9-й Очерк о Сахалине

Жанна Падагова
Путешествия выходного дня :
- на квадроциклах по перевалу каньона на побережье посёлка Лесное, отдохнуть и искупаться в море;
- на внедорожнике за грибами, мимо посёлка Лесное, в заброшенный со времён СССР пионерский лагерь "Зарница", по размытой ливнями дороге с приключениями;

Скажу я вам, что Сахалин на сколько красив, на столько и не предсказуем своей погодой.
Порой приедут туристы в июне или в июле, и им повезёт с погодой, и они считают Сахалин курортом.
Хочу вас огорчить.
Зима морозная, солнечная с огромными снежными заносами. Начало зимы морозное и без снега. Растения вымерзают.
Весна ранняя, но затяжная. В апреле может быть +10- +15 градусов тепла днём, а ночью минус. Май  и июнь с холодными и туманными ночами. Для растений шок. Потому яблоневых садов здесь нет. От резких перепадов дневных и ночных температур фруктовые деревья повреждаются грибком.
И такие качели всё лето.
А затяжные ливни размывают дороги, затапливают дома, огороды, дворы.
Осень тёплая и очень красивая.
Но циклоны с ливневыми дождями губительны для растений, уходящих в зиму. Несколько дней лил дождь, а ночью заморозки.
Конечно климат меняется на планете. Нам хочется весны как на материке, где в мае уже сочная зелень и цветение садов. Сахалин только в начале июня благоухает листвой, а сирень с черёмухой цветут почти в середине месяца.
Это Сахалин, господа,
прекрасный и неповторимый!

Сильные ливневые дожди мешают нашим покатушкам на квадроциклах.
Но мы не ждём милости от природы и ранним субботним утром держим путь в посёлок Лесное, чтобы провести день у моря позагорать и искупаться.
Всю предыдущую неделю шли дожди.
Костюмы, шлем, перчатки и резиновые сапоги, а в кейсе по мимо термоса, воды и продуктов, кепки и шлёпанцы, покрывало, зонт и маленький стульчик для меня.
Наш путь лежит по размытым дорогам каньона и перевала. Очень труднопроходимая дорога с огромными лужами до перевала и объездами разлившихся рек. Это всё добавляет адреналина.
Делаем остановку на мосту у подножия горы Красной и Майорской. Муж забрасывает удочку и ловит на уху мелкую форель и пеструшку. Клёв нескончаемый, но мы не варвары. Через полчаса садимся на квадрики и отправляемся по ещё более сложной дороге с жижей, валунами и огромными лужами.
Забыла написать о тёплом солнечном дне, птичьих трелях, цветению дикоросов, люпинов, ромашек, колокольчиков,...
Они как-то умудряются выживать в трудных условиях сахалинского климата.
Ещё пару трудных спусков и подъёмов и мы на перевале, у северо-восточного  подножия горы Майорской. Здесь всё по прежнему: бушующая красота нежно-зелёного бамбука, от бирюзовой до тёмно-зелёных изумрудных цветов вековых елей, шиповника, лиан, тоненьких красавиц берёзок, до восхитительной короны на вершине самой горы.
С перевала открылась бирюза Охотского моря, мерцающая далеко и такая манящая.
Немного отдохнули, попили водички и снова в путь.
Узкая полоска дороги идёт в лесном массиве гор, вдоль реки, поэтому лужи здесь глубокие и разбитые любителями мотоспорта.
Ещё немного и мы у восточного подножия горы Большевик и отворотке вправо на Лесное. На дороге табличка с предупреждением о медведях. У нас с собой петарды и удача. Вдоль дороги медведь оставил свои метки в виде помёта. Их на пути уже штук пять или шесть. Мы насторожены, но верим в удачу и движемся вперёд.
Дальше дорога пошла по сухой ровной местности смешанного леса и вдоль берёзовой рощи. Берёзки ровненькие, тоненькие, как на конкурсе красоты. В глубине величественно возвышаются вековые ели, высокие и стройные лиственницы, как корабельные мачты, лианы, кустики брусники, мхи и бархат разнотравья. Солнце, птичий щебет, аромат леса и неба синь, смешалась с зеленью верхушек деревьев, уносит в родные места средней полосы. Сердце бьётся чаще от этих воспоминаний. Всё-таки мне близок по своей красоте лес и бор средней полосы с огромными дубами, липами, берёзами и своим ароматом.
Малая Родина зовёт к себе.

Красота берёзовой рощи осталась позади.
Мы опять выходим к реке. Но это уже река Очепуха. Она изгибается вдоль дороги, пересекает её своим каменистым руслом и очень крутым подъёмом, потом петляет в болотистых зарослях гигантского лопуха и кислицы, шиповника, боярышника, ольхи, и создаёт свои трудности, подпитывая огромные лужи. Мы словно на качелях преодолеваем разной ширины и глубины лужи. За рулём профи, поэтому можно не волноваться и успевать повыше поднимать ноги. Многие лужи преодолеваем в плавь. Квадрик тихо плывёт в илистых лужах, по бампер в воде. Эти качели изматывают нас. Мы периодически останавливаемся, чтобы измерить лужи и выбрать правильную траекторию, и зарекаемся больше не ездить сюда. Но это только в эту минуту.
Когда мужчины собираются на покатушки без женщин, вот тогда маршруты куда жёстче.
Всё-таки зимой на снегоходе эта дорога немного проще. Промоины рек и валуны, сугробы и холод, но нет этой нескончаемой трассы на выживание.

Ещё пару километров качелей и мы выплываем на твёрдую лесную дорогу и останавливаемся, чтобы очистить обувь и забрызганные грязью  костюмы.
Три часа трудного пути позади.
Солнце уже в зените, полдень.
На отдых времени достаточно.
Оценив обстановку, мы снова садимся по машинам и выезжаем из леса. Перед нашим взором открывается морская гладь, горы, устье реки и сам посёлок Лесное.
Проезжаем посёлок и по дороге уходим левее, за небольшой мысик. Выбираем место для отдыха, и съезжаем на песчаный берег.
Море переливается изумрудным цветом, на небе почти ни облака, солнце обдаёт нас жаром, смешанным с морским бризом, горячий морской песок обжигает ноги.
Мы сбросили резиновые сапоги и не раздеваясь побежали к морю. Оно легко окатило нас своей прохладной свежестью. "Айда разбивать лагерь!"- зовут нас мужчины.
Ещё несколько шагов по влажному и тёплому песку, ласковый накат морской волны, и мы идём накрывать стол, и переодеваться для отдыха.
Народу на берегу очень мало. Основная масса едет отдыхать на побережье Анивского залива, в Охотск на побережье Охотского моря, на реки и озёра. Поворот на Лесное не проезжают только рыбаки. Все проносятся по охотской трассе мимо озера Тунайчи и этого отворота. Здесь на повороте работает Шашлычка. Можно заранее по телефону сделать заказ, и проезжая в Охотск, забрать его. Очень удобная опция!

Мы провели на побережье прекрасный летний день до позднего вечера!
Купались, загорали, наблюдали за нерпами, которые воровали рыбу из сетей и глазели на нас из воды. Они очень любопытные и наглые бестии.
Обратным путём возвращаться не было ни малейшего желания, и мы по прекрасной асфальтированной дороге поехали домой.
Остановились у озера Тунайча и купили большого краба на импровизированном рынке.
На море были небольшие волны, а на озере штиль и тишина, мерцание и свежесть поднимающего и растекающегося над водой тумана. Из воды выпрыгивает и плещется рыба, утиные выводки цепочками рассекают водную гладь, потемневшую в предзакатных сумерках.

Солнце склонилось к закату. Нам нужно продолжать путь среди верениц машин с отдыхающими, которые возвращаются в Южный, разомлевшие от пляжного отдыха.
Сколько можно, мы на приличной скорости, едем по трассе, а потом сворачиваем  на лесную дорогу и наслаждаясь ароматом леса, и сверкающим сквозь деревья солнцем мчимся к дому.
Делаем остановку на высоком пригорке. Перед глазами открылась восхитительная картина хвойного леса, опалённого золотом заката и длинный спуск, который режет поперёк ручей, стремительно бегущий по камням с бурлящим своим восхитительным напевом!
Сердце замирает от этой божественной красоты!
Мы стоим заворожённые этим восхитительным видом в молчании и боимся голосом нарушить идиллию величия природы и завораживающего заката.
В вышине, соревнуясь с самолётом, пикируют стрижи, на лужайке жужжат пчёлы и шмели собирая ароматный нектар цветущего клевера, шиповника и люпинов, перелетая с цветка на цветок.
Нас накрыло волной умиротворения, и мы долго не могли пошевелиться и двинуться в путь.
Только в особенной музыке лесной тишины наша душа наполняется нектаром того света, о котором так грустит на Земле.
Поэтому нас тянет в лес, к морю из наших уютных домов.

Следующее путешествие субботы в начале сентября за грибами, через посёлок Лесное, к заброшенному  после развала СССР, пионерскому лагерю "Зарница".
Тепло, прошли дожди, значит можно ехать за грибами.
Выезжаем с Южного и движемся по охотской трассе до озера Тунайча и Шашлычки. Здесь поворот налево в посёлок.
В те далёкие времена квадроциклов ещё у нас не было, но без внедорожника на Сахалине ни куда!
Опять по ужасной дороге с огромными лужами едем в лагерь. Почти по всей дороге, которая идёт через лес, вдоль реки Очепуха, качели из разной величины луж. Один участок с топкой жижей у фермерского поля. Там застряла низкая и старенькая японка. Водитель не рассчитал возможности своего автомобиля и сел на мост. Вытащит его нам не удалось. Надо идти за трактором. Благо он местный и знает к кому обратиться.
Мы аккуратно объехали эту трясину и продолжили свой путь.
Сказать, что мы до тошноты измучились от этой дрянной дороги - ничего не сказать!
Движение к цели придаёт сил.
Проезжая лужу за чужой, мы наконец доехали до высокого металлического моста с бурлящей рекой, и проехав ещё немного по хорошей лесной дороге, вьехали во двор и остановили машину  у разваливающегося здания администрации лагеря.
В советское время пионерский лагерь был знатным.
Большая территория на возвышении в окружении смешанного леса с чистейшим и ароматным лесным воздухом, рекой, грибами,  из шлакоблочных кирпичей столовой, одноэтажных зданий, где жили пионеры и воспитатели, вызывает уважение к хозяйственникам и руководителям предприятий СССР, в чьём ведомстве находился детский оздоровительный летний лагерь "Зарница".
Пока родители трудились на производстве, дети организованно и интересно проводили лето, заводили новых друзей, проявляли свои таланты, устраивали праздники и просто отдыхали.

Перед нами зияющие окна полуразрушенных зданий, статуя пионеров с горном, старый турник с полосой препятствия, и разруха.
Конечно, с одной стороны это плохо, а с другой - здесь открытое пространство луговой травы и редкие деревья. Оказалось здесь много белых грибов и подосиновиков.
Мы совсем за короткое время заполнили свои корзины грибами, устроили на поляне пикник, и насладились общением и теплом бабьего лета.
Обратно той же дорогой возвращаться было скучно и мы поехали на запад, к подножию горы Большевик, с выездом в город через парк.
Звучит красиво, но дорога оказалась очень сложной. После летних ливневых дождей дорогу через ручьи сильно размыло, да и вдоль ручьёв канавы и овраги. Одним словом, мы двигались с любопытством вперёд по пересечённой местности. Молодые и безбашенные, хорошо хоть хорошие водители.
Если бы мне сейчас предложили повторить эту трассу, я бы не согласилась.
Как говорится: "Всему своё время".
На пути встречались просто непроходимые участки с заваленными деревьями, оврагами и огромными валунами, которые приходилось объезжать с большим креном машины между склой по дну размытой реки и крутым подъёмом. Нужно было до сантиметра выверять путь, чтобы машина не перевернулась, а в некоторых местах, чтобы не свалилась на скалы.
Когда мы без аварии и травм прошли этот маршрут, и на последнем подъёме по реке между валунов, поднялись в верх и выехали на дорогу, нас встретили сотрудники Рыбнадзора. Здесь был пост на время путины лосося от браконьеров.
Они в шоке наблюдали за нашим последним  подъёмом.
Удивление в их глазах перемешалось с ужасом. Они даже не стали проверять нашу машину, но лишь спросили: "Что вы здесь делали? Как вам удалось проехать? И более того, за рулём внедорожника сидела женщина!"
Правда мой муж направлял и местами сам проезжал сложные участки. Но основной путь за рулём была русская женщина.
Это приключение осталось в памяти как экстремальное.
Домой вернулись с грибами и адреналином от приключения.

Это Сахалин, детка!
Здесь нужна смелость и быстрота принятия решений, взаимовыручка, и дружба.
На Сахалине живут сильные духом и волей люди, готовые бескорыстно помочь ближнему.
Иначе не выжить!

   06.03.2024. Ж. К.