Боль

Оскар Хуторянский
Кто хлебом надежды поделится с голью,
кто крикнет толпе: «Аз воздам!»?..
Привыкли к лицу, искаженному болью,
к пробившим ладони гвоздям.
       - Зиновий Вальшонок



БОЛЬ УТРАТЫ

Одиночество — свое собственное общество.
          —  Артур Шопенгауэр


Мы видим мир все по другому
И всё зависит, кто мы есть.
Вот - экстраверт: в толпе он - дома,
А без людей - ни пить, ни есть.

Для интроверта нужен кто-то ,
Один, но близкий человек.
Поговорить и им охота,
И пошутить, и слышать смех.

Но одинокими бывали
И тот, конечно, и другой.
Особенно, коль славу знали,
Как примадонна иль герой.

От этого страдают все,
Но боль сильней, когда утрата
Случилась с кем-то на войне -
Ведь молоды всегда солдаты.

Есть те, кто выбрал добровольно
Аскетом быть всех избегать.
Пророкам среди них привольно,
Там и юродивых искать.

Но многим выбрать не дано, -
Друзей, родных всех пережили.
Лишь в памяти к звену звено
И день и ночь всё ворошили.




ФАНТОМНАЯ БОЛЬ

Мы знаем это состояние -
Когда болит "фантомный нерв",
Фронтовики не забывают,
Как ноет рана, где протез.

Так те, кто были близки с нами,
Ушедшие навек от нас,
Нам о себе напоминают
Внезапной болью, здесь, сейчас.

Они как будто рядом с нами
О чем-то тихо говорят,
О том, что не сказать словами,
О чем лишь остается взгляд.

Мы что-то им не досказали,
Хотели сделать - не смогли,
О том болит душа ночами -
"Фантомной" боли инвалид.

Невосполнимая утрата,
Не утихающая боль...
Но заживет и эта рана
И сохранится к ним любовь.



ЧУЖАЯ БОЛЬ НЕ ТАК БОЛИТ

Не распознав чужую чью-то боль,
Чужое горе - мы проходим мимо.
Презрев других, мы заняты собой,
Забыв одно: всё в Мире обратимо...    
               - О. Мандельштам


Чужая боль не так болит,
Своя рубашка ближе к телу.
Что нам за дело, что других
Сожгли, их тело стало пеплом.

Что нам за дело, что давно
Кого-то где-то там распяли,
Неужто нам не всё равно,
Лишь это было бы не с нами.

Что где-то голод и война,
Но не у нашего порога...
Не знаем может быть судьба
И нам готовит ту дорогу.

Когда коснется это нас,
Как нам хотелось бы услышать
В защиту чей то громкий глас,
Кому не всё равно пиитов.



ПОНЯТЬ НЕЛЬЗЯ

Мы всё понимаем, и поэтому ничего не можем понять.
            —  Станислав Ежи Лец

Понять нельзя чужую боль.
Услышать боли крик возможно.
Кто видел муки день и ночь,
То и тому представить сложно. 

Как перечувствовать тот страх
Ведя детей к расстрельной яме,
Понять у эшафота взгляд
Где палача топор сияет?

Кто шёл дорогой к эшафоту,
Кто пульсом вычислял минуты,
Кто взгляд поднял последний к солнцу -
Прохожим его чувства мутны.

Теперь представьте инквизицию,
Подвал, где "правду" выбивали...
Такие славные традиции -
Судите тех, кого сломали. 

Кто недоспал, кто выл от боли,
Народом и семьёй забытый...
Все те, кто сыт, судьбой доволен
Не знает чувства, как быть битым.

Поймёт ли голод тот кто сыт
Кто не пропустит и обеда?
Могилу кто себе не рыл
Поймёт ли тех, кто делал это?

А сострадание только миг,
Прошла минута и забыто.
А чувства все остались в них,
Где боль и раны все открыты.

Нельзя познать чужую боль,
Нельзя вместить чужое горе,
Понять умом, увидеть кровь,
Услышать стон ну и не более.




КТО ИСПЫТАЛ

Для тех, кто знал когда-то голод,
Кто жил в блокаде, в нищете,
Кому огрызок хлеба дорог -
Другие ценности в цене.

Кто испытал Сибирский холод
В бараке жил и мёрз в тайге -
Тому уют домашний дорог
Побольше тем, которым нет.

Кто вырос в лжи стекавшей сверху
И в лицемерии газет -
Тот много больше правду ценит
И демагогам скажет - нет.

Кто был унижен и бесправен,
Кого травили всем двором -
Тому свободы дух так сладен,
Не променяет он его.

Все познаётся нам в сравнении -
Не ценим мы порой добра,
Не знаем цену жизни, мнению
Когда не видели мы зла.



НЕ ТРУДНО БЫТЬ СВЯТЫМ КОГДА

Не трудно быть святым когда
Ты в климате благоприятном,
Когда бананы есть всегда,
Живешь под пальмой и не каплет.

Трудней намного быть святым
Вдали от теплых параллелей,
Где надо зиму пережить
Среди волков, дождей, метелей.

Тот, кто познал сибирский холод,
Кто оклеветан был судьбой,
Познал побои, боль и голод
По мне - лишь только тот святой.

Я слушал тех, назад пришедших,
Кто был в аду, кто был там смел:
Из тех, чужое взять не смевших,
Почти никто не уцелел.

У них рука не поднималась
Обмотку снять, украсть паёк...
Братва блатная обжиралась,
А кто был слаб иль свят - не мог.

В святые списки всякой церкви
Ввести градацию хочу -
Святой повыше тот стоит -
Кто веру сохранил в аду.





ЯСНА ОТКРЫТАЯ ЛАДОНЬ

„Мы протягиваем Западу руку дружбы. Но почему-то ладонью вверх.“
          —  Никита Богословский

Не понимают нас порой,
Но посмотрите - с расстояния
Ясна открытая ладонь
Протянутая для подаяния.

Понятней жесты чем слова,
Скупее, четче, однозначней.
Сигналами полна война,
И для своих они понятней.

Наверно с жестов начиналось
Потом добавились слова,
И предки жестами общались,
Приматы и сегодня так. 

Обет молчания взял монах,
Но жестами сказать всё может.
И мы поймем его, ведь так
Больные, дети могут тоже. 

Жест может означать успех,
Нести нагрузку как и слово,
Унизить, оскорбить при всех...
Как многим это всё знакомо. 

Немые жестом говорят,
Богатый - жестами с прислугой,
Народы южные не зря
Жестикулируют друг с другом.

Известен семафор на флоте
Кода флажками дан приказ
В разведке жест важнее слова...
Салют и честь - есть жест для нас.




МИЛОСЕРДИЕ

Кость, брошенная собаке, не есть милосердие;
милосердие – это кость, поделённая с собакой, когда ты голоден не меньше её.
                - Джек Лондон


Отвыкли мы от слова - "Милость",
Стыдимся нищих иногда.
Перебороть себя не в силах
И отвернём глаза всегда.

У нас герой кто самый сильный,
Кто при деньгах и на коне,
У власти кто, пусть и дебильный,
Но в жизни он достиг вполне.

Теперь встречают, провожают
Все по одёжке, по деньгам,
Характер твой никто не знает,
Никто не ценит и ума.

Не зря пословица дается:
"Не зарекайся от сумы"
Верёвочка не долго вьётся -
Те кто с сумой - были паны.

Те, кто в немилости сегодня
Быть может лучшие из нас,
Нам пережить то не придётся,
Что в ихней доле про запас.

Не все сидят на героине,
Не все в угаре грез хмельных -
Кому-то пенсию скосили,
А кто остался без родных.

Где те, кто сытые у власти
С крестом нательным, без души...
Нет милосердия кто бесстрастно
Не видит жертв, себя простив.




ПОНЯТЬ

„Чего вы не понимаете, то не принадлежит вам.“ 
             —  Иоганн Вольфганг Гёте


Всё то, что мы берём на веру,
То, что вбивали в нас с горшка,
Давали клятву пионером,
За то бороться до конца.

За что? Идеи испарились.
А мы клялись их защищать.
И защищали б, коль случилось -
Сравните: верить или знать.

Учили нас, как мы овчарок -
Который свой, а кто чужой.
В ответ на преданность - подарок,
Пусть после смерти, но герой.   

Мы знали, кто враги народа,
И кто вредитель и не наш.
Но мы не знали их тревогу,
Нам говорили просто: «фас»!

Рубцы на коже с воспитания,
Как больно я её менял!
Не «верю» я теперь, а «знания»,
За что насмерть бы я стоял.



ПАЦИЕНТОМ БУДЕТ КАЖДЫЙ

„Доктора — это люди, которые выписывают лекарства, о которых мало что знают, от болезней, о которых они знают ещё меньше, для людей, которых они не знают вообще.“   
      —  Вольтер


Не каждый врач из нас, увы,
Но каждый  пациентом станет.
Тогда с надеждой смотрим мы -
Надеемся, что врач всё знает.

Мы доверяем свою жизнь,
Вверяя, как бывало встарь,
Шальную отгоняя мысль,
Что не всесилен врач, а жаль.

Врачи болеют, как и все
И умирают от болезней. 
Помочь не могут и себе
Так есть сейчас, так было прежде. 

Чем непонятней медицина,
Тем больше верит ей больной.
Похоже что в незнании сила,
Шаманам верим мы порой.



ЗАЧЕМ НУЖНЫ НАМ ВСЕ ТРАГЕДИИ?

Может быть, люди должны пережить трагедию, чтобы начать делать то, что любят.
                -  Чак Паланик


Зачем нужны нам все трагедии?
Как будто нет забот своих.
Зачем проблемы их, сомнения,
И “быть - не быть” решать за них?

Зачем их боль утрат и веры,
У нас проблем своих полно.
Нагрузка нам на наши нервы
О них, чужих - но для чего?

Эдипа жизнь, как и Электры,
Печальна Гамлета судьба,
Концов хороших нет примеров -
На то трагедия она. 

Умрут на сцене лицедеи,
И слёзы зрителя пройдут,
Эмоции свои проверят,
Что в глубине души живут. 

Страх вызывают, сострадание
Для очищения души.
Так в Аристотеля писании
Трагедии роль нашли в тиши. 




КАТАРСИС - СОСТРАДАНИЕ

Бывают трагедии, которые люди постигают чувством, но не могут охватить разумом.
          - Александр Дюма

У греков было «сострадание»
Одним из высших очищений
Души с другой переживанием
Задачей было всех трагедий.

«Катарсис» - было то понятие.
Ему сейчас нигде не учат,
Неблагодарное занятие
Сейчас понять чужую душу.

Другие ценности лелеют
И поощряют в нас сейчас,
Растёт другое поколение
Чему их учат про запас?

Не говорят о благородстве,
О чести речи не в чести,
Лишь как поладить с руководством
Другой рукой чтоб руку мыть.

Когда то было неприличным
Быть подхалимом и рвачом,
Теперь - лишь что на счёте личном,
Что за душой - то нипочём. 

Когда воспитанность пинают
И милосердие - дурной тон,
Что свято - то не вспоминают
И для себя другой закон.

Где хамство вместе с матерщиной
В салонах высших - просто шарм,
Где женщина равна с мужчиной,
Забывших про "прекрасных дам".

Воспитывались поколения
На том что можно, что нельзя.
Забыв религии учение -
Мол: "не греби всё под себя".

Забыто всё, мораль другая
Царит куда не погляди...
Чужую боль не замечаем,
Ах, как с душой мы позади!


(1) Катарсис -  Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.



ЛЮБОВЬ К ИСКУССТВЕННЫМ СТРАСТЯМ

Без действия трагедия невозможна, а без характеров возможна.
            - Аристотель


Известно, трудно передать
Словами звук и цвет, и запах.
Вот так же трудно обсуждать
Весь опыт жизни, боль утраты...

И даже для самих, для нас
Все чувства, что остр'ы и свежи
То скоро, может через час,
Они для нас уже не те же.

И если чувств не сохранить,
Как передать и где та лира?
Страстями вроде: "быть, не быть"
Софокла, Данте иль Шекспира?

На то театр и гений сцены
Живёт и умирает там!
Мы смотрим, как взбухают вены,
Как сердце рвётся пополам.

Да, не хватает нам эмоций,
Не бьёт военный барабан,
Но в наших душах отозвётся
Любовь к искусственным страстям;



ФИЛОСОФИЯ ТРАГЕДИЙ СЕГОДНЯ

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
             - Б. Пастернак

О философии трагедий
Писали много диссертаций
И было много разных мнений -
От порицания до оваций.

Чужды нам чувства, что трагичны,
Поднятых из глубин души
Для поколения циничных
Нам это - рыбы крик в тиши.

Живём средь нищих мы спокойно,
Пусть в кружку бросим медный грош.
Среди трагедий недостойно
Счастливым быть нам невтерпёж.

А в чём трагедии философия,
Кто глубину её познал?
Когда-то Ницше писал строки -,
Себя “трагическим” назвал.

Как философию - трагедию
Забыл наш интернетный век.
Спешим, нам думать - не по профилю,
Что чувств отсутствие - успех. 



ЧЕМ БЛИЗОК НАМ ШЕКСПИР?

Леди Макбет – та же Джульетта, но после свадьбы.
         - Янина Ипохорская


Чем близок нам Шекспир сегодня?
Прошло ведь много сотен лет.
В России царь тогда был Грозный,
И нравов тех простыли след.

В науке много изменилось,
Не много, а почти что всё
Но человечество смирилось -
Не всё решает "бытиё."

Вопросы ставил он, что вечны -
Так "быть-не-быть" и не решён,
Любовь вразрез с семьи решением
Пример Джульетты нам знаком.

Любовь к отцу и благодарность
Как жажда власти в мире том,
Не изменилась здесь с веками,
Сейчас похоже мы живём. 

Знакома и слепая ревность
И беззаветная любовь...
То, что зовётся "человечность"
В Шекспире видим вновь и вновь.



НАШ ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ МИР

Неважно, что Гомер был слеп.
А может, так и проще...
Когда стихи уже – как хлеб,
они вкусней на ощупь. 
             - Римма Казакова


Другое время страсти те же -
Не изменился человек.
Гомер все описал прилежно...
А ведь прошло три тысячи лет.

А жил он в “тёмные века”
Цивилизации Эллады.
Культура пала и тогда
Забыты письменности клады.  (1)

Но сохранились сквозь века,
Да что века, тысячелетия
Его гекзаметра строка,
Герои, их страстей соцветия.

Его поэмы - грекам дар
Заветом Древним - иудеям.
И Библией - для христиан,
Значение не меньше, верим.

Наш внутренний и внешний мир
Были всегда в противоречии,
Хотя эмоции внутри
Не изменились сквозь столетия.

Менялся строй, менялся век,
Рождались, гибли все империи,
Но оставался человек
С его душой, с его стремлением.

Понятны нам Гомер, Вергилий,
Рабле и наши Гоголь, Чехов -
Всё потому, что их герои
На нас похожи в том и в этом.

Понятна нам "любовь до гроба",
"Отцы детей не понимают",
И "быть-не-быть" вопрос не новый
Я и сейчас воспринимаю.

Тысячелетия промелькнули
Но делаем грехи всё те же,
Не изменились все мы в сути
И ошибаемся не реже.

Пусть технология до крыши,
Пусть демократия в расцвете.
Мы те же будем, как и были...
Не важно где, в котором веке.



ЭТО МОЖЕТ КАЖДЫЙ

Комедия — это трагедия, которая случилась не с нами.
             - Анджела Картер

Так говорят, что может каждый
О жизни книгу написать.
И будь трагедией иль фарсом
Та жизнь его.  Ему ль не знать?

Уверен я, есть в каждом искра
И та особенность судьбы
В копилку нашей общей жизни
Они могли бы принести.

И только их переживания,
Их смех, их стон, их только плач...
Любовь, потери и изгнания,
Их опыт жизни - всем нам врач.

Могли б мы стать мудрее много
Набравшись опыта других,
Ничто не ново под луною,
Но нов для нас их каждый стих.

Чтоб судьбы не прошли бесследно,
Оставьте строчку или штрих!
Ничто не будет бесполезно -
Откройтесь право, хоть на миг.




ДОБРОДЕТЕЛЬ

Добродетель опровергается, если спрашивать, «зачем?»…; 
         - Ф. Ницше

На всех поступках есть печать
Причины, замысла и правил.
Хотим мы просто милость дать
Иль ждём - Он «галочку» поставил. 

Подбросить в кружку медный грош,
Пятак в протянутую руку…
Для самолюбия - хорош,
Не добродетель эта штука. 

Отдать, не думая «зачем»,
Без колебаний - сердца глас.
Не вспомнить, не напомнить тем,
Кому помог ты в трудный час.

Делить свой ломоть пополам,
А не крохи от щедрот.
Желательно, чтоб только сам
Знал, что кому-нибудь помог.

Кто знает, в жизненном пути
Бывает всё: тюрьма, сума…
И голод вас возьмёт в тиски.
Всё от души, не от ума.




ПРИТЧА О МИЛОСТИ

Один солдат был осуждён
На смерть. Когда к Наполеону
Явилась мать, чтоб приговор
Был изменён его лишь словом.

Наполеон с ней был суров,
Сказал: “Решение справедливо…”
А мать в ответ: “Я не о том,
О милости прошу великой.”

“Ваш сын её не заслужил”
Почти отрезал император.
“О государь, ведь милость в том,
Что заслужить её не надо.

Её оказывает тот,
Кто может всё себе позволить -
Как император или Бог…
Я на коленях прошу стоя.”

Преступник был прощён тогда.
Что выше - милость? справедливость?
Рациональности черта
Или каприз, кто правит миром?

Капризной милости урок
Не объясняется рассудком.
Но чувстом. Ум потом в свой срок
Обидит - милость не разумна.

Обходим разум стороной
И доверяем интуиции,
Где жизнь и смерть стоят порой
Как Бог, Наполеон, традиция.