Кирилл Смирнов О сборнике стихов А. Соколова

Александр Соколов 14
Сборнике стихов А.Соколова «Вешняя вода (памяти дневник)»
ООО  ИПЦ «Легия», Вологда, - 2010 г. Стр. 116, 101 стихотворение.


  В поэтическом сборнике стихов «Вешняя вода (памяти дневник)» Александр Соколов предстаёт перед читателем,  как стихотворец. Он сам не называет себя поэтом.  Но насколько он поэт или графоман,  решает читатель. Силлабо-тоника его стихов  чистая,  постоянная. Если где-то и есть отступление от размера, то  это обусловлено  предпочтением содержания метру.
Это  метры  и тонические,  и верлибры, и логаэды:

Не любишь – дерзишь,  (амфибрахий)
Ни кого не жалеешь.  (анапест)
Любишь – не мстишь,  (дактиль)
И обидеть не смеешь… (анапест)

Или

Под дождя перестуки,
Лысый,
В сандалиях,
В пижаме задом на перед,
Иду к тебе...

Или

Времени река. Мост.
Догорел совсем. Дождь.
Мы с тобой враги. Дочь.
Спросит, где отец?  Ложь.
Льет из глаз твоих. Кто ж
Виноват?
Виноват и я. Соль.
Виновата ты.  Боль.
Виноваты мы. Дождь
Виноват.

А вот стремления к точной рифме нет. Она чаще всего не точная, ассонансная, или близкая к точным, что характерно для переходной формы стиха от классического  к белому, есть стихи и чисто белые. Поступаясь рифмой, автор добивается живого и зримого образа:

Серпень на исходе – спелых яблок запах.
Много в огородах сереньких заплаток.
По лугам притихшим серый цвет ромашек.
Трактор в поле слышен – началася жатва.
Ласковый и нежный ветерок чуть дышит,
На безгрешно небо звезды рано вышли…

Или

Живу, люблю, мечтают,
И радуюсь за хлеб,
За воду и за пищу,
За воздуха глоток,
И за глоток свободы...

  Язык стихов несколько беден, стереотипен, обыденно речевой. Нет четкого общего фона, на который накладывается образ, от чего некоторые стихи кажутся блёклыми. Но умелое владение формами придает им грациозную и графическую привлекательность. В активе сборника и сложные рифмовки и строфное разнообразие от разностопного стиха до астрофичного, от александрийского стиха до логаэда, от сонета до двух стопного стиха.
Соколов, как и многие самиздатовские авторы, хотя и работал над формированием сборника, но все же допустил повтор стихотворений со схожими темами: «Кофейня» и «Утром пью кофе»;
«Лето… лето…» и «Опять омлет на ужин»;  «Зимняя ночь» и «Одиночество». Нет это не повтор стихотворений, это похожие темы, но стихи в разной графике.
При чтении сборника не находишь удовлетворения со знакомством с чем-то новым, оригинальным, темы будничные, достаточно штампов:

- Без отца и дом не дом…
- Серый день не ласков…
- Опять омлет на ужин…
- Я себя позволяю любить…
 - Не назначишь свидание детству…

  Простота – вот что характерно для стихов сборника. Стихи чистые, светлые, проникновенные, читаются легко. И это может быть по тому, что в них воспевается одно из лучших человеческих чувств – любовь: «Девчонке благодарен с Кандалакши, // За чувства, что сумел я испытать…»,Или: «И я, как и когда-то // Тоскую вновь по ней…», Или вот: «Под дождя перестуки, // Лысый, // В сандалиях,// В пижаме задом наперед  // Иду к тебе…», Или вот ещё: « Ты спишь, прислонившись к груди, // Смотрю,  и влюбляюсь все больше…»

Манера письма – доверительная. Автор рассказывает читателю о самом сокровенном:  о своих мыслях и чувствах. Мне показалось, что автор и лирический герой – едино целое. Интимность и чувственность  органично образуют структуру стиха, где личное  переплетается с общим , с детской наивностью и и мыслями опытного человека:


Я упал, ушиб коленко,
Мои слёзы горячи.
Этот скользкий в луже камень,
Он разжёг в колене  пламя…
- У собаки боли,
- И у кошки боли,
- А у Саши не боли! -
Шепчет мама мне.
И верно слёзы высохли мои.

Или

Ну а я не буду спорить:
(Что, почём и сколько стоит)
Я давно уже усвоил:
Без отца и дом не дом…

Или вот

Можно сутками плыть: пароходов огни,
Звездный ковш, бакена, или долька луны,
Островок, перекат, и воды поток замер,
Поворот, за мыском – белых  пристаней храмы…

Окружающая среда (природа) гармонично сочетаются с мотивами стихов.
Если холод, зима, снег – одиночество:
 
Изморозь. Снег. Тишина
Месяца в небе улыбка.
Зимняя ночь, пустота,
Свет и туманный и зыбкий.
Горсть серебра на снегу,
Холод разлился по венам,
Будто меня стерегут
Эти лиловые тени…
- Дзинь, - мороз дернул струну.
- Дзинь, -  и ответило эхо.
Если я вдруг пропаду,
Скажут куда-то уехал…

Если весна, лето – ощущение счастья:

И не возможно не влюбится в лето:
Рябины и черёмухи дурман,
И в пологе от сена ночью пьян,
Как будто на другой уже планете…

В стихах Александра Ивановича умело сочетаются  природа и любовь, природа и родина:

В сквере Петровском стою.
Вдруг парохода гудок.
В душу влетает мою
Родины свежий глоток.
Вологды радужный плёс,
И парохода огни.
Тут же врываются в мозг
Сухоны милые дни…

Или

Повесил новую скворешню,
Скворцов уж близится прилет.
А воздух теплый, воздух вешний
Душе покоя не даёт –
Слоняюсь по двору, как грешник…

То автор вдруг балансирует на грани лирического и иронического:

О, где она такая, как девочка смирна,
И ласкова, как мама, красива и умна,
Чтоб заменила друга, любовницей была,
И верною супругой, «очаг чтоб стерегла)…

Или

И я скучаю снова
С получки до получки,
И  женщины до новой,
До стопки, пива кружки…

Между первым стихотворение сборника  и последним  есть твердая взаимосвязь (первая любовь – вечная любовь), что и создает единое целое поэтического сборника.
«Последствия исторических событий неисчислимы», - писал в своем великом романе «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго. Мы сами выбираем маршруты своего следования, записывая в книгу памяти самые яркие моменты своей жизни, моменты своей истории.
Александр Соколов написал картину своей жизни, используя всю гамму красок.  Именно в этом ярком мире воспоминаний он оставил частицу себя подарил её читателям  в книге «Вешняя вода (памяти дневник).

Кирилл Смирнов
ВПИ
Ученик хобби-класса «Сонет»
2010 г.