340 день Первый ходовой, первая трёпка

Денис Морев
340 день Первый ходовой, первая трёпка.
2023.12.06 Среда

     "Менестрель" на якорной возле марины "Алимос", Афины.
     Ночь прошла мало и плохо: сильно качало, штиль и сулой. Яхту разворачивало лагом к волне. В салоне все летало, поспать оставшиеся 4 часа почти не удалось.
     Встал с рассветом. На давешнем пляжике гремит прибой. Не вариант с высадкой.
     Перевел яхту на другую сторону марины, севернее. Тут потише. Вывез на берег Умку, нашел кафе с вайфаем, связался с электронщиком Антонисом и успокоил Германа на предмет пропажи пса: нашлась.
     Электронщик приехал мигом. 15 минут, где-то рядом живет. Как обычно бывает в таких случаях, при сисадмине все работает. Нет к АИСу претензий. Посмотрим. Ок.
      У нас штиль стремиться смениться крепким навальным ветром. Пора сваливать.
     10.30 старт. Курс на о. Гидра, далее юг полуострова Пелопоннес. В идеале за сутки дойти до маяка Око Республики, что у г. Месони. Но это программа максимум. Нет - завтра штилевой день, подножму и добегу. Там буду пережидать пятничный ветродуй.
     Едва поставил паруса - дунуло. И сбрызнуло, окропило, так сказать. Старт в дождик - хорошая примета.
     Да, флюгирующий винт - зачёт. Помчались 7,5-8,5 узлов. И нет воя, обычного для этих скоростей при старом стационарном винте. (Я его не выбросил, на всякий случай, запаска.)
     АИС исправно верещит на соседние суда, прямо как Умка на прохожих. Правда, сбивают с толку его и меня две альтернативные курсовые линии, синяя (показывает реальность) и черная (так считает картплоттер). АИС психует в соответствии с черной, что очень плохо. Надо разбираться. Электронщик не смог. Сказал только, что это электронный компас не настроен, а он не настроен его настраивать.
     За 4 часа пробежал 26 миль. 15.30 скисло, иду 3-4 узла.
     16.00 завел мотор. 1250 об/мин, скорость 6,3 узла.
     У о. Гидра встретил беспорядочную метровую зыбь, сулой. Идти стало некомфортно, даже Умку уматывает.
     Третий день готовлю на электроплитке, экономию последний баллон газовый: в Греции ни турецкие, ни греческие баллоны заправить не смог: покупай местные и все тут. По 27 евро за штуку. Но плитка пока справляется. Совмещаю с движением под мотором.
      16.30 Прошел о.Гидра.
     И сразу врезало. За минуту с нуля до двадцатки. Хорошо, что пока моторил, убрал стаксель, дабы не трепать. Немного напугало: я как раз фарш жарил. И тут он на стену запросился. Ну, мигом вверх, заглушил двиган, протравил грот, взял первую полку рифов. Чуть погодя немного раскрыл стаксель, на третьей полке. Стабилизировал яхту. Иду 6-8 узлов. Порывы. И смеркается. Не поел. Лишь бы почти готовое на пол не ушло: на электроплитке нет фиксаторов кастрюль. Переставил на мокрую тряпку на холодильник: там хоть поребрик есть. В смысле, бордюр.
      17.30-17.50 Ветер 21 узел и более. Высокая волна в лаг. Взял второй риф. Ход не уменьшился: 7,5-8,5 узлов.
     Переживаю за динги: не рассчитывал на такой крепкий ветер, тащу ее за кормой. Поднимать на бак и потом спускать одному очень неудобно, а по прибытию Умку выводить. Вот и поленился. Ну, не оторвёт - я накануне перевязал её получше, за два рыма. А вот если перевернет - тогда да. И с остановкой на такой волне проблема, потеряю.
     Вот повзятию рифов. Спускаю грот до люверса на галсовом угле, иду накидывать его на крюк гика. А протравил, к примеру,  чуть больше задуманного, с крюка люверс тупо сваливается. Вроде бы укрепил, вскарабкался в кокпит набивать, а он за это время от качки слетел. Кто как решает эту проблему? В хождении соло есть нюансы. :)
     Кстати, в штиль нужно будет потрудиться и нашить маркеры на гротафал и лини кареток стакселя. В соответствии с рифами. Я просто простегиваю черный гротафал белой ниткой, а светлые лини черной. Но это не очень работает на пестрых линях. И в темноте их видно только с фонариком. Интересно, а фосфорицирующая нить бывает?
     Лунный фронт - впервые такое вижу. Идёт погодный фронт, но за ним не солнце, а луна подсвечивает небо белым. Красиво и страшновато.
     18.00-18.30 Ветер 25 узлов и более. Почти убрал стаксель. Только угол оставил, 1,5-2 кв.м. И привёлся на 10 градусов. Кренит знатно. А по прогнозам сейчас слабый галфвинд. Неслабый...
     20.00 волна стала очень большой. А в ночи кажется вообще громадной. Периодически поливает.
     Я подзамерз. Пообедал куском вареной колбасы, оделся потеплее. Взял старый спальник, уселся на банке перед спуском в салон, укрылся тут от ветра, укутался. Так лучше. Дробный сон: 15 минут - огляделся - 15 минут - осмотрелся и т.д.
     Пытался лежать на банке кокпита - плохо, сбрасывает волной, не засыпается. Вернулся в сидячее. Путешествую спиной вперёд, почти не глядя. Здоровый фатализм.
     (Позже, на берегу, удивился: а почему не вспомнил о камере на мачте? Можно было из салона за курсом наблюдать, со смартфона. Странно. Мозг подзамерз, наверное, вот и протупил. Да, и нужен штормовой диван внизу. В действующий быстро не влезть, не вылезти.)
     21.30 на траверзе слева Парапола, скала с маяком. Тут заканчивается Эгейское и начинается Критское море.
     Ветер скис до 6 узлов. Мы встали. Завел мотор. Не пойду нонстоп всю ночь, устал и голоден. Курс на бухту Геракас, до нее 13 миль. Скорость 6 узлов.
     В море яркие фосфорицирующие существа. Не планктон: крупные, с тапок, продолговатые. Много-много. Ну и мелочь меж них. Очень красиво.
      00.30 Зашёл в узкую, изогнутую как бумеранг бухту Геракас. Тут монастырь, при нем маленький порт, видимо для морских паромов. Ночь, фонари, тишь и никого. Только флаги греческие реют.
     Выгулял на берег Умку. Бетон в черных кляксах: и тут сезон ловли кальмара.
     Ужин.
     02.30 отбой.

Прошел:
За день 80 миль, всего 37064 мили
Из них:
Под парусом 65 (17801)
На моторе 15 (19263)