Желание

Евгений Френкель
Я хотел в двух словах показать, что в отдалённые времена в результате усложнения организации производства у управляющего производством появился соблазн владеть им, управляющий стал владельцем, слуга народа – его царём, город превратился в город – государство, общинное землевладение сменилось частным. Основа рабовладельческого строя – крупная земельная собственность при низком уровне производительных сил, нуждающаяся в использовании большого количества рабов.

Древний Рим возник как рабовладельческий на основе более высокой но ещё низкой производительности труда. Это привело к тому, что из деревни у брода через реку Тибр в середине Аппенинского полуострова в течение III-I вв. до н.э. Рим превратился в мировую державу.

Совершенствование систем орошения и дальнейший рост производительности труда привёли к тому, что исчезла потребность в массе рабов. Рабский труд оказался невыгодным в сравнении с трудом свободных земледельцев и наёмных работников, которые составили социальную базу христианских общин.

Однако в Риме складывался феодальный строй, связанный с относительно мелким землевладением, возникшем на основе более высокого уровня производительных сил, и с тех пор как Рим взял христианство на вооружение в качестве государственной религии, церковь стала государственным институтом феодального общества, а церковная организация верховенством клерикальных феодалов. Единый поток феодолизации переплавил римскую христианскую общину и варварскую родовую общину в сельскую. Поклонившаяся богатству и власти средневековая католическая церковь стала роскошествующей обителью идолопоклонства, мрачных предрассудков, лицемерия и ханжества, амбиций и злоупотреблений.

Эта церковь пала под натиском городов с их ремёслами, торговлей и промышленностью. Вместе с церковью из общественных жизни и сознания были изгнаны Отец, и Сын, и Дух Святой. Земные мудрецы провозгласили диалектический материализм, потому что мир диалектичен и материален, стали строить вавилонские башни одну ничтожнее другой. Однако светская наука со всё большей определённостью подтверждала существование Бога и истину библейского учения, ибо невидимое Божие (Рим.1:20-32) «вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,- то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют».