Милосердие

Невская Ксения
На каком основании один человек считает себя лучше другого? На основании здоровья? Негласно считая, что Бог, судьба, гены наградили его избирательно крепостью? А с больными, увечными, неполноценными что-то не так. К сочувствию и состраданию такому человеку прийти тяжелее, чем больному к своему брату по несчастью. То, что мы все рано или поздно уравняемся старческой немощью и смертью, в расчёт не берётся, когда ещё это будет. Благополучие семьи так же накладывает отпечаток избранности в копилку самомнения. Если бессилием перед спиртным, или ещё каким-нибудь пороком, никто из членов семьи не страдал, подобные изгои общества вызывают брезгливость и обличительные речи. И только дети и родственники, любящие своих близких и в таком их плачевном состоянии, понимают, что не всё так однозначно. Не всякая жизнь бела или черна, есть ещё и оттенки, и шансы до последнего вздоха. Образование извечный повод к кичению. Несколько лет выложив на жертвенник науки, принято считать, что оставшуюся жизнь ты в числе элиты с короной на голове. Легко поплёвывая свысока на неучей, клеймя бирками своей последней учёной инстанции. И, глядя на эти человеческие разделения, думается, а как бы нас судил Бог? Неужели по здоровому телу? По штампам, карьерной лестнице, достатку, семейному и общественному статусу? И как-то логично ответ напрашивается, что нет. И если мы правильно понимаем Бога, пришедшего в мир любить до крестной смерти, то судить Он нас будет по сердцу, способному или неспособному к милости. И иных критерий не будет. Потому что оскверняет человека ни болезнь, ни семья, ни страна, ни бедность, а злое сердце.
И вглядываясь в лица современников, хочется разглядеть, а кто же среди нас милосердное сердце имеет? Кто не делит людей на левых и правых, достойных сочувствия или недостойных? И вспоминается доктор Лиза, выставившая свой телефон в сеть для отверженных. Для тех, от кого отказались больницы, общество, кого отправили домой умирать. И ей звонили, и она приезжала - лечила, перевязывала, утешала не ради денег. А потом раз в неделю ездила кормить и обрабатывать раны бомжам и опять таки утешать. Нет, ни о каких поэтических сладкозвучных фразах речь не идёт. Простыми словами из сердца, ругнуться-то она умела, курила. Совсем не святая и не праведная картинка получается. Только заменить её место после крушения самолёта почему-то некем. Успела построить в Киеве хоспис. Потому как умирают не только онкобольные, больницы для которых официально существуют. Построила для тех, места которым и ухода нигде больше нет. Пересматривая документальные хроники, удивляет, что среди бомжей, которым она помогала, в кадрах бывший старик военный, как и совершенно чистый опрятный молодой мужчина, пробившийся потом ей помогать. Беда или великодушие не дают им отделить себя от уличных бродяг? Загадка. Только мне уже встречалась нищенка, поразившая нестяжательством и здравомыслием. Когда на мои попытки дать ей денег, показала торбу с бульоном из костей, остающихся каждый день на прилавках базара, ответив: "У меня всё есть". А глядя на моё осуечённое лицо, сказала: "Ты знаешь, побед вообще нет. Тебе ещё долго придётся доказывать, что то, чего ты достигла, ты сможешь удержать. А удержав, победа станет вчерашним днём, потому что на очереди новые преодоления. А если остановиться, обесценивается всё достигнутое." Я помню как мурашки по коже у меня пошли, услышав из беззубого рта обездоленной бродяги то, что мне необходимей всего было услышать на ту пору. Мурашки потому, что по духовным меркам, она была неизмеримо высоко, а по нашим общественным заклеймённая низшей ступенью.

Недавно порадовалась ролику "Конфеты - бабушкам", стало интересно, кто автор, зашла на канал "Слово пацана" и была удивлена открытым добродушным диалогам с совершенно разными людьми, философией отшельников из глухой тайги, лесов, болот, островов, живыми историями людей, семей.
Обыкновенный парень, несколько лет скрывающий лицо своё от пиара, потому что не об этом речь в его роликах, собрав команду таких же, как он, ставя цель лишь подарить зрителям позитив, мимоходом проявляет человеколюбие, которому надо бы у него поучиться. Не гнушаясь облагораживать грязных, старых, больных, неблагодарных, неблагополучных, оступившихся, не ставя ни на ком крест при жизни. Смягчая зрительскую категоричность, отклоняя осуждения. И хочется вновь верить в людей. Раскрывается милосердие таким, какое оно должно быть. Потому что возлюбить ближнего, равного своему статусу, тем более большего достатка, это просто полезные связи себя ради. Возлюбить же ближнего, от которого тебе ничего не перепадёт, уже не от мира сего. И не зря ответ многих героев: "Мне вас Бог послал", а напутствие: "Оставайтесь такими же!" Не зря вешаются иконы на стены отремонтированных домов. И как ширятся круги по воде, в помощь включается всё больше людей. А когда духовное состояние безвольных, которых вытягивают со дна, исправляется, возникает невольный вопрос: "Как? Ребята не проповедники, не чудотворцы, но понимая милосердие шире, чем принято нашим глянцевым обществом, затрагивают и духовную составляющую.

Не знаю как кому, а мне без подтверждения доброты на земле тяжело. И очень радует видеть в лицах, словах, поступках людей человеколюбие. Видеть, как живёт в сердцах людей милосердие.