Алхимия рядом

Лолита Страута
Репутация средневековой алхимии сегодня серьезно подмочена, ее приравняли к шарлатанству.

Алхимиком называли человека, который занимается оккультной наукой, непосредственно связанной с химическими превращениями веществ. Исследователи полагают, что первые алхимические опыты ставили уже жрецы Древнего Египта, которые использовали практику тайного врачевания.
В чем суть алхимии?
Алхимию связывают с попытками получить совершенный металл (золото или серебро) из металлов несовершенных, т. е. с идеей трансмутации (превращения) металлов с помощью гипотетического вещества – «философского камня». Сами алхимики называли свою деятельность scientia immutabilis – «наукой неизменной»
В процессе поисков мифического философского камня, алхимики открыли и описали способы получения таких важных химических веществ, как серная и соляная кислоты, сурьма, уксусная кислота и щелочь.



 В начале XX века многие ведущие ученые вдохновлялись трудами алхимиков. Лауреат Нобелевской премии английский ученый Эрнест Резерфорд вместе с химиком Фредериком Содди в 1901 году наблюдали природную трансмутацию, или как торий трансформируется в гелий. Содди якобы даже крикнул Резерфорду: «Смотри, мы видим превращение свинца в золото, то есть одного вещества в другое». Резерфорд в ответ стал ругать Содди, мол, не говори так, а то нам отрубят головы, как средневековым алхимикам…
Позже ,Резерфорд напишет книгу, которая будет называться «Новая алхимия».
В журнале «Наука и жизнь» была даже опубликована статья «Золото – без философского камня, но по рецептам алхимиков». Написана она по результатам труда кандидата физико-математических наук В. И. Кузнецова и рассказывает, как в ядерном реакторе сумели получить золото. Правда, цена его была слишком высока и организовывать такое производство было бы бессмысленно из-за нерентабельности.



Роджер Бэкон
Первым европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон (1214—1294) (трактаты «Зеркало алхимии», «О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии»), также положивший начало экспериментальной химии в Европе.


В 2005 году итальянский еженедельник напечатал любопытное интервью с жителем Милана Адольфо Лентини, продолжающим семейные традиции и колдующим над ароматическими веществами, неизвестными и странными эссенциями, жидкостями в стеклянных колбах, которые он обнаружил в старом дедовском сундуке.
Можно, конечно, утверждать, что сеньор Лентини просто чудак и выдумщик, однако имеются свидетельства того, как ему удалось заставить деревья посреди зимы дать обильное цветение, только смазав растения какой-то жидкостью. Наверняка созданной на основе старинных рецептов.

Известны алхимические свитки Джорджа Рипли XV века. Он каноник церкви, поэт, алхимик, человек многих талантов. Один из его известных свитков существует в 20 копиях.



Историческими прототипами героев большинства художественных произведений выступают некие древние маги и алхимики (точнее, образы из легенд о них), получившие свое мастерство от египетского бога магии Тота. Это алхимики Средневековья:
Раймонд Луллий (ок. 1235 – ок. 1315) и Николя Фламель (1330–1418), ученый, врач и маг эпохи Возрождения Парацельс (Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (Парагранум, Парамирум;1493–1541)),алхимик и ясновидящий елизаветинской эпохи в Англии Эдвард Келли (1555–1597). Наиболее известными персонажами XVIII века являются граф Сен-Жермен (1710–1784) и граф Алессандро Каллиостро (Джузеппе Бальзамо; 1743–1795).

Герметическое учение алхимии базировались на постулате «Изумрудной скрижали» Гермеса Трисмегиста: «То, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу.
И всё это только для того, чтобы свершить чудо одного единственного». Здесь элементы исходно амбивалентные «верх – низ», «там – здесь»,«начало – конец», через отношение подобия приводятся в соответствие, а затем объединяются в одно.
«Здесь», «внизу» – начало, «там», «вверху» – конец,и там же – «вверху» – начало изменений «внизу».


Энохианская магия – это «система магии», которая была открыта «ангелами» в видениях ЭдвардуКелли (1555–1597), алхимику и ясновидящему елизаветинской эпохи в Англии в период с 1582 по1587 гг. Эти послания ангелов записал второй участ-
ник экспериментов – математик, географ, астрологи дипломат Джон Ди (1527–1608)

В герметическом корпусе текстов есть схожий сюжет об ангелах. В герметическом фрагменте,известном как «Исида прорицательница своемусыну Гору», который предположительно входил в текст «Физики» Гермеса Трисмегиста, говорится о
тайне превращения металлов в золото. Это знание Исиде открывает ангел, но непременным условием является сексуальная близость Исиды с ангелом,
в результате которого произойдет «смешение природ» и одна природа победит другую: «пшеница рождает пшеницу, а человек рождает человека, так-же как и золото собирает золото, подобное порождает подобное»
золота.

Наука основывается на эксперименте, народная традиция на экспириенции, на «знании»,присущем самим растениям, животным и человеку,на способности человека их понимать. В соответствии с эзотерической традицией считается, что за-
дача науки – не отделиться от древних «верований»,а наоборот, соединиться с ними, как это когда-то было, при этом эзотерики ссылаются на расшиф-рованный в 1955 г. шумерский сборник врачебных рецептов (2200–2100 гг. до н.э.) , равно как
и на египетский медицинский папирус («папирус Эберса» ок. 1500 г. до н.э.), в которых приводятся вместе магические и врачебные предписания.

Алхимия в современном сознании перестала восприниматься как научное заблуждение

Алхимия и Философский Камень сегодня в обществе воспринимается как Magnum ign;tum (Великое неизвестное).

Спасибо , что данные эксперименты проводятся не на людях.

АЛХИМИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ – В.В. ВИНОКУРОВ
кандидат философских наук, доцент кафе-
дры философии религии и религиоведения Мо-
сковского государственного университета
им. М.В. Ломоносова
Е-mail: ierosph@ mail.ru


Изумрудная Скрижаль Гермеса
:.."Правильно, верно без лжи и истинно то без сомнения: что то, что внизу и вовне, подобно тому, что в выси и в глуби, и то, что в глубине и вверху, подобно тому, что внизу и снаружи, - для исполнения чуда единства. И подобно тому, как Единое произродило из себя все, применяясь, так все вещи в миру из одной инертной возникли среды, посредством ее применения: Отец его - Солнце, Луна - его мать, выносил ветер его в чреве своем, Земля же вскормила его и плоть ему дала.
Отец всему, что видишь здесь, Великий Деятель, Посредник Силы есть, и мощь его полна и велика, когда сила его, проникая, наполняет землю. Сумей отделить внутреннее от внешнего, тонкое от грубого, с осмотрительностью спокойствия, осторожностью разумения, дерзновенностью знания... Так восприяешъ ты славу победы над Вселенной, а потому мрак и тьма оставят тебя...
:..Так сотворен мир. Отсюда почерпнуты могут быть чудесные тайны и силы великие, способ чего также здесь заключен. Вот почему именуюсь я Гермесом Трисмегистом, обладающим тремя частями Вселенской философии. Истинно то, законченно и совершенно, что я рек о Деянии Солнечном".
Гермес Трисмегист."Verum est sine mendacio" ("Истинно без лжи") подробно современное толкование https://psylib.org.ua/books/stran01/txt02.htm-открыть может быть по цитате-II. "ИЗУМРУДНАЯ СКРИЖАЛЬ ГЕРМЕСА"

Чрезвычайно характерным произведением для герметического цикла идей является так называемая "Tabula Smaragdina Hermetis" ("Изумрудная скрижаль Гермеса"), цитируемая в некоторых старинных алхимических трактатах. Произведение это, по уверению оккультистов, является одним из древнейших памятников египетского герметизма.