Андрей Рябушкин

Галина Ганеева
Наш исторический живописец, правдивый, поэтичный  и глубокий Андрей  Рябушкин  (1861 – 1904)    прожил всего  42 года. Особую правдивость его полотен отмечал Константин Коровин  (а вот  репинских «Бурлаков» правдивыми как раз не считал, хоть Репина и любил, конечно). А  какой  выразительный   графический  портрет  Рябушкина  написал   его друг, художник и гравёр Василий Матэ!
Когда  начинаешь  думать о русских писателях, поэтах или художниках, всякий раз  поражаешься  самобытности каждого из них. Личностных качеств не смогло стереть ни время, ни судьба, ни предлагаемые  этой судьбой обстоятельства. Такова порода и природа. И, когда я сегодня слышу о том, что вот, дескать, подмяли того или иного деятеля искусства вышестоящее начальство  или  неприятности, я  этому не верю. Значит, никакой независимости у этих «подмятых» и не было: удобно на всё кивать головой, вот и всё.

Рябушкина считают  реалистом.  Но вот откуда у него эта любовь к  XVII  столетию? Наверняка –  от иконописи, которой занимались его отец и старший брат.  В колорите  и духовной сверхзадаче    Рябушкин  всегда исходил  от традиции русской иконописи и фресковых росписей.  И   не такой уж  он   реалист. Скорее, особого  рода  исследователь и мечтатель, его историчность не декоративна,  она исходит из глубины.  Да, по одним только  костюмам на его полотнах  можно воссоздать эпоху, но есть что-то и сверх того. И вот это  «сверх»  – та самая независимость и человеческое  достоинство, которые его так привлекали и которыми, думаю, обладал он сам. 
Родился в  селе Станичная слобода Борисоглебского уезда Тамбовской губернии.  В 14 лет  осиротел.   Поступить  в легендарное Московское  училище живописи, ваяния и зодчества помог Рябушкину    один заезжий студент и тоже будущий  художник  А.Х. Преображенский. Училища художник не окончил. Осенью 1882 года поступил в Академию художеств, где проучился до 1890 года, среди его  учителей был  гений преподавания  рисунка  Павел  Петрович  Чистяков. А Василий Григорьевич   Перов, очень любивший Рябушкина,  за поэтичность души  называл его «Вениамином  натурного класса».

Рябушкин торопился, поскольку предчувствовал, видимо, что жизнь длинной не окажется… Ездил и осматривал   древние  русские  города  — Орёл, Тулу, Киев, Великий Новгород, Сергиев Посад, Тверь, Ярославль, Углич, Ростов, Кострому, Нижний Новгород, Владимир… В Товариществе  передвижников понимания не находил и в выставках не участвовал.  Любил жить в деревне. Московская, деревенская,   купеческая  Русь, исторические, бытовые  и былинные сюжеты   поселились в его полотнах и графике по праву  любви. 
Много  писал на  заказ:  рисунки и акварели для альбомов,  эскизы композиций для предполагавшейся росписи Софийского собора в Новгороде.
В последние годы жизни Рябушкин  написал полотна  «За водой» (1898), «В деревне» (1902), «Втёрся парень в хоровод…» (1902), «В деревне. К обедне» (1903). В  1901 году он написал одну из  самых известных своих  картин «Свадебный поезд в Москве»,  тоже  Москва XVII века.  После смерти художника, в  1913 году,  картина была продана коллекционером Сергеем Щербатовым Третьяковской галерее.
В 1903 году у него диагностировали  туберкулёз. От лечения   в Швейцарии, увы,  не выздоровел.   Умер  10 мая 1904 года в  усадьбе Дидвино Новгородской губернии –   имении своего друга  художника Василия   Беляева.  Был погребён на кладбище в Добром Селе.  Кроме его друзей И.Ф.Тюменева и В.В.Беляева   на похоронах были приехавшие из Петербурга художники В.В. Матэ и А.Х. Преображенский.  В 1912 году состоялась посмертная выставка Андрея  Рябушкина.  В    1957 году прах  его перезахоронен на Любанском городском кладбище. 

110 картин художника   экспонируются в Государственном русском музее, в Третьяковской галерее, во Всероссийском музее А. С. Пушкина, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Псковском художественном музее. Несколько работ находятся в частных коллекциях живописи. В частности, огромный архив  И. Ф. Тюменева содержит около трёхсот рисунков Рябушкина.
 
Но Рябушкина мы знаем плохо, понаслышке. Зато «Квадраты» Малевича  – своего рода  рекламные  ходы  –  знает  и чтит сегодня  едва ли не каждый.

Худ. Андрей Рябушкин. Свадебный поезд в Москве