Луперкалии и Юно Фербруата. День св. Валентина

Ольга Липа
История. От мифов Древнего Рима до христианства: Луперкалии и Юно Фербруата, День святого Валентина.

Аннотация.
В статье рассматривается влияние языческой культуры на христианские праздники в современном мире на примере Луперкалии (дня плодородия) и Юно Фебруаты (дня плотской любви), предшествующих дню памяти святого Валентина. Целью работы является  проследить историю зарождения и традиции празднования Луперкалии и Юно Фебруаты и дня памяти святого Валентина; установить мог ли указанный христианский святой быть покровителем влюбленных. В работе использовались такие методы, как исторический, анализ, индукция, дедукция, синтез. В результате исследования можно сделать вывод о том, что День святого Валентина как день всех влюбленных не имеет христианского происхождения.

***

                Голый бог нагишом бежать своих слуг
                заставляет... А почему этот Фавн особливо
                не любит одежды,это тебе объяснит древний
                забавный рассказ.   (П.Овидий) (1)
               
1.1. «Lupercalia» Луперкалии — день плодородия.
  «Lupa» в переводе с латинского волк или блудница.  Луперкалии — торжество, которое было посвящено языческому козлоногому богу Фавну (или Луперку) покровителю пастухов и плодородия, древнеримский праздник, который продолжался с 14 до 15 февраля.  Целью праздника было «посредством очищения оживить плодородие земли, людей и стад» (2). Древнегреческий писатель Плутарх (3) в своем труде "Сравнительные жизнеописания", повествующем об истории Рима с момента его основания, отожествляет это торжество с греческим праздником Зевса Волчьего (Ликейского) на горе Ликее, праздника в честь волков и древнегреческого бога Пана (имя Фавна в греческой мифологии) — «Ликеи». Поясняя при этом, что данную традицию основал Евандр (или Эвандр — сын  бога-вестника Гермеса), который был вынужден оставить греческую Аркадию и переехать в Италию. Там он основал поселение Палантий. И согласно древнеримскому писателю Титу Ливию (4), автору "Истории от основания города", Евандар основал традицию празднования нагими.

1.2. Фебруата — день плотской любви.
Юно Фебруата, Фебруа, Фебруатус — праздник плотской любви в честь богини Юноны, супруги верховного бога Юпитера (в греческой мифологии Зевс и Гера).  Сохранились предания, в которых ее называют богиней «лихорадочной любви», безудержного сладострастия. Плутарх называет Луперкалии также словом  «Фебрата», но не связывает это название с богиней Юноной.

Албан Батлер  (1710 г. Англия — 1773 г. Франция — римско-католический священник и агиограф (автор жития святых), профессор теологии и философии называет Луперкалии  фестивалем «Юноны Фебруаты», проходившим 14 февраля ("Жития отцов, мучеников и других главных святых") и поясняет, что это был суеверный и непристойный праздник во время которого, мальчики рисовали «открытки»  с именами девочек (5). Френсис Дус (1757— 1834 гг), член общества антикваров, хранитель рукописей Британского музея называл этот праздник днем Юноны и Фавна. Он пишет, что девушки в этот день писали свои имена на пергаменте (5) и складывали в чашу, а молодые мужчины выбирали бумажки случайным образом («Иллюстрации к Шекспиру и древним нравам»).
 
Согласно преданиям, такие случайные пары выступали интимными партнерами на весь праздник или на год (обменивались любовными посланиями, подарками) в том числе участвовали в оргиях с целью получить покровительство богов. Однако Остин Томпсон и некоторые другие исследователи называет это «изобретением 18 века», таким образом, он полагает это поздне христианским вымыслом(«8 Фактов о Луперкалии — древнем празднике, полном порки и ритуальных жертвоприношений») (6). В Трудах Овидия, Плутарха и Ливия не упоминается данных обрядов.

 Остин Томпсон отмечает факт того, что не совсем понятно, кто и что празднует на Луперкалии. Однако папа римский Геласий I (7) в своих письмах отразил "многие из менее пристойных обрядов" (6), в частности он писал:  “Ваша собственная застенчивость сама по себе должна научить вас, что луперкалии - это общественное преступление, а не спасение и культ Божества, за который ни один мудрый человек не покраснел бы. Скорее, луперкалии - это инструмент разврата, который ваш разум, свидетельствуя против самого себя, краснеет, чтобы исполнить”. Также он поясняет: " К 5 веку бегунами были низшие классы, в то время как такие важные фигуры, как Марк Антоний, участвовали в более ранних соревнованиях" (6).

Исходя из чего, можно предположить, что Луперкалии и Юно Фебралис  могли отмечаться практически единовременно в течение нескольких дней. Так как писатели древности ограничиваются описанием дня плодородия, нельзя однозначно объединить их в единый праздник Фавна и Юноны. Также об особых связях жены верховного бога Юпитера (Зевса) и покровителя пастухов не упоминается.

Стоит отметить, что, согласно П. Овидию и другим источникам, 1 марта в Риме праздновали Матроналии (день матрон, замужних дам) также в честь Юноны, в данном случае,  покровительницы материнства и его не отожествляют с Фебруатой.


2. История традиции праздновать обнаженными.

По одной из версий, согласно труду Публия Овидия "Фасты", (в котором он наряду с поэмой "Метаморфозы" описал мифы, а также священные праздники Древнего Рима)  отмечали непременно обнаженными после  следующего курьезного случая. Однажды в канун торжества Фавн увидел царицу лидийскую и могучего героя Алкида (первое имя Геракла) и воспылал плотскими чувствами к ней:  «Убирайтесь вы, горные нимфы, мне не до вас, а ее пламенно я полюблю». Алкид же и его госпожа обменялись одеждами и благочестиво легли рядом, но не вместе. Также их окружало множество слуг. Когда Фавн прокрался в спальню, гонимый пылким сладострастием с целью противоправно овладеть царицей, он нащупал во тьме лисью шкуру и ужаснулся, подумав, что это мужчина. Дальше он прикоснулся к мягким, тонким одеждам и уже готов был обесчестить царицу, но под этими шелками оказался Геракл, сбивший его с высокого ложа мощным ударом. Слуги зажгли свет и Фавн был опозорен, и осмеян. После чего, он обязал всех праздновать этот день нагими, дабы не вводить его в заблуждение. (Публий Овидий. Фасты. Книга II. 15 февраля, стих 305 — 355). 
 

2.Происхождение названия «Луперкалий».
Луперкал (от латинского Lupercal, от lupa — волчица) — пещера на Палатине (один из семи центральных холмов Рима) и одно из важнейших исторических мест в Риме. Основываясь на поэме Публия Овидия (8) Реа Сильвия, происходившая из рода царя Нумитора (9), была весталкой (жрицей) римской богини – девственницы Весты, хранительницы очага. Нарушив обед девства, она родила двух близнецов (мальчиков) от бога войны Марса и была убита за это (10). Правивший тогда в Альбе царь (дядя Весты) приказал утопить детей, дабы, они не претендовали на власть. Слуги, со слезами на глазах, оставили младенцев в лодке на воде со словами: «Если же вас породил какой-нибудь бог, то, наверно, в этот отчаянный час он к вам на помощь придет». Лодка причалила к берегу, а братьев спала и вскормила волчица. «Лупа-волчица дала месту этому имя Луперкаль».  Позже братья Ромул и Рем стали основателями Рима. Также они сформировали две религиозные ассоциации. Рем основал коллегию квинтилианов или квинтилий (названные в честь рода Квинция), а Ромул — фабианов или фабий (названные в честь рода Фабия). 


Однако и П. Овидий, и Т. Ливий, пишут, что Рем и Ромул, усыновленные семьей пастуха Фавстула, участвовали обнаженными в празднике, когда на их стадо напали разбойники. Т.е., праздник Луперкалии существовал за долго того момента, как близнецам (которые на тот момент были простыми пастухами) удалось убить царя Амулия, вернуть трон своему деду Нумитору  и основать Рим. После чего, была прославлена пещера, вскормившей и волчицы.  Здесь тонко переплетается версия основания праздника греками и более позднее предание об основателях Рима.

4. Традиции празднования.
 На торжестве приносили в жертву собак и обязательно резали и готовили козла Фавну (Луперку), который имел лицо и тело человека, а ноги козла. Состязались в кулачных боях и метании копья. Обряды проводили молодые жрецы — луперки (луперции — «братья волков»), под предводительством главного жреца верховного бога Юпитера — Фламена Диалиса. Они опускали меч в жертвенную кровь собаки и касались им лба знатных юношей (как символ опасности, в которой были Рем и Роул), затем стирали шерстью, смоченной в молоке (символ спасения волчицей близнецов), после чего, юноши должны рассмеяться.  В качестве подношения были соленые мучные лепешки, приготовленные  весталками (девственницами).
Далее следовал жертвенный пир. Разрезав шкуры, убитых животных на ремни, жрицы бегали вдоль старой Палатинской границы, в направлении против часовой стрелки вокруг холма и били ими всем прохожих, (по версии Плутарха, ссылающегося на эллегические двустишия "некого" поэта Бутаса) символизируя то, как братья победили Амулия и вернулись к месту своего спасения волчицей, бежав с мечами в руках:
               
                Встречных разят на бегу; так некогда, Альбу покинув,
                Юные Ромул и Рем мчались с мечами в руках.
                (Бутас)(2)
Особенно старались попасть под их удары дамы, веря, что это даст им плодовитость и легкие роды. (П. Овидий. Фасты. Книга II. 15 февраля, стих 445-500. Луций Местрий Плутарх. «Сравнительные жизнеописания. Тесей  и Ромул» п. 21)


4.1. Добровольный характер участия.
«Хопкинс утверждает, что мозаика, изображающая празднование Луперкалии, изображает “двух мужчин, насильно удерживающих обнаженную женщину лицом вверх, в то время как третий мужчина, полуобнаженный, хлещет ее по бедрам... Пьяному веселью мужчин соответствует очевидная боль избитой женщины"». ( Остин Томпсон «8 Фактов о Луперкалии — древнем празднике, полном порки и ритуальных жертвоприношений»)


5. День Святого Валентина.
Учитывая сложность искоренения языческих праздников, их постепенно заменяли христианскими. В период времени 494-496 гг папа  Геласий запретил Луперкалии. Позже 14 февраля сделали днем памяти священномученика Валентина (11).
Священномученик Валентин был врачом, епископом города Интерамна в Италии, имел дар исцеления. Пострадал в 3 века за Христа и отказ принести жертву языческим богам, вероятно, 14 февраля. Канонизирован в 7 веке до раскола христианской церкви, поэтому, почитаем и католиками, и православными. Более подтвержденной информации о жизни святого не осталось. День памяти в православной церкви 30 июля. День памяти в католической церкви 14 февраля, который в 1969 г. был исключен из римского мартиролога, списка святых, чья память обязательна к литургическому почитанию и переведен в число местночтимых святых (отдельными епархиями, а не всей католической церковью).
Более чем через 10 веков после смерти епископа стали появляться легенды о нем, как о покровителе влюбленных. Связывались они с тем, что епископ Валентин, якобы, тайно венчал воинов с их невестами, так как на тот момент был запрет на браки военных (такой запрет на тот момент, действительно, существовал, чтобы они не отвлекались от службы).  Что касается обряда венчания, сложно сказать, когда именно он зародился в привычном нам понимании. Но важнейшие литургическо-канонические памятники, составляющие церковное право, датированные I – IV вв.,  не упоминают данный обряд и не регламентируют его.

5.1. Выводы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что день святого Валентина, как покровителя всех влюбленных, не имеет христианского происхождения и обоснования. Учитывая,  на основании канонического жизнеописания (жития) святого Валентина  христианская церковь не располагает такой информацией. 
На основе сохранившейся исторической информации, вероятно, можно отметить смешение Луперкалия (дня плодородия) с Юно Фебруатой (днем плотской любви) у язычников в Древнем Риме, сохранение отдельных элементов данных культов в современном мире: обмен посланиями, подарками и т.д.; главного принципа: прославление любви, с переходом от плотского ее проявления к романтическому и трансформацией данных праздников в «День Святого Валентина».
_______________________________
Примечания.

1. Поэма "Фасты" Публия Назона Овидия(20 марта 43 года до н. э. — 17-18 год н. э.) — древнеримского поэта. По одной из версий скончался в ссылке за расхождение принципов, отраженных  в его  творчестве,с политикой государства.
2. Плутарх "Сравнительные жизнеописания" (Примечание 106)
3. Луций Местрий Плутарх (40-45 — 119-125 гг) Херонеи Римская империя (современная г. Херонея в Греции);писатель, философ, священник греческого происхождения; автор труда "Сравнительные жизнеописания" (История Рима от его основания).
4. Тит Ливий (59 г. до н. э.— 17 г. до н. э. г. Патавий Италия (современный г. Падуя) - историк; автор труда "История от основания города".
5. Прообраз "валентинок"?
6. «8 Фактов о Луперкалии — древнем празднике, полном порки и ритуальных жертвоприношений», автор Остин Томпсон. Американский англоязычный онлайн журнал "Mental floss", 2021 год.
7. Папа римский Геласий I (410 - 496 Рим; в должности папы был с 492 по 496 гг.), которому принадлежит более 6 трактатов, также сохранилось более 100 писем, в том числе византийскому императору Анастасию I Дикору об отношениях между религиозными и светскими чиновниками.
8. Овидий. Фасты. Книга II. 15 февраля, стих 380-420.
Нумитор  Сильвий —  царь  Альба-Лонги ( историческая область Лация в Италии;  современная территория Кипра), потомок Энея (сын римской богини Венеры, который привел троянцев из разрушенной Трои в Италию), отец Реи Сильвии и дед основателей Рима — Ромула и Рема.
9. Нумитор  Сильвий —  царь  Альба-Лонги ( историческая область Лация в Италии;  современная территория Кипра), потомок Энея (сын римской богини Венеры, который привел троянцев из разрушенной Трои в Италию), отец Реи Сильвии и дед основателей Рима — Ромула и Рема.
10.  Согласно преданию, после того, как была сброшена в реку не погибла, а стала женой, спасшего ее Тиберина, бога реки Тибр (третья по величине река в Италии.
11. В истории христианства известны еще два святых Валентина, но об их жизнеописаниях (житиях) информации практически не сохранилось.

****
Библиография
1. Плутарх "Сравнительные жизнеописания"
2. Тит Ливий "История от основания города"
3. Публий Овидий "Фасты"
4. Албан Батлер "Жития отцов, мучеников и других главных святых"
5. Френсис Дус "Иллюстрации к Шекспиру и древним нравам"
6. Онлайн журнал "Mental floss", 2021 год.