Семейные традиции...

Галина-Солнцеворот
     Как правило, после перечисления пенсии на карту, я отправляюсь в магазин, чтобы «затариться». Привыкла, чтобы в холодильнике и в шкафах было всё, что нужно хозяйке. И не потому, что я не люблю бегать за всякой мелочью по магазинам, просто привычка осталась с девяностых годов – «закупиться и не париться…»
     Кто из нас не помнит наши лихие девяностые?.. Зарплаты задерживали по нескольку месяцев. В магазинах – полный «голяк»... Пришло понимание, чтобы выжить – надо иметь кусок земли. Кое-как насобирали денег на дачный участок, благо, что профком постарался выбить землю для своих работников. Ясное дело, что земля давала самое необходимое для семьи: картошку, моркошку, овощи, фрукты. А что делать?.. Выживали, кто как мог. Конечно же, на рынке можно было купить продукты у деревенских торговок, были бы деньги. А где их взять, если полный раздрай в стране и на предприятии… Поэтому, как только выдавали зарплату, мы сразу же затаривались впрок. Иногда на работе, под зарплату нас отоваривали мукой и сахаром. Я помню, свой склад на кухне из продуктов: мука, сахар в мешках, даже рис и гречка килограмм по десять лежало в шкафу. Крупу я выменивала за муку у соседки, которая получила вместо зарплаты курей и мешки с крупой. Время было такое – страна жила на бартерных сделках…
     Мука уходила влёт. Хлеб и сладкие булочки выпекались в духовке в огромном количестве. Помню эмалированный тазик, где всегда под полотенцем лежала гора пирожков и булочек, зная, что дети на целый день остаются дома одни. А потом в нашей квартире всегда собиралась куча приятелей дочери и сына, и этой выпечки хватала на всю дворовую «араву»…
     Что это меня вдруг потащило на воспоминания?.. Говорят, коль нахлынули воспоминания – старость за плечами. Шутки шутками, а вот привычка, иметь в доме достаток, осталась. С этих же девяностых осталась ещё одна привычка – лепить пельмени с запасом. За кухонным окном, стояло три ведра с морожеными пельменями.
     А уж пельмени-то я любила  мастерить быстро и с удовольствием. Выделяла свой выходной день на эту кухонную процедуру. Интересно, что никогда и никто мне не помогал. До сих пор не понимаю, почему я не приучила своих детей и мужа к коллективному изготовлению этого продукта, а ведь покушать-то пельмешки никто не отказывался.
     В родительском доме, я помню, был ритуал – лепить пельмени каждую субботу. Отец приносил с мороза мясо, крутил на мясорубке. Никому, не доверяя, делал фарш по своему какому-то особенному рецепту. Мама месила тесто, а потом Люда, моя старшая сестра, и мама раскатывали сочни, а мы с папой и младшим братом Серёжкой усаживались вокруг стола и лепили пельмени. Помню, как мы весело общались. Папа шутил, рассказывал смешные истории из своей жизни. Я пыталась соперничать с отцом в скорости лепки пельменей, но он так виртуозно работал руками, что я никогда не успевала за ним. У брата пельмени получались корявыми. Собственно говоря, он и не старался, а просто поддерживал семейные посиделки за общим кухонным столом. Соперничая с папой, я научилась делать маленькие аккуратненькие пельмешки. А потом вся семья друг за другом отправлялись в баню. После бани мама варила пельмени в чугунке, и мы дружно усаживалась за стол… Ах, какими вкусными были эти пельмешки, слепленные всем нашим семейством!!!
     Задаю сама себе вопрос: « Ну почему-то хорошее уходит, забывается?..» Деревенские семьи ещё как-то стараются придерживаться традиций, а в городе суета и гаджеты заменили человеку реальное семейное общение. В последнее время каждый человек живёт своими проблемами, не поднимая головы. Пандемия тоже сыграла свою роль в разобщение, разделив человечество по своим клетушкам. Иногда мне кажется, что люди превращаются в бездушных зомби. Что-то утрачено, ушло из душ людей или души ушли из людей…