Методичка по оказанию первой помощи для детей 7-14

Нина Доронина 2
   Случается, мы совершенно не знаем,
   Как быть, если вдруг человек пострадает.
   Ты знаешь, как нужно звонить в "неотложку"?
   "103", "112". "03" тоже можно.
   А как ты поймешь, стоит или не стоит
   Тебе непременно врачей беспокоить?
   Как быть с пострадавшим, когда тебе ясно:
   То, что с ним случилось, для жизни опасно?

   Есть перечень правил, учений, который
   Поможет дождаться прибытия "скорой".
   Не просто дождаться, и действовать тоже.
   И если ты знания к делу приложишь,
   Все правильно вовремя сделать сумеешь,
   Спасти чью-то жизнь ты, возможно, успеешь.
   
   Что может быть жизни ценнее на свете?
   Старайся запомнить учения эти...




   Первое учение.
   Про кровотечения.

   Вот мы видим; кровь из раны
   Алая и бьет фонтаном.
   Не теряя трех минут
   Мы накладываем жгут
   Обязательно повыше
   Раны, но и к ней поближе.
   Можно так отметить место:
   Выше раны, ближе к сердцу.

   Если видим: кровь не бьет,
   А как ручеек течет,
   Рану мы должны зажать,
   А потом забинтовать.
   Мы сжимаем рану туго,
   Чтоб прижать края друг к другу.
   И бинтуем вновь и вновь,
   Останавливая кровь.

   Кровь не бьет и не струится,   
   Через кожу лишь сочится...
   Чтобы помощь оказать,
   Площадь раны надо знать.
   Если площадь повреждения,
   Значит, и кровотечения,
   Меньше, чем ладонь, то ясно-
   Эта рана не опасна.
   Если больше, чем ладошка,
   Стоит вызвать "неотложку".

   Если кровь течет из носа,
   То помочь довольно просто.
   Нужно голову склонить,
   К носу ватку приложить.
   Задирать же нос не стоит,
   Так мы кровь не остановим.
   Лучше холод прижимать
   К переносице и ждать.
   Если бесполезна помощь
   Четверть часа или дольше,
   Стоит доктора позвать.
   Только не паниковать!
   Кровь из носа не страшна,
   Хоть и сильно льет она.

   Если внутренняя рана,
   Кровь нам не видно, однако
   Мы ее предполагаем,
   Видя, как больной страдает:
   Жалуется на живот,
   У него холодный пот,
   Жажда мучает ужасно...
   Ситуация опасна!
   План у помощи такой:
   Холод, голод и покой.
   Не даем ни пить, ни есть,
   Помогаем сразу сесть,
   Лучше, если полулежа.
   Под колени - валик можно.
   Холод на живот кладем
   И скорей врачей зовем.



   Вот второе учение.
   Ожоги. Обморожения.

   Если кожу обожгли,
   Волдыри по ней пошли,
   Под водой холодной рану
   Минут двадцать подержи.
   Важно помнить, понимать:
   Волдыри нельзя вскрывать!
   Нельзя маслом поливать!
   Нельзя туго бинтовать!
   Если к ране ткань прилипла,
   То ее нельзя срывать!
   С местом, где задел огонь
   Ты сравни свою ладонь.
   Раз ожог ладони больше,
   Лучше сам его не тронь.
   Тяжесть раны оцени:
   Что-то обожглось внутри?
   Сами вскрылись волдыри?
   И большой размер ожога?
   Срочно набери "103"!

   Ожог химией любой
   (Йодом, спиртом, кислотой...)
   Тоже лучше обработать
   Чистой и простой водой.
   Чтобы не наделать бед,
   Никаких растворов, нет!
   Может химия другая
   Нанести не меньший вред!

   Человек попал под ток -
   Электрический ожог.
   К току сам не прикасайся,
   Чтоб от помощи был толк!
   Может (это надо знать)
   Ток на сердце повлиять.
   Хорошо, чтоб пострадавший
   Мог спокойно полежать.
   Уложи его скорей,
   Теплого питья налей,
   Не давая подниматься,
   Срочно вызови врачей.

   Кто-то долго загорал
   Пошатнулся и упал,
   Затошнило, закружило...
   Это солнечный удар.
   Нужно  дать ему попить,
   В тень, в прохладу проводит,
   К шее, между ног, в подмышки
   Нужно холод приложить.

   На морозе посидел,
   Побелел, остолбенел,
   Очень сильно колет кожа
   Иль не чувствует совсем.
   Лучше кожу не тереть,
   Но и холод не терпеть.
   Можно собственным дыханием,
   Мягкой тканью отогреть.
   Кипятком не поливать!
   А водой отогревать,
   Так ее температуру
   Постепенно повышать.



   Третье учение.
   Про отравления.

   Пищевое отравление:
   Тошнота и диарея...
   Как при этом помогаем?
   Поим, рвоту вызываем.
   Снова поим, пальцы в рот...
   Повторять до чистых вод.

   Химикат глотнул случайно -
   Важно пить чрезвычайно!
   Так мы яд водой разбавим.
   Рвоту здесь не вызываем.
   Чтобы выходя назад,
   Больший вред не вызвал яд.



   Учение номер четыре.
   Что делать, когда укусили.

   Собака укусила -
   Промоем рану мылом.
   Чтоб не схватить заразу,
   Хозяев спросим сразу:
  "Как делали давно вы
   От бешенства уколы?"
   Нет точной информации -
   Бежим на вакцинацию.

   Пчела нас покусала -
   Достанем сразу жало.
   Оса ли, овод, шершень...
   Чтоб ране было легче,
   Еще вот так поможем:
   Холодное приложим.
   Укушенному хуже?
   Бесспорно, доктор нужен.

   А если в ногу, в руку
   Укусит вдруг змеюка?
   Немедленно должны мы
   Конечность обездвижить.
   И холод к ране сразу.
   (Жгут противопоказан!)
   И убедиться надо,
   Что за змея напала.
   Следов клыков не видно -
   Она не ядовита!



   Учение номер пять.
   Что нужно про травмы знать.

   Крайне важно при травме любой
   Обеспечить полнейший покой,
   Не давать шевелить человеку
   Поврежденной рукой и ногой.
   Может рана открытой зиять,
   Может что-то из раны торчать,
   Ни за что никогда не пытайтесь
   Ничего вынимать и вправлять!

   Головы травма? Рану промыть,
   По возможности лед приложить.
   Не терял пострадавший сознания,
   Значит, нужно его положить
   С чуть приподнятой вверх головой,
   Обеспечить строжайший покой.
   До приезда врачей за сознанием
   Должен быть постоянный контроль.

   И особая тема - спина.
   Если травму получит она,
   Пострадавшего лучше не трогать
   Вообще, не нести никуда,
   Не пытаться помочь сгоряча,
   Дожидаться приезда врача.
   А как быть при потере сознания,
   Позже мы разберем, не сейчас.



   Вот учение шестое.
   Асфиксия. Это что такое?

   Нехватка кислорода - асфиксия.
   Рассмотрим, наши действия какие.
   Как асфиксия может появиться?
   К примеру, кто-то чем-то подавился.
   И если мы при этом кашель слышим,
   То понимаем: пострадавший дышит.
   Тогда даем прокашляться мы, чтобы
   Дыхание его стало свободным.

   Но может асфиксия быть и полной.
   Во-первых, ее признаки запомним:
   Хватаем воздух человек, как рыба,
   Попавшая на берег без прилива,
   Ни слова он произнести не может,
   Глаза краснеют и синеет кожа...
   Тогда мы человека наклоняем
   И под живот опору подставляем,
   Освободить пытаясь этим самым
   Пути для выхода того, что внутрь попало.
   Когда и это нам не помогает,
   Между лопаток сильно ударяем
   И бьем, пока ни выскочит из горла
   Предмет туда попавший инородный.

   Удушье у ребенка вызывает
   И ложный круп. При этом возникает
   Такое у гортани поражение,
   Которое ведет к ее сужению.
   На то, что так случилось нам укажет
   Сухой и лающий или свистящий кашель.
   Поможет ингалятор с тем раствором,
   Который облегчит дыхание горлу.
   Заменой же ему послужит ванна,
   В которой можно надышаться паром.
   И комнату проветрить очень важно,
   Поскольку свежий воздух нужен также.

   Еще одна причина асфиксии -
   Развитие сильнейшей аллергии.
   Реакция, которая начнется,
   Шок анафилактический зовется.
   У анафилактического шока
   Есть риск формирования отека
   Всех органов, и в том числе гортани.
   Отсюда - затрудненное дыхание.
   Внимание! Не упускаем время!
   Звоним "103" тем лучше, чем быстрее,
   Уложим пострадавшего удобно
   И будем делать СЛР* готовы.

   *Учение десять расскажет нам вкратце
   Про сердечно - легочную реанимацию (СЛР).



   Учение номер семь.
   Про инсульты, инфаркты поведаем всем.
 
   Нам важно знать признаки этих болезней,
   Чтоб быть для больного как можно полезней.

   Поднять он хочет две руки -
   Одна лишь поднимается...
   У губ различны уголки -
   Один лишь улыбается...
   Язык попросим показать -
   Язык кривой, неровный...
   Нам трудно речь его понять -
   Бессвязна, бестолкова...
   Самое главное мы сделать сможем,
   Если при этом инсульт предположим.

   Грудь сильно заболела вдруг,
   Озноб, недомогание,
   Внезапная синюшность губ,
   Неровное дыхание.
   У пострадавшего испуг,
   Сильнейшее волнение,
   Холодный пот и ног, и рук,
   Понижено давление...
   Мы сможем помочь, если следуя фактам,
   Сумеем понять, что столкнулись с инфарктом.
 
   Инсульт ли, инфаркт, мы звоним "112",
   Готовимся делать реанимацию.
   "103" и "03" тоже можно набрать.
   Здесь главное времени не потерять!



   Учение номер восемь.
   О судорогах послушать попросим.

   При эпилепсии больной
   Падает, бьется головой,
   Судороги, иногда
   Бывает пена изо рта.
   Бытует мнение одно
   (Совсем неверное оно),
   Что сразу надо ложку брать
   И зубы ею разжимать.
   И нужно, якобы, язык
   К губе пришпилить в тот же миг,
   Чтобы он в горло не запал,
   Чтобы дышать не помешал.
   Но нет, язык не западет,
   Удушья не произойдет.
   При приступе язык всегда спазмирован,
   Не нанесет вреда.
   А вот чем можем мы помочь,
   Так это отодвинуть прочь
   Все острые предметы, чтоб
   Больной пораниться не мог,
   Помягче что-то подложить
   И срочно в "скорую" звонить.


   Судороги у детей
   Будут фебрильными скорей.
   Когда возможен сей недуг?
   Когда температура вдруг
   У малыша до шести лет
   Стремительно взлетает вверх*.
   Дойдет до тридцати восьми –
   Ребенка может затрясти.
   И это будет нас пугать.
   Но смысла нет паниковать.
   Температура упадет,
   И все само собой пройдет.
   Поэтому жар стоит сбить,
   Ребенка на бок положить,
   Подальше острое убрать,
   Не нервничать. Спокойно ждать.

   *При резком спаде жара тоже
   Судороги вполне возможны.

               

   Учение номер девять.
   СЛР научимся делать.

   Человек упал без сознания,
   Сердце встало, и нет дыхания.
   Нужно знать: в такой ситуации
   Жизнь спасет лишь реанимация.
   Прежде чем начинать ее делать,
   Мы должны убедиться, проверить,
   Что дышать пострадавший не может.
   Одно правило в этом поможет.
   “Слышим, видим мы и ощущаем”.
   Так дыхание мы проверяем.
   Пострадавшему голову выше
   Запрокинем и слушаем: дышит?
   Щеку к носу, ко рту подставляем.
   Есть дыхание? Мы ощущаем?
   И посмотрим на грудь, это важно.
   Пострадавший вздохнуть должен дважды.
   10 долгих секунд нужно выждать.
   Вздохов нет, значит, скорую вызвать,
   Не забыть сообщить, что узнали:
   Пострадавший лежит без дыхания.
   И пока врачи добираются,
   Начинаем реанимацию.
   Начинаем как можно скорее.
   5 минут, и спасти не успеем!

   Пострадавший малыш или старше?
   Будут разными действия наши…

   Меньше годика если малышке
   И случилось такое: не дышит,
   Запрокинем головку и сами
   В рот и нос ему воздух вдыхаем   
   Дуем, чтоб не вредить человечку,
   Тихо, будто хотим задуть свечку.
   Вдохов пять, и затем продолжаем:
   В середину груди нажимаем
   Двумя пальцами. Надо стараться
   Сделать этих нажатий пятнадцать.
   Серединой груди мы считаем
   Центр линии между сосками).
   А потом вдоха два. Снова пальцы
   Нажимают на грудь раз пятнадцать.
   Вновь два вдоха, нажатий пятнадцать…
   Продолжаем реанимацию!
   Повторяем так снова и снова,
   Пока нет ни дыхания, ни “ скорой”…


   Для ребенка постарше, подростка
   Будут действия теми же, просто
   Мы нажатия сменим немножко:
   В грудь не пальцами давим, ладошкой.

   Если взрослый у нас пострадавший,
   Начинаем не с вдохов, с нажатий.
   Тридцать раз ему в грудь нажимаем
   И обеими сразу руками.
   Лишь потом мы вдохнуть должны дважды.
   И еще вот о чем помнить важно.
   Если мы абсолютно не знаем
   Человека, кому помогаем,
   Можно в рот не дышать ему, чтобы
   К нам не лезли чужие микробы.
   Значит, нам непременно следует
   Беспрерывно нажатия делать…

   Утонувшего если спасаем,
   С пяти вдохов в него начинаем,
   Жмем на грудь. Сколько раз? Смотри выше:
   Тридцать взрослым, пятнадцать малышке.
   (Начиная реанимацию,
 Выбить воду не надо пытаться!)

               

   Учение десятое. Крайнее.
   Как быть при потере сознания.

   Без сознания кто-то.
   Проявляем заботу:
   Окликаем. Раз нет нам
   Никакого ответа,
   За плечо его можно
   Потрясти осторожно.
   Снова не отвечает?
   Значит, мы проверяем
   У больного дыхание
   (Как рассказано ранее).
   Есть? “103” набираем,
   Все врачам объясняем,
   Просим срочно приехать.
   Дальше нужно проверить,
   Есть ли травмы. Мы станем
   Пострадавшего сами
   Щупать, трогать, и лучше
   С ног до самой макушки.
   Если кровь, если раны,
   Мы, как действовать, знаем…
   Но потеря сознания!
   Нужны новые знания.

   Пострадавший не должен
   В положении лежа
   На спине находиться.
   Вот что может случиться:
   Западет язык в горло,
   Перекроет дорогу
   Кислороду. И далее
   Остановка дыхания.
   Если рвота начнется,
   Человек захлебнется.
   Значит, как мы поможем?
   Его на бок положим!

   Мы беремся за дело:
   Под прямым углом к телу
   Мы кладем его руку,
   Ту, что ближе к нам будет.
   Ту же руку, что дальше,
   Мы положим иначе:
   Тыльной частью ладони
   К щеке руку прислОним.
   К той щеке, что  напротив
   (То есть, если с рукою
   Правой так станем делать,
   То щека будет левой.)
   Уделяем внимание
   Ноге, что от нас дальняя.
   В ней колено сгибаем,
   Стопу в пол упираем.

   Дальше действуем смело:
   Мы за локоть, колено
   Те, что дальше, возьмемся…
   Человек повернется
   На бок, если мы сами
   Его на бок потянем.
   Ну а дальше осталось,
   Чтобы легче дышалось
   Голову запрокинуть.
   И еще бы подвинуть
   К животу чуть поближе
   Ногу, что лежит выше.

   Из такого учения
   Есть одно исключение.
   Если мы обнаружим,
   Что больной, как лягушка
  (Это поза такая:
   Ноги врозь и сгибает
   Он колени немного),
   То тогда у больного
   Предположим мы сразу
   Повреждения таза.
   И поймем, что не стоит
   Нам его беспокоить.
   Только голову надо
   Повернуть ему на бок
   И поднять чуть повыше
   (Пусть свободнее дышит),
   Валики под колени
   Подложить поскорее,
   Позвонить “112”
   И врачей дожидаться.