Не боги горшки обжигают!

Галина Торопова
СКАЗКА

Жила-была в глухой лесной деревеньке одна семья. Как в любой деревне, был у них огород, были беленькие козочки и пёстренькие куры, да по весне отец с сыновьями распахивали поле,сеяли овёс. Так и жили – не тужили. По ягоды в лес ходили да присматривали, какие деревья пригодятся зимой для вырезания деревянной посуды на крестьянской кухне. Для разной утвари в крестьянском хозяйстве надобность есть: одни колоды нужны, чтобы зерно от мышей уберечь,запасы сушёных ягод сохранить, другие – колодезную водицу зимой в тёплой избе держать «под рукой».
 Долгими зимними вечерами вырезали сельчане из липовых лутошек* песты, поставцы, чашки да ложки, незатейливую посуду. Хозяйка в чашке пестом толкла зёрнышки овса, заливала молоком, потчевала свою семью толокном с ягодами да сладкой огородной репой. Жили-поживали, год – другой…
  Да вот нестерпимо захотелось как-то им молока топлёного, каши ароматной да щей горячих, наваристых. Стали думать-гадать, как им свою заковыристую мечту осуществить. В деревянной посуде на огне в горячей печи каши не сваришь… И надумал отец старшего сына Ивана в город отправить, разведать секреты, у ремесленников поучиться, ума-разума набраться да к отцу воротиться и опытом нажитым поделиться. Грустно было расставаться, но ничего не поделаешь, пришло время в город ехать…
  Где найти хорошего мастера, как в ремесло «врасти», чтобы запомнить все тонкости изготовления необходимой посуды? Смотрит Иван – лошади с гружёными телегами, люди нарядные целыми семьями, все двигаются по дороге в одном направлении, и он пошёл с ними.
Привела дорога его на широкую площадь. Шумит праздничная ярмарка. Пестрит платками да сарафанами, блестит самоварами, дразнит ароматными лепёшками. Но твёрдо помнит Иван,зачем его отец послал в город. Идёт, смотрит, с пути не сбивается. И нашёл то, что искал. На соломе у телеги, на лавках рядом и на самой телеге, на льняных полотенцах красовалось столько разной диковинной посуды, что дух захватило у Ивана. На ярком солнце блестели боками горшки с крышками, улыбались во всё лицо миски разных размеров, радовали глаз природной краской кринки да ковши.
Подрядился Иван к умельцу в помощники, двор убирать, приказы исполнять, во всём потакать, – а за это время смотреть за тем, как мастер делает такую весёлую, звонкую да полезную для людей работу. Стал он жить у гончара. Вот тут-то сказка и начинается…
  Ремесленный гончарный двор – широкий, стоят длинные столы, под навесами многочисленные полки для просушки посуды. У колодца – огромные ёмкости с водой. В углу двора большая гора глины, которую привозят сюда на телегах. Как царский трон возвышается над этим хозяйством огромная печь для обжига, а центром всего увиденного был загадочный и непостижимый станок – инструмент, который нарекли Гончарный круг! Сновали во дворе муравьиным народцем подмастерья: замачивали и промывали красную глину, долго месили её, и делалась глина мягкой,податливой, послушной рукам гончара. И вот уже закрутился Гончарный круг по приказу мастера,
запел… Умелые, чуткие руки из бесформенного куска глины на вращающемся круге «выращивали» ствол, снова приминали и лепили заготовку, из которой «вытягивали» чашу. Смоченные водой стенки чаши становились всё тоньше, тоньше, словно по волшебству принимая необыкновенно красивую форму, задуманную мастером.
  Ивану в первые дни доверили глину таскать, воду из колодца черпать, двор мести, он старался услужить, а сам всё подмечал, запоминал. Наступил день, когда доверили ему промытую глину месить. Приложил он руки и почувствовал, как глина пыхтит, упирается, не хочет ему покоряться. Но Иван наш силушку приложил, изловчился и так глину намял, что она сама на гончарный круг прыгнула и завертелась. Зауважал гончар своего подмастерья и стал ему секреты раскрывать, показывать, как вылепить кринки, горшки, чаши, вазы, молочники и ещё много-много всего, что в хозяйстве пригодится.
  Смочил Иван руки, обнял глиняный комок, и пошло дело «как по маслу». Полюбила глина руки молодого мастера, поддалась ему, и такая красота стала получаться, что люди только ахали и удивлялись. Но это еще не конец сказки, а только середина. На полках для просушки стояло много всякой посуды, но хрупкая она была, непрочная. Звона музыкального в ней не было, а значит, и души. Призадумался, опечалился молодой гончар: не хочет глина ему доверить тайны своей главной, где она силу и прочность приобретает, красотой и блеском себя облагораживает! Думал-думал до позднего вечера да от кручины-грусти запел он песню красивую, печальную.
 Старого гончара пробрала эта песня до глубины души. Вышел он из расписного терема на свой широкий двор, подозвал Ивана и говорит:
– Угодил ты мне, Ваня своим старанием, расторопностью да вниманием к моим наукам. А больше всего – своей чистой душой и добротой. Вот как красиво ты песни складываешь, как душевно поёшь во время работы, будто и не тяжело тебе эту работу исполнять. В награду я тебе поведаю самый большой секрет, как в глиняную посуду можно жизнь вдохнуть, чтобы кувшины, кринки да горшки для каши пошли к людям жить да верой-правдой служить.
  И велел подмастерьям своим огромную печь жарче протопить, просушенную посуду с полок поставить в горячую печь да плотно закрыть её до самого утра.
  Каково же было удивление Ивана, когда достали посуду из печки. Глянцевая, звонкая, радовала она своим видом, просилась в руки. Знать, права поговорка - не боги горшки обжигают!
  Воротился Иван в дом своего батюшки настоящим гончаром, сам посуду глиняную с тех пор делал. Набрал деревенских мальчишек себе в подмастерья. И девочка одна пришла с ними гончарную науку познавать.
А матушка очень обрадовалась городским подаркам, берегла их. Каша в них получалась удивительно вкусная и щи наваристые, а молоко в кринках даже в летнюю жару было холодное!

* Лутошка - от старинного русского слова лутоха, обозначающего стволик молодой липы, с которого содрана мягкая кора -лыко - материал для плетения лаптей.