Из подранка войны. Раннее детство

Михаил Кошляк
Из раннего детства то, что помню попытаюсь в краткой форме изложить,
ибо время даёт сигналы: "пора, брат пора!"
Семья наша интернациональная, так было, есть и так будет, отец украинец, мама русская и все мы дети тоже русские и не только по крови, но и по духу.
Отец Кошляк Пётр Иванович 1906 года рождения Полтавской Губерне  Прилукского Уезда села "Подыще," мама из курских гос. крестьян, но родилась в Алтайском крае, Благовещенском районе селе Кормовище куда приехала молодая пара Толмачевых Василий Ефимович и Наталья Николаевна в 1908 году. Там и родилась первая дочб - моя мама в 1910 году 10 октября, а в 1913 родилась Мелания, позже в 1915 году Мария. В и1928 году на вольные земли приехал и мой отец Кошляк Пётр Иванович, там и встретил красавицу Настю и суждено им было стать мужем и женой, а нам родителями.
Трудное время выпало для молодой семьи - Коликтивизация, работая у дядек Бабенко
Ивана и Павла постиг не лёгкий крестьянский труд и после женитьбы стал собственным хозяином. Противился в ступать в колхоз и был обложен налогом, а потом дважды раскулачен. Деревенские коммунисты в первый раз забрали пару гусей, которые вырвались из мешка и улетели на озеро, во второй раз тёлочку подаренную на свадьбу моим дедом, участь которой была куда хуже. Её погрузили на подводу и нога попала в колесо и была сломана, вечером активисты зарезали её и устроили пир с самогоном, конфискованном у бабки Макарихи. Отец собрал скромные вещи и двух старше меня братьев и уехал в райцентр Благовещенка. Устроился в райбольницу и до начала войны жили на улице Пушкина -3, с началом войны семью перевезли ближе к бабушкам отца и мамы и отец ушёл на войну. А мама с четырьмя малышами поселилась в избе села Кормовище, которую купил отец. Отец купи и корову Шурку, была собака - Лиса и десять кур с такой движимостью и недвижимостью и остались мы мыкать горе.
Старшему Фёдору -7 лет, Владимиру 5, мне 3 -и, младшему шесть недель.
Отец провоевал ровно год и в марте 1943 года на подступах к Вязьме был убит 9 марта 1943 года. Пришла похоронка " Пал смертью храбрых и дальше без вести пропал." Это без вести пропал давало нам надежды на возвращение отца и мы ждали, пока через 70 лет не нашли его мальчики из поискового отряда села Туманова Вяземского района и опознали по медальону, там же в селе Туманово и был похоронен
вместе с 1200 товарищами ставшими братьями.
С этого момента конца марта и начала апреля у меня прорезалась память, помню как ревели женщины и мы дети и эта картина до сих пор стоит перед глазами.
С тех пор я и мои братья стали подранками войны, а мама солдаткой - вдовой в 33 - года. В этом статусе она проживёт до 12 октября 1971 года 61 год и два дня и по врачебной ошибке уйдёт в мир иной.
Деревенская изба была из двух комнат в прихожей печь, стол для еды, плита для отопления горницы, на уровне печи были палати под самым потолком. Целыми днями мы проводили на печи - это русское чудо и спасало нас от холода.
Мама молодая красивая женщина работала в колхозе, несмотря на грудного ребёнка Петра Петровича это имя ему дал отец , уходя на фронт и чувствуя свою погибель.
Сначала отцовские треугольники приходили часто, а потом и вовсе перестали приходить и мама забеспокоилась. Когда почтальон приносил казённое письмо это была похоронка в ту или иную избу и она всегда ходила с нашатырём. Не обошла она и нашу избу. На печи было тепло и уютно, мы спали покотом, друг около друга старший с младшим, я со средним. Мама приходила ночью и уходила рано утром, варила стирала топила печь единственный источник тепла в доме и мы жили под наблюдением семилетнего брата. Он мог всё топил печь, пёк блины, варил кашу и доил корову. Я всегда был с ним рядом и готов был помочь ему во всём.
Помню как спускал меня в подполье за картошкой, которую крысы загребали землёй и мне приходилось её добывать. В доме была мельничка и мы на ней мололи пшениц, сеяли и из муки пекли лепёшки, а из крупы варили на молоке кашу.
Наевшись забирались на печь и брат рассказывал страшные истории про живорезов, ведьм и домовых и всякую чертовщину. Пел жалобные песни:" В одном городе близь Саратова отец дочку зарезать решил", Из - за пары распущенных кос с оборванцем подрался матрос..."Я плакал и тогда брат называл меня "плакса."
Мама приходила и пугала нас : " Вот на стене боженька и он всё видит, так, что ведите себя хорошо" - мы развернули икону лицом к стенке, теперь не увидит промолвил средний брат. Шли годы мы взрослели и уже два брата ходили в школу четырёх летку, старший курил и букварь шёл на козьи ножки, а я резал самосад на курево. Однажды решил научить меня курить в затяжку, рецепт прост нужно вдохнуть в затяжку и сказать: " Ах! А где мои кони?". Я умылся слезами и измазался соплями на том моя учёба и закончилась, забегая вперёд скажу, что не курю,не курят сыновья и внуки - урок пошёл в прок. Даже во время службы в Армии получал 700 грамм сахара, курящие 10 пачек "Примы". Но это было много лет спустя, а тогда печка да рогачи и подранки на печи. Печь наша и кормилица, и спальня и место для учёбы- где слушали сказки и страшилки,на камине горела коптилка из картофеля был сделан этот источник света по Украински его называли "Каганец," заливали постное масло, пропитывали фитиль" поджигали его и он горел. Света в деревне не было и пользовались керосиновыми лампами со стёклами по верх фитиля, они были семи линейные и десяти линейные, были и фонари это для похода в хлев.
Часто не было спичек и тогда выходили во двор и смотрели у кого из трубы идёт дым, давали горшок и посылали за "жаром" - отказов никогда не было так жила вся деревня сегодня нам, завтра вам дадут "жара-углей горящих."Печь топили кизяком, который вырабатывали коровы, а потом закладывали в станочки и дети месили навоз, а потом укладывали в форму и сушили, после укладывали в пирамиды и  зимой жгли в
печи - плиту или грубку, "галанку"по разному называли печку для отапливания большой комнаты - горницы топили камышом она быстро нагревалась и тогда закрывали трубу задвижкой и сохраняли тепло в доме. Все дети топили её ия однажды прислонился к дверке и на всю жизнь осталась память детства.
Ни разу не случалось пожара, мы были смышлёными и нам объясняла мама, что будет если сожжём хату. Часто меня заставлял брат молоть на мельничке зерно
и я справлялся хотя мне было 6 лет. Однажды решили с братом печь блины, он зажёг печь, а я сидел на лавке и дремал, но любил поесть и ждал свой блин. Фёдор подбадривал меня приговаривая : " Не спи Миша скоро блинок спекётся"- мама подслушала под окном его разговор и со слезами вошла в дом, ярко горела печка ,а я уже спал, мои блины были впереди иногда и комом. На Руси часто говорят :"Первый блин комам" и понимали по разному одни как неудавшийся, другие , как подарок для медведей к Масленице вышедших из Комы после зимней спячки. Зашёл как то дядя Степа в нашу избу и изрёк : "Дожились до клюки - нет ни хлеба, ни муки" так тогда жили почти все в нашей деревне. Мама ездила то на мельницу, то на маслобойню в чужие деревни и иногда привозила
кое что для еды, а ей нам всегда не хватало.
Хорошо помню День Победы - эту весть привезла в деревню моя мама, она ехала на быках из сельсовета он находился в с. Николаевка и кричала : "Война замирилась!"
Помню как на озере вблизи школы на деревенском пляже, для коров и нас детей, накрывали столы, зарезали корову и варили холодец и мясо и были всякие
сладости на столе, мы дети, всегда были рядом и никто нас не прогонял,
хотя были без отцов. Мужчинам выдали по пол литра водки, женщинам по четшки, а подросткам после 10 лет работающим тоже по четвертушки. Получил четушку и мой брат Фёдор ему было 11 лет и три дня. Впервые мне налили в рюмочку водки и я сделал один глоток, но поперхнулся и этот глоток вылился изо рта. Зато вдоволь наелись всего, дома мама собрала нас и сказала : " Ну детки собирайтесь в одну клетку и будем жить без отца. Обидно было, что отец не сберёг себя, а вот мама сберегла нас, под Вязьмой положили три Армии, хотя потери скрывали и заносили в иную строку, опуская без возвратные потери, так поступили и с моим отцом. У иных от медалей до 36 килограмм спина прогибалась, а мы не получили ни хрена, только Медальон по которому и опознали отца и он дороже нам всех наград.
Мы проглотили и эту "справедливость", пришёл наш дядя школьный учитель ни единого ранения с медалями и юбилейные не вмещались на груди, он воевал в Закавказье, охранял Бакинскую нефть.
Прошел год и снова День Победы, но еды в доме больше не стало - нищета
вселилась в наш очаг. Голые, босые и часто голодные забытые богом и властью выживали как могли. Большую поддержку получали от бабушек мамы и отца и помощь по потере кормильца от государства. Наступила осень 1946 года мне исполнилось семь лет и я пошёл в школу. Старший брат уже окончил четыре класса и работал в колхозе летом на покосе, средний ходил в третий класс и учились мы в две смены:
первый и третий с утра, а второй и четвёртый с обеда. Учитель был один Цыганков Григорий Яковлевич - зять моей бабушки и страшно нас ненавидел - безотцовщина называл нас, хотя своей вины в этом мы не чувствовали и сносили обиды молча.
Он получал вместе с моей тётей- сестрой мамы больше тысячи рублей в месяц и от него никогда не получили и копейки. Помню как перышком мерил чернильный порошок и за каждое перышко "рондо" брал 10 копеек. После он стал чиновником от Партии, а потом от власти и у него на счету сгорело сорок тысяч, но никому из своих детей он ни дал ничего, хотя мог купить пять машин или пять квартир в Новосибирске. Это было в девяностые, а до них было целых пятьдесят лет. И так 1947 год на марше, я второклассник, стараюсь помогать по дому летом таскаю вёдра и поливаю огурцы в огороде, а они не успевают вырасти, как их срывают
так и проводил лето, ходили на прополку пшеницы рвали полынь и за целый день получали стакан семечек, осенью собирали в колхозном поле колоски и учились в школе. В этот же год в стране отменили хлебные карточки и весь хлеб отправили в закрома Родины, мы не получили на трудодни ничего. Мама иногда приносила в кармане пшеницы на кашу тем и жили, но однажды уполномоченный из района подвёз её когда она шла домой и мимо дома в контору, там и вытрусили из кармана 150 грамм пшеницы, долго допрашивал и издевался над ней поганый мент, но пришла бабушка её мать и позвала учителя Григория Яковлевича и они помогли ей вернуться домой, в тот раз мы остались без каши, а могли остаться и без мамы.
В то время уже действовал с 15 июня 1947 года закон в народе названный "О трёх колосках." Слух прошёл по всей деревне и нас стали обзывать в школе по
 разному иногда мы огрызались иногда и давали в нос, особенно был способным в этом деле брат - Владимир. В деревне пели частушки и я их до сих пор помню:

                " Женщины - канареечки
                отработали год
                год без копеечки."
Была и другая не менее сочная:

                "Я и лошадь - Я и бык
                Я и баба и мужик."

В деревне женщины умели расписаться и этого хватало, чтобы подписаться на заём
Заём проводили каждый год , но на разные нужды -стройки коммунизма и прочие беды
Однажды всю деревню заставили подписаться на зарплату за весь год и снова все остались с долгами. Облигациями  обклеивали стены или прикрепляли на гвозде в
сортире. Незабываемым событием были Выборы в Верховный Совет СССР. По Благовещенскому избирательному округу был выдвинут верный соратник Сталина Маршал Берия. На голосование ездили с ночевой,и вернулись к дойке коров это было 14 марта 1947 года.Каждый год происходили знаменательные события в стране и мире.
Мы уже читали "Пионерскую Правду" о героическом поступке северо - корейской пионерки взорвавшей военный объект противника. Мы были рады за её подвиг и готовы были повторить подобное.1948 год был как и другие годы, холодный, голодный и мы снова выживали: печка и мы на ней, лампу на печи не зажигали обходились коптилкой, рано ложились и рано вставали, и жизнь продолжалась. Дожили до весны и перешли на подножный корм : " Волка ноги кормят"- говорили нам и мы целыми днями бродили в поисках еды. Подросли корешки, пучки , ревень, рагоз и всё это поедали, но от такой еды всегда пучило и испускали газы. Однажды в школе так на подпускали, что учитель крикнул : " Встань кто дух испортил!" - все молчали, а когда крикнул второй раз -все встали и вышли из класса. Следующий урок был физкультуры , набегались и вернулись в проветренный класс и это было, было! !949 -й был Юбилейным годом тов. Сталина и весь год мы готовили ему подарки отличной учёбой, учили стихи и пели песни о Сталине:
 вот некоторые куплеты:

                "Сталин наша Слава боевая
                Сталин нашей юности полёт
                с песнями борясь и побеждая
                Наш народ за Сталиным идёт!"

Пели любимые песни В. И. Ленина:

                " Замучен в тяжёлой неволи"
                ты голову честно сложил,
                Служил ты не долго, но честно
                на благо родимой земли
                и мы твои братья по делу
                тебя на кладбище снесли..."

Учитель дирижировал, а мы пели - кто в лес, кто по дрова, но всё равно получали пятёрки. Попели пришли домой и помянуть нечем " братьев по делу", пусть меня не упрекает читатель о многих высказываниях о еде , а что ещё надо детям ? Для счастливого детства о котором мы пели!
Наступил 1950 год весной я окончил школу и было мне 11 лет, под лозунги " Всем классом на ферму или трактор по возрасту не подходил и снова начал топтать мою дорогую печь. Наступил 1951 -й год который в корне изменил жизнь нашей семьи.
Мы ранним утром 18 марта 1951 года сложив пожитки в кадушку поставили её на саночки и двинулись в незнакомую нам деревню Дмитриевка с надеждой пойти в школу
За день добрались до деревни, преодолев 15 километров по грязи. Позже, увидев в Третьяковке картину "Тройка" художника Серова узнал себя и братьев в то туманное утро 18 марта 1951 года. По воле случая ровно через 26 лет 18 марта я стал кандидатом философских наук, а пока был трудный путь к познанию.
1951 -1952 год прошли в учебе и нищете в чужой деревне там мы все
 четверо пошли в школу и в 1953 году братья из 6-го класса ушли - Фёдор в Армию, а Владимир в ФЗО и по воле случая оба оказались в Хабаровске.
А в начале 1953 года умер тов. Сталин и в стране началась борьба за власть. Чем она закончилась Вы знаете. А я вернусь к своим семейным делам, а они были не важными. Семья голодала неделю и мама поссорившись с кладовщиком отказалась идти выписывать зерно и получать у кладовщика, какие у них были интерессы я только теперь догадываюсь. И вот я решил идти в сельсовет и спасать семью от голодной смерти. Выписал 15 килограмм и с радостью пошёл в склад, там кладовщик Курсов
Карп Лукич спросил: " Почему мать не пришла?"- я ответил, что болеет, он выругался и показал на кучу отходов на половину с песком, я воспротивился брать и начал набирать зерно где брали все. Тогда он отшвырнул меня да так, что я ударился головой о бетонную стену потерял сознание ,а с головы текла кровь. Женщины принесли снег и снегом привели меня в чувство испугались все, я просто ничего не соображал. Женщины кричали и требовали чтобы я шёл в сельсовет, ноя придя в чувство сказал мы сами разберёмся. Карп Лукич нагрузил мне мешок зерна нна санки, вывел меня на дорогу, договорились, что он поддержит семью, а я не стану жаловаться. И я медленно побрёл домой, дома ждали братья и мама, намололи крупы и сварили кашу, а я полез на печь у меня сильно болела голова и было не до каши. Теперь на моей седой голове, спустя 64 года, красуется тот шрам, который был нанесён в период траура в масштабе всей Страны.