Груз 200

Наталия Овезова
Груз 200. Этот фильм лучше не смотреть вообще, чем не понять. Первый раз я его посмотрела лет десять тому назад, где-то в 2014 году. Кроме чувства беспроветности и отвращения не испытала ничего. Как я осмелилась пересмотреть его сейчас в 2024-ом, даже не знаю. Что-то назойливо не давало мне покоя, захотелось понять этот фильм, как вроде все эти десять лет моё подсознание искало выход из того тупика и жути, в которую нас погружает режиссёр и сценарист Алексей Балабанов. Актёры выложились на все сто, что говорится. Они образовали в фильме своеобразное сообщество, где четко прослеживаются причинно-следственные связи. В картине присутствует аллегория на мистицизм, если можно так выразится. И она невидимой нитью связывает весь фильм. На самом деле мистики, тут, конечно, нет. Но есть профессор научного атеизма - неверующий (?- оставлю пока знак вопроса)в Бога профессор, с которого начинается фильм и он же им заканчивается. И не только им - его сын метафорически погибает, когда профессор в шаге от таинства крещения. Но об этом позже. Разбирать характеры всех актёров по косточкам я не буду, этого в интернете много. Что же вижу я?

Небольшой город - Ленинск. Люди в нём живут обычной советской жизнью - кто как может. Но удивляет, что в семейном гнезде у Алексея-самогонщика с Антониной уютней и чище (хотя и ничего лишнего), чем в молодёжном обшарпанном клубе. Да, несмотря на пьянки Алексея, в этом гнёздышке всё таки живёт - совесть. И Сунька, маленький человек с большим сердцем, похожий на домовёнка, как бы подтверждает это. И всё бы ничего, если бы не торговля самогоном да плюс к этому мент-маньяк, крышующий самогонный бизнес Алексея. И мы видим, как с мелочей завязывается настоящая драма в жизни героев. Их гнездо, как магнит, сначала вроде бы случайно притянуло профессора-атеиста. В этот же вечер туда "залетел" Валера - СССР. И вот мы видим: Алексей, верующий в Бога; профессор, он же атеист, он же (как потом он себя назвал) агностик и Валера-демон!.. Как так, почему демон? Так с него и начинается беда-трагедия. Он как демон-искуситель. Соблазняет Анжелику, и по сути предаёт её. Оставляет на волю судьбы, зная, что в "лапах" мента-маньяка ей будет очень плохо. Мог он прийти в милицию и всё рассказать? Прийти к родителям Анжелики мог? Мог! Но не пошёл. Что было в его голове, остаётся только догадываться, но он думал только о себе. И в конце фильма он с такой же лёгкостью переключился на сына профессора. Конец фильма шедевральный! Вот она художественная мистификация! Профессор - в храм, но расплатой за его инфантильность (помните, как он Антонине на лавочке говорил, что не может заступиться за Алексея, он же преподаёт в университете, он не может...) будет его собственный сын из-за его тяги к лёгкому заработку. Вот оно советское (и не только советское) "безбожное" дно без дна - бездна. И стоит отступиться от своей совести и заглянуть в эту бездну и... мы в ловушке. Что в ней будет? Да всё что угодно! вплоть до того, что мы видим в ходе и особенно в конце фильма. Думаете, не может быть такой жестокости, равнодушия, бессердечности? может. И дело не в том, что это может повторится точь-в-точь, как по сюжету фильма - труп жениха, отвратительный алкоголик, которого сыграл Баширов; маньяк-насильник, он же мент Журов;  алкоголичка-мамаша в самом неприглядном виде, - и всё это в одном "флаконе", как говорится, на бедную голову Анжелики. Её (Анжелику) даже Антонина не стала спасать, когда пришла с ружьём, что-бы расправиться с Журовым.

А ведь все герои этого фильма цепляются за друг друга невидимыми крючками. Здесь нет лишних людей. Кто-то предал себя, свою трезвость (Алексей), кто-то своего жениха (Анжелика), кто-то спрятался под нужной ему маской (профессор, мать Журова), кто-то покорно смирился с незавидной судьбой (Антонина). А по-сути все они, каждый в своё время, предали себя - кто за выгоду, кто за хлипкую стабильность, кто за длинный рубль (сын профессора)... а город Солнца остался в мечтах, как коммунизм. Ведь пока по земле гуляет дьявол, прикрываясь дорогими сердцу, вселяющими уверенность символами веры и свободы, как (например) название страны - СССР (названия страны тут ни при чём - она была такая, какая была: хорошая, плохая, светлая, тёмная - разная!), пока есть люди, которые соблазняются всеми дьявольскими прелестями, не видать нам города Солнца, как своих ушей. Так и будут образовываться новые сообщества с новыми сценариями всякой жуткой дичи. И, да. может быть и хуже. даже без трупов бод боком. может. И нет тут никакой мистики. Только реализм.

Как не попасть в плохую или, не дай Бог, жуткую историю, как не достигнуть дна от которого потом будет трудно оттолкнуться, а то и невозможно? Если вы видели фильм и вам тяжело его пересматривать, посмотрите последние его минуты. В них вся суть. Когда Валера уговаривает сына профессора пойти за "длинным рублём" и... тот с лёгкостью соглашается! И абсолютно неважно - во что на данный момент верит профессор. А дальше... дальше - больше. Для меня это фильм перевёртыш - у него нет финала. С финала начинается новый виток зла. Думаю, фильм об этом. Не предавайте себя и, как бы банально это ни звучало, берегите близких.