Тоннель Яны Вагнер

Юлия Ви Комарова
Я задержалась с рецензией на новинку Яны Вагнер исключительно из любви к искусству озвучки – ждала аудиоверсию ВИМБО. И не прогадала. Если вы помните хорошие советские радиоспектакли, то вот это он и есть – настоящий, полноценный аудиотеатр со звуками и спецэффектами, с красивыми голосами и точными интонациями.

"Тоннель"

Автор: Вагнер Яна
Издательство: Редакция Елены Шубиной, 2024 г.
Серия: Яна Вагнер: история одной компании
Страниц: 570 (Офсет)

Длительность: 19:45:14
Жанр: психологический триллер
Возрастные ограничения: 18+
Дата выхода: 2024
Исполнитель: Александр Феклистов , Анастасия Шумилкина , Виктория Исакова , Григорий Перель , Данил Стеклов , Кирилл Радциг , Макар Запорожский , Яна Вагнер
Правообладатель: ООО "Вимбо"

О чём?

В трёхкилометоровом тоннеле под Москвой-рекой пробка: поздним летним вечером воскресенья усталые дачники возвращаются в город, спешат, нервничают. И вдруг встают намертво: гермодвери буквально запечатывают их в этом небольшом пространстве.

Разношёрстная и неожиданная по своему составу публика оказывается в пространстве герметичного триллера-детектива с элементами фантастики. Как поведёт себя в экстремальных условиях каждый из пятисот человек – это самое интересное и самое страшное.

Предсказуемо тупо ведёт себя поначалу рослая чиновница в синем костюме: она начинает составлять списки – зачем, почему? Журналистке Саше, которая вообще-то отличный интервьюер, всё происходящее кажется чудовищным бредом. Она сидит в старой тойоте с мужем-инженером Митей и его дочкой Асей, и её бесит и Митя, и его подросток-дочка, и вся эта нелепая пробка, в которой они оказались исключительно по вине Мити.

Но вокруг проявляются и другие действующие лица: менты везут задержанного в патрульной машине, женщина с больным ребёнком (скорее всего, у него аутизм) старается стоять на страже справедливости, семья из УАЗа "Патриот" воплощает образ среднего обывателя, а есть ещё маленький таджик, везущий напитки Черноголовки, и таксист из Андижона, и ещё больше ста человек мусульман – правоверных и сочувствующих. Есть седой профессор-азербайджанец с женой-блондинкой и двумя дочерьми. Есть даже старик-священник. И, наконец, маленький стоматолог, который заменит всем этим людям "настоящего" врача.


Что хорошо?

Мини-модель нашего общества, слепок со столичных жителей получился превосходный. Каждый из героев ведёт себя в соответствии с характером, каждый входит в конфликт с другими на своём уровне. И нарисовано это мастерски, что говорить.

"Не было толком ни криков, ни особенных рыданий. Никого не потоптали даже. Горе, гнев, отрицание и смирение прошли экспрессом, компактно, и заняли минут пять. Пар из них давно вышел, наверное вместе с кислородом, так что пошумели недолго, да и пошли. С сумками и младенцами, очень вежливо, не толкаясь...
А может, его и не было, пара. Может, мы прямо рождаемся теперь без него."

На этот раз порадовали образы женщин. В рецензии на "Вонгозеро" я писала, что мне категорически не нравится, как ведут себя в экстремальной ситуации женщины в романе – тут смерть на носу, а они всё какие-то любовные страдания изображают.

А вот "Тоннель" порадовал сразу несколькими отличными героинями, причём раскрываются они постепенно, красиво: чиновница, мама больного ребёнка, красотка из кабриолета, подросток Ася, журналистка Саша и жена профессора. Здорово, что все они без исключения пытаются что-то делать, как-то помочь людям – каждая в меру своих представлений о том, что такое помощь. И в этом смысле прекрасен монолог чиновницы о нытиках и недовольных:

— Какая у вас интересная картина мира, — сказала она наконец. — Все у вас враги, и все вам что-то должны — еду, воду, объяснения. Помощь вызвать на вертолетах. А вы не должны никому. Вы только требуете, да? Это ваше право такое, я правильно понимаю? И вы недовольны еще, все как-то неудобно вам. Некрасиво. И главное, недостаточно быстро, так? — Что-то в ней все-таки изменилось, и звучала она тоже по-другому, как если бы теперь говорила от сердца, с реальным чувством. — Только можно я вас теперь спрошу? Вот мы провели тут двадцать часов. Вы за это время сделали что? Жаловались, ныли, делили клубнику в сиропе, а потом съели недельный запас еды? За час, просто так, потому что имеете право, да?

Но и мужские персонажи на этот раз не статисты, а живые люди, со своими тараканами и проблемами. И это не мешает им заниматься важными своими делами: и Инженер, и Патриот, и Профессор, и Стоматолог пытаются найти выход из ситуации и спасти людей, каждый по-своему. Да, они несовершенны, делают ошибки, иногда смертельные, но лишь потому, что не располагают средствами.

Интересная группа – донецкие строители, бывшие шахтёры. Они вроде бы сливаются в общую массу, но всё равно не утрачивают каких-то особенностей характера у каждого. Интересно, что они успеют побывать в разных ролях и предстать перед нами и виновниками многих бед, и "ополченцами", и спасателями.

Очень любопытный персонаж Задержанный – жаль, мы так и не узнаем, за что же он задержан, но к концу повествования это и не важно: его уже и так есть за что наказать. Это антагонист всех положительных персонажей, но внешне он противостоит чиновнице, которая вроде бы и сама не такая уж положительная – она кажется сначала биороботом, запрограммированным на выполнение протокола.

Чиновница предсказуемо не видит в людях ничего, кроме функций. Даже перепись она ведёт так, что мы не фиксируем имён всех этих людей, только их должности. И в конце концов понимаем, что большинство народа чиновнице не нужны: все эти продавцы "Пятёрочки" и библиотекари, филологи и таксисты, мамочки и их дети, пенсионеры и домохозяйки не представляют для неё интереса.

Ей нужны инженеры, айтишники, химики и физики – люди, которые обладают практическими знаниями и навыками, полезными для выживания. И мы видим, что реально инженер гораздо нужнее в этом месте, чем мерчендайзер. Ничего не поделаешь. Кто на что учился. И именно чиновнице надо отсеивать, выбирать, судить. Имеет ли она на это право? А вот читайте!

Образ азербайджанца-профессора и красив, и трагичен. С одной стороны мы видим, что бывает, когда человек сильной воли и твёрдых принципов не вмешивается в конфликт и устраняется, пытается отсидеться в своей машине. Спойлер: ничего хорошего. С другой стороны, никогда не поздно начать.

– Понимаете, люди в массе своей не хотят делать зло, — сказал горбоносый профессор. Он совсем запыхался, и шли теперь медленно. — Даже вместе, толпой — не хотят, это им несвойственно. Если спросите их по отдельности, каждого — они будут хотеть хорошего, почти все. Обязательно кто-то должен начать, понимаете? Обязательно. Обмануть их, запутать или напугать. Бросить первый камень. Раздать им оружие, показать врага пальцем. И вот этот, кто начал, всегда виноват больше. Или даже этот единственный и виноват...

Конфликт с мусульманами становится центральной точкой противостояния, и здесь тоже мастерски описан механизм вовлечения людей в группировку путём совершенно прозрачных и морально низких манипуляций.

Но это не единственная тема книги. Межнациональные и внутрисемейные отношения переплетаются и делаются очень созвучными: и там, и там всё зависит от того, способны ли мы услышать другого, встать на его точку зрения, критично отнестись не к нему, а к себе.

И самым гадким в любых отношениях оказывается двуличие, воплощением которого как раз является задержанный:

"Маленьким лейтенант очень боялся клоунов именно по этой причине: смешными они казались только издалека, а вблизи заметно было, что лиц у них два и одно плохо нарисовано поверх другого."

И, конечно, важен момент противопоставления двух тоннелей: что могло быть без чиновников, ментов и преступника. Это отлично показано. Особенно через имена: во втором тоннеле люди зовут друг друга по именам.

Вы, наверное, заметили, что "у девочки нет имени"? Почти у всех героев нет имён. Мы различаем их по машинам: Патриоты из УАЗа, красивая женщина из порше, девица из кабриолета. Или по функциям: инженер, чиновница, стоматолог, шофёр, телохранитель, старлей, батюшка. И вот пока у людей из толпы нет имён, не будет у них и нормальной жизни. Такие дела.

Что не так?

Мне не хватило среди героев Поэта – стареющего рок-музыканта или юного модного рэпера. Или Писателя – пусть не великого писателя земли русской, но носителя Слова, того, кто мог бы всё это безобразие увидеть, понять, переосмыслить и назвать – дать всем и всему Имена, сказать людям нечто самое важное, удержать от беспредела, изменить ситуацию. Я бы не возражала и против Композитора, и Художника – да любого творца, на самом деле.

А вот с чем перебор в самом начале романа, так это со сравнениями и метафорами. Нет, я их люблю, они красивые, но не в каждой же строчке! Хотя...

"Ее накрыло внезапное одинокое чувство, какое бывает, когда заплываешь в ночную черную воду и больше не видишь огней, не знаешь, где берег. Какое бывает в мучительных снах, когда тебе нужно попасть непременно куда-то — отходит последний поезд, взлетает ракета, вот-вот разрушится мост — и все уже там, а ты опоздала, отстала, причем еще до того, как вышла, тебе ни за что не успеть."

Хорошо же?

Слушайте обязательно. Это отличный качественный триллер. Недаром же на презентации, когда Яна говорила о том, что 5 лет просидела под землёй со своими героями, кто-то напомнил, что Тартт по 10 лет пишет свои книги. Очень похоже на то, что следующая книга Яны может составить конкуренцию шедеврам американской писательницы. Поживём – увидим)