Пост на реке Агаве

Евгений Френкель
Это слово о посте на реке Агаве. Но  прежде обратимся к другим известным местам Писания. Пр.3:5-8: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих». Мы знаем, что надо надеяться на Господа, но здесь сказано нечто чрезмерное, чрезвычайное: что надо всецело, всем сердцем надеяться на Него. «А как же» – отвечаем мы – «мы надеемся». «Нет» – говорит Соломон – «обратите внимание на то, как часто вы полагаетесь на свои рассуждения, на свой рассудок, на разум, а это не следует делать. Иначе это не значит надеяться на Господа всем сердцем. Не будьте мудрецами в своих глазах. То есть ни малость не надейтесь на свою мудрость». Вся наша греховная, плотская, самонадеянная человеческая природа возмущается этим словам: «В тяжёлых, трудных обстоятельствах мы взываем к Господу, но уместно ли беспокоить Бога по мелочам?». Однако Соломон говорит: «Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои». Очень содержательная фраза. Не в отдельных случаях, а во всех путях, во всех обстоятельствах познавай Господа.

Познавать Господа значит познавать Его волю. Еф.5:17,10: «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия... Испытывайте, что благоугодно Богу». Для чего познавать Божию волю, для чего испытывать, что благоугодно Богу? Для того, чтобы не участвовать в бесплодных делах тьмы (11), не быть сообщниками сынов противления (6,7), поступать как чада света (8), исполнять волю Божию.

Исполнять волю Божию – это трапеза Господня. Ин.4:34: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Ин.6:51-59: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме». Обратим внимание на 57 стих: «Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною». Наша пища есть творить волю Божию, ибо мы – Божие творение (Еф.2:10) «созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». Нам надо (Иак.1:21-25) не только слушать но и принимать Божие слово, быть не слышателями только, обманывающими самих себя, но исполнителями слова, «ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии». Как будто резюмируя это, Иисус Христос говорит (Мтф.7:24-27): «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». Познавать Бога значит не только познавать Его волю, но и исполнять её. Познавать Бога значит действовать в Его воле.

Пр.3:6: «Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Тогда Бог направит («уравняет» – по переводу архимандрита Макария), спрямит наши пути. Но для этого нам надо отказаться от самомнения, самопревозношения, от своей мудрости, в страхе Божием, который начало мудрости (Пр.1:7), удаляться от зла (Пр.3:7, Еккл.7:16, Рим.12:16). Это спасительно не только для души, но и для тела. «Это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих» (Пр.3:8)
Наша плотская природа влечёт нас поступать по своему разумению, но Иисус Христос говорит (Ин.15:5): «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». Мы ничего не можем делать без Христа.

И теперь посмотрим, что случилось у реки Агавы. Ездра, книжник, сведующий в законе вышел из Вавилона. Дело началось в седьмой год правления персидского царя Артаксеркса, в 457 году до н.э. первого нисана (Ездр.7:7,9). В этот день 1515 евреев были собраны у реки, впадающей в Агаву, и простояли там три дня. Народ был осмотрен и к собравшимся были добавлены 9 главных, 2 учёных левита и 258 служителей для храма (Ездр.8:15-20). Затем Ездра провозгласил пост у реки Агавы, «чтобы смириться нам пред лицом Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего, так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему есть благодеющая, а на всех оставляющих Его - могущество Его и гнев Его! Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (21-23). И сказано (31): «И отправились мы от реки Агавы в двенадцатый день первого месяца, чтобы идти в Иерусалим; и рука Бога нашего была над нами, и спасала нас от руки врага и от подстерегающих нас на пути».

Эта история о том, как нам делать Божии дела. Мы уже знаем, что делать Божии дела – это смысл нашего существования, ибо мы (Еф.2:10) «созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». Жизнь в Боге – это делание. В нас не должно быть и тени самомнения, самопревозношения, своей мудрости, своей самости. Как сказал Ап. Павел (Гал.2:20): «Уже не я живу, но живёт во мне Христос». Это возможно в совершенной вере, в совершенном доверии к Богу, в полном сокрушении пред Ним. Ап. Павел по пути в Дамаск, когда осиял его свет с неба и он упал на землю и услышал голос Господа, «он в трепете и ужасе сказал: Господи! Что повелишь мне делать?» (Деян.9:3-6). Не самонадеянному, трижды отрекшемуся от Иисуса (Мтф.26:33-35,69-75), но сокрушённому Петру Иисус Христос доверил пасти Свою Церковь. Полное доверие Богу, полное сокрушение. Надлежит сделать всё необходимое, чтобы смириться пред лицом Господа Бога, просить у Него благополучного пути в совершенном доверии и полагании на Него молиться «до света».