Добрые деревья. Рассказ

Сергей Кологривский
    Мысли, заставшие врасплох.

Добрые деревья
   
Случается, что часто бесцельно бродишь по призрачным аллеям интернета пытаясь найти себе впечатлений, и иногда только какую-нибудь истину или знания. Но пресыщаясь прогулкой по центральным, а затем и боковым тропинкам, заросших бурьяном лжи, уже не замечаешь ни боли, которой полон мир, ни внимания к человеку- герою повествования и дух твой облетает как осенний наряд сухими листьями. Равнодушно читаешь биографии звёзд, для нас выдуманные светом их дрязги, такие, что кажутся в чём-то одинаковыми и уже заведомо навязанные незримой силой, с легкостью проникающие и развращающие мозг. Немного погодя замечаешь, что натренированные безучастием, мы не хотим узнать правду и живем иллюзиями. Ведь она цепляет и царапает, вызывая дискомфорт. Так понемногу и забываешь, что истинные эмоции мы получаем в непосредственном взаимодействии с людьми, природой и реально возникшими пусть не всегда простыми ситуациями.
      
    Однажды Михалыч-старый актёр пришёл уже в подпитии и не с традиционной чекушкой, а полновесной поллитрой.  Без обычных заискивающих предисловий и просьб приютить в тихом местечке, ставших традицией за время знакомства с молодым художником- декоратором Арсением, твёрдо поставил её на стол среди обрезков бумаг и холстов, сдвинув их на свободный край рабочего стола в маленькой мастерской. Он частенько заходил в нижние этажи театра, чтобы скоротать своё свободное от спектаклей время, на которое не претендовал никто. Михалыч был катастрофически одинок. Его бесприютная жизнь оказалась никому не нужной и не важной.
 -Слушай Арсений, я тут разговор в метро подслушал. Молодёжь советовалась между собой.
-И о чём же?
Ты ведь тоже молодой, должен знать. Неужели мне в полную отставку?
-В чём же дело, не тяни Михалыч?
-Что за профессия такая-дизайнер эмоций?
-Не знаю такой. С интернетом наверно связана. Сейчас все новые профессии появляются в сфере коммуникаций.
-Это типа блогеров, которые чему-то вечно нас учат, а на поверку невежественные бездельники без опыта жизни?
-Нет же, не все они такие. Недавно девушку увидел на You tube. Ведёт блог о тенденциях современной моды. Знает историю, психологию, искусство и много ещё чего,- и немного смущаясь, добавил. - Лебединой красоты девушка.
- Как же так, полуграмотные люди будут определять, когда мне плакать, а когда смеяться? -пропуская мимо ушей реплику собеседника и не очень слушая Арсения сокрушённо тряс головой старик. - Куда же нас властителей дум: поэтов, артистов и художников. На свалку и богоугодные заведения? Кто же народ будет учить доброму и вечному?
-Михалыч, а то ты не знаешь, всегда есть умные специалисты. Вот они и определят общественную значимость каждой нашей эмоции и отранжируют их в удобном для них порядке.
-Арсений, я же серьёзно.
 -Михалыч, и я без шуток. Сейчас просто контроль и цензуру поставят на новый технологический уровень с соблюдением всех демократических процедур, при помощи вновь специально обученных людей.
-Смотри как красиво профессию назвали- такая благость,- с иронией в голосе, и театральным жестом выверенными долгой актёрской практикой, произнёс артист.
-Только не драматизируй, Михалыч, может это совсем другое.
-И что же, эти профессионалы будут дозировать чувства, чтобы мы, не дай бог, любили не так как требуется или были счастливы не в той мере, как мы желаем. Искусство же, несущее верные мысли и эмоции, не будет стоить ничего, - продолжал гнуть своё пожилой человек.
-Настоящее итак ничего не стоит. Раньше искусство подавали как горячее блюдо, теперь его продают, как сутенёры гулящую девку.
-Ты прав, обманка людям милее, легче даётся.
-Это точно, как минерал пирит-фальшивое золото, всегда на виду. У нас его на Урале достаточно. А вот настоящее золото надо добыть из коренной породы.
-Я вот смотрю на тебя Арсений, ты молодой такой. Сколько тебе?
-Уже двадцать шесть.
-Вот. А рассуждаешь, как я даже не помышлял в твоём возрасте, хотя уже к тому закончил своё училище и работал в театре уже больше пяти лет.
-Так школа моя беспризорская даёт о себе знать.
-Детдомовец?
-Да.
-То ты по подвалам и маешься,- сокрушённо подтвердил сегодняшнее их присутствие в помещении с крайне низкими потолками под настилом сцены.
   По некоторым косвенным признакам Арсений догадался, что актёр не об этом хотел говорить. Он явно волновался, но не подавал вида. Кончики его пальцев беспокойно теребили обрывок театральной афиши, лежащий на столе. Михалыч вдруг резко замолчал, широким жестом налил себе полный стакан прозрачной жидкости. Молодому товарищу старик никогда не предлагал выпить, нельзя говорил, от неё родимой все злосчастия и происходят. А тут он неожиданно плеснул Арсению в кружку, только что освободившуюся от чая. Арсений от удивления вздрогнул.
-Что с тобой Михалыч.
-Паскудный случай. История достойная пера сценариста современных сериалов. Жизнь дала ответку, выражаясь языком не принятом в наших кругах.
Зная привычку старого актёра театрализовать любые события из его жизни, Арсений не сразу определил значимость сегодняшнего случая. Он молча продолжал работать, дожидаясь пока Михалыч сам не развернёт в нужном для него ключе повествование. Актёр, видя реакцию собеседника как-то сразу обмяк и опустил голову. Плечи его поднялись, тело сразу съёжилось и стало вздрагивать в такт коротких вздохов. Наконец старик повернул лицо к Арсению потускневшее и изрезанное сегодня больше обычного стаей морщин. В тусклом свете лампы художник различил катящиеся по его щекам слёзы.
-Я сегодня стал неприкаянным окончательно и бесповоротно. В вашем полку беспризорников прибыло.
-Что же Михалыч случилось?
-Ты помнишь я искал дочь? - смахивая слезу ответил старик.
-Помню.
Арсений знал непростую историю любви старика, на тот момент сорокалетнего мужчины.
-Я нашёл ее. Приехал. Она меня выгнала ничего не слушая.
-Как же так, Михалыч?
-А вот так. Ты сам посуди. Что бы ты сделал и сказал, явись к тебе незнакомый человек с претензиями на отцовство. Мы с тобой сейчас на одной лодке, только ты на веслах, а я на корме. Да, мы на противоположных концах судьбы, но только ты можешь понять меня, если захочешь.
Старик тяжело поднялся и неверно пошёл по ступеням лестницы…
    Арсений нашёл дом по адресу, написанному на клочке афиши рукой Михалыча, оставленного вчера при разговоре на столе в мастерской.
    Дверь открыла девушка очень похожая на ту, из сети, о которой недавно он говорил старому актёру. Те же белые гибкие руки, светлые волосы и весёлые глаза. Арсений смутился. Он мгновенно забыл зачем пришёл в этот дом, все заготовленные слова улетели в глубокое пространство. Арсений хотел поведать ей об одиноком старике и о том, что плохо жить в одиночестве без близких людей. Он полагал, что смог бы выразить эту боль и убедить девушку ещё раз встретиться с отцом, но он стоял перед ней, не двигаясь и казалось превратился в статую. Он вдруг осознал, что просто это не получится.
-Ну что ж вы, «каменный гость», молвите слово. Вы вероятно ошиблись адресом.
Наконец в мозгу Арсения что-то щёлкнуло.
-Вы искали хорошего художника.
-Нет специально не искала.
-Но вы как-то в блоге обмолвились, что вам не хватает человека с хорошим художественным вкусом, воспитанном на классических образцах искусства и апгрейд вам несколько претит своей неуемной агрессией.
-Верно. Ну что ж заходите. Вероятно, ваш визит не случаен.
     Арсений как-то быстро погрузился в идеи и мысли девушки, они отвечали его пониманию искусства общения с интернет публикой и искусства как такового. Через небольшое время они составили большую программу и начали вести блог в паре. Молодые люди проводили вместе много времени, много общались, проникая друг в друга. Всё было прекрасно, но глубоко засевшая мысль ближе познакомить родных людей, и как-то успокоить через это свои горести, не давала Арсению покоя. И вот однажды он пригласил её в свой театр, где шла премьера спектакля, где был занят Михалыч в одной из главных ролей.
  Актёр проникновенно играл роль пожилого отца, потерявшего на фронте всех своих сыновей, и казалось, исчезла сцена, а декорации, умело сделанные Арсением, обратились настоящим убранством деревенского дома, публика превратилась в соседей, сочувствующих горю старика. Мороз по коже пробегал от его реплик, по-настоящему выстраданных и естественных. У девушки текли слёзы смывая набросок лёгкого макияжа. Спектакль закончился. Молодые люди долго молча стояли в фойе театра.
-Кто этот актёр? -решилась спросить она.
-Хочешь я тебя познакомлю тебя с ним?
   Они прошли вереницей коридоров в самый дальний угол театра. Вошли в неприметную гримёрную. Пожилой актёр снимал небольшой грим, его лицо при этом не менялось. Глубокие морщины не нуждались в дополнительных акцентах. Михалыч медленно встал, в недоумении раскрыв навстречу руки молодым людям.
-Доченька, это ты? -не веря происходящему произнёс с дрожью в голосе актёр.
Лицо девушки вдруг исказилось гневом.
-Ах, вот вы какие лицедеи. Вы специально устроили этот спектакль!
-Я не знал, я не хотел так,-сумбурно воскликнул Михалыч. -Доченька прости.
Девушка резко развернулась и с искренней яростью влепила пощёчину Арсению.
- Я думала ты настоящий, а ты меня обманул. Ты не художник, а обыкновенный лжец и мошенник.
-Дело совсем не во мне, художник или не художник пусть решает публика. Но вот перед тобой настоящий отец и человек настоящий. Ты сейчас сама в этом убедилась. Или ты  из тех же интернет недорослей. Попробуй и ты стать человеком прямо сейчас.
    С этими словами Арсений резко открыл дверь и вышел в узкий коридор. Странно, сейчас как бывало прежде, на него не давили эти близко поставленные стены, появился воздух в этом небольшом пространстве. Он открыл окно, чтобы полнее ощутить это. Постоял, вдыхая свежий вечерний воздух, вбирая вместе с ним в себя блики фонарей из немного простуженных, осенних луж и аромат созревших яблок из соседнего сада. Из дверей гримёрки никто не выходил, и он пошёл на улицу к этим добрым деревьям...

10.10.2022