оборотням бегать по лесам больше толка.

Полисун - существо многих славянских преданий,
Предки придумали ему много имен и названий:
Леший, дикий мужичок, висел, лешак, лесовой,
Лисун, местами просто лес, дух или дядя лесной.

Полисун - это человек-зверь, живущий осабником*),
В глухой лесной чащобе, вдали от селений племен.
Полисун мог превратиться в любую земную животину,
Был ловок, мудр, имел магически - невиданную силу.

В те времена, когда Велеса изгнали в Явь из Прави,
Бродил всемогущий Бог по густым лесам, скучая.
Только разное зверье и лесные твари его окружали,
Магические силы Велеса их в людей превращали.

Так появились лесные духи, хозяйничающие в лесах,
С людьми лесные дяди не дружили, внушали страх:
Полисун мог встать выше самых высоких деревьев,
Опуститься ниже камней, мхов, травы и кореньев.

Людям являлся собакой, волком, рослым мужиком,
Без бровей, ресниц, с оглушительно громким голосом.
При его приближении шумел лес, и трещали дерева,
Полисун пел диким голосом, не слышны были слова.

Когда шел Полисун дозором, бил в ладоши, пугал.
Вместо глаз звезды, свистал, аукал, плакал, хохотал.
Лесные дяди живут либо по одному в лесных трущобах,
Либо строили просторные дома на пустырях в чащобах.

Семьи детей растили и хозяйствовали в этих домах,
Зимой вьюжили, мели метелями людям на страх.
На всю зиму духи-одиночки прятались под землю,
А, весной опять выскакивали из-под земли на землю.

Полисун - главный Хозяин, дикий мужичок, дух леса,
Появлялся всегда внезапно, исчезал совсем незаметно.
В зиму, расставаясь с лесом, бесился, и это норма,
Что он деревья ломал, разгонял всех зверей по норам.

Полисун властитель всех лесных тварей и зверей,
Перегоняет из леса в лес белок, зайцев, мышей,
Как хороший пастух гонит плетью стаю волков,
В те места, где голодные волки добудут прокорм.

Полисун - мохнатый волчий пастырь**), ноги как у козла,
Ездил верхом на сером волке, когда нужда у него была.
Полисун пас волчьи стаи, решал, кому резать скотину,
Когда метил бурёнку для волков - не спасти животину.

На лето лисуну дарил корову из стада каждый пастух -
Тогда, не портил стадо, а помогал пасти лесной дух.
Охотники тоже услащали лесного дядю подношениями:
Краюху хлеба аль блин клали на пень для разрешения.

Лесной дух управлял волками плеткой-семихвосткой,
Гнал туда, где была война, на кровавый пир жесткий.
Полисун обращался в белого волка, был Князем волков.
Ведали в древности - любой из людей мог быть волком.

Всякие чудеса про волков в поверьях предков наших:
Тут тебе с плеткой-семихвосткой волчий пастырь,
Тут тебе и волк-самоглот, у которого в пасти море,
Тут колдун неугодных людей явил волками на горе***).
***
*)   осабником - один, в одиночестве;
**)  пастырь – старославянское, то же, то пастух;
***) Источники:
- «Славянские сказания», Светлана Лаврова, Из-во: «Белый город», Москва, 2007;
- «Славянская мифология», Виктор Калашников, Из-во: «Белый город», Москва, 2007;
- https://www.1939.ru/articles/kultura-drevnih-slavyan;
- https://aminoapps.com/c/slaviane616/page/item/polisun/R4w8;
- https://dic.academic.ru/searchall.php?SWord;
- https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/007/060/60386.htm