Уроки географии...

Татьяна Гассан
       "Учитель, как заботливый садовник, поливающий
и подкармливающий молодое деревце, может способствовать
тому, чтобы юная душа со временем дала плод обильный".
(Тихон Задонский) 

         Говорить о том, что профессия учителя очень сложная и всегда востребованная, нет смысла, потому что это и так понятно всем. Каждое новое поколение нуждается в получении базовых и узкоспециализированных знаний. Учителя нужны как в государственных учреждениях, так и в частных коммерческих школах.

         Много лет назад мне довелось работать в общеобразовательной школе учителем географии. Всегда вспоминаю очень тёплое и трепетное напутствие моего отца, который мне говорил, что учитель географии - человек-энциклопедия!.. Он должен знать, где находятся все реки, моря, океаны, города неизвестных нам стран, может указать на карте, где обитает невиданное животное и запросто объяснить, откуда берётся град. На каждое «почему» у него всегда должен найтись ответ!

         Начала я свою деятельность не с начала учебного года (вакансия появилась вдруг)и поэтому мне достались классы, которые не взяла другая учительница, будучи в привилегированном положении. Сказать, что мне достались трудные дети, это не сказать ничего, а ведь трудности в поведении и обучении детей усложняют, а иногда и полностью блокируют образовательный процесс. Ребёнок не волен выскочить из своей оболочки (генетической матрицы). Н.В. Гоголь в одном из частных писем писал: "Был у Гроба Господня, а лучше не стал!". Но я была настроена решительно (куда деваться?), точно зная, что детям не должно быть скучно. Поэтому регулярно меняла виды работы на уроке и предоставляла возможность каждому ученику проявить себя... Таскала на уроки всё, что могла дотащить - живую черепаху, красивых и редких аквариумных рыбок в банке, панцирь от морской черепахи, который где-то откопал мой муж, различные минералы, которые у меня были ещё со времён обучения в универе и привезённые из разных республик, гербарии с красивыми листьями и цветами, военный бинокль, компас, термометр, а также очень много дополнительной литературы, в том числе и художественной, и мы читали про путешественников, всевозможные природные явления (торнадо, полюс холода, миражи, шаровые молнии, огненные смерчи, световые столбы и т.д.).   
   
         Отношение детей к предмету в основном определяет личность учителя и его подход к работе. Заставить детей любить географию нельзя, но можно разобраться, почему они её не любят и как устранить эти причины. Под рукой у специалиста всегда имеются карты, глобусы и множество других наглядных пособий – в умелых руках эти вещи смогут вызвать интерес даже у взрослого человека. Скажу честно, даже самые "отпетые" сидели тихо, раскрыв рты. Но это не означает, что всё проходило гладко. Были попытки и сорвать урок, и испортить инвентарь... Всё было. Но я с улыбкой вспоминаю сочинения, которые писали дети на моих уроках, когда у меня уже не было сил говорить. Многие преподаватели испытывают сложности с голосом: осиплость, хриплость, а то и вовсе воспалительные заболевания гортани, при которых не то что глотать — говорить больно. У меня обнаружили ларингит — воспалительное заболевание, при котором поражаются слизистые оболочки гортани и голосовые складки. Одна из основных причин болезни — перенапряжение голосовых связок, что и послужило в дальнейшем к завершению моей карьеры учителя.

          Те сочинения, которые мы читали всей семьёй и оценки (пятёрки) тоже ставили сообща, я берегла долго, пока они не затерялись от частых переездов нашей военнослужащей семьи. Но по памяти я пытаюсь восстановить их содержание и у меня поднимается настроение:

         "Девять двадцать. Я на экваторе, на самой длинной параллели... Одна нога в северном, другая - в южном полушарии. Клёво! Жара... И эта жара протянулась на все сорок тысяч километров по длине экватора. Ужас! В горле пересохло. Страшно хочется пить. Моряки, пересекая экватор, всегда отмечают это событие, и я не дурак! У меня с собой в рюкзаке "Спрайт"! Не дам себе засохнуть!.."
 
         "Путешествия - это мой конёк! Мне не важно, куда ехать, лишь бы подальше  и без предков. Главный момент удачного путешествия - грамотная подготовка. Нужно знать, куда ты направляешь свои ноги и что необходимо взять с собой. Сейчас я в тундре! Это на севере, за полярным кругом (ещё бы вспомнить, что это такое?) где вечная мерзлота. Там дома строят по особенному. Сваи как бы приподнимают дом и помогают защитить жилые помещения от воды. Прикиньте, здесь совсем нет леса, только маленькие берёзки-карлики, мхи, которыми питаются олени, и ягоды, которыми я объелся и смотреть на них не могу. Училка подсказала, что я ел  бруснику, голубику и морошку. Другой бы давно промочил ноги, но я то подготовился и взял с собой резиновые сапоги! Поэтому хожу и посвистываю всяким там птицам - куропаткам, полярной сове. Даже волка не испугался. А чё его бояться? Это же сочинение, можно много чего написать, пусть кореша завидуют..."

         "Мне приснился сон, что я попала в австралийскую пустыню. Здесь очень тепло, практически нет воды, но живут аборигены, которые как-то смогли приспособиться к такой ужасной жизни, и ещё улыбаются на фотографиях, которые нам показывала учительница. Но чем хорош сон? В нём можно напридумывать очень многое! Например, я подружилась с собакой динго и она мне принесла съедобный кактус,  даже покаталась на кенгуру, у которой в сумке сидел маленький сыночек. Когда совсем стало жарко, я присела под раскидистые ветви акации и, вдруг, вдалеке возник мираж. Я увидела море и даже почувствовала влажное дуновение ветерка... Так захотелось искупаться... Но даже во сне я поняла, что это всего лишь обман зрения. Долго в этом сне я не продержалась, так как очень тянуло домой и я вернулась, загоревшая и с кучей впечатлений!.."