Шедевры Русского музея Портрет В. С. Соловьёва

Вадим Константинов 2
                Глубокого ума
                Столь зримая
                Печать,
                Что не подвластна
                Тлену никакому...

                Которую случилось
                Передать
                В чудесном этом
                Полотне Крамскому!..
                21.02.2024.



В этом портрете Крамскому удалось с документальной точностью зафиксировать внешний облик В.С.Соловьева, передать его богатый внутренний мир. Спокойная поза мыслителя, проницательный взгляд выдают интеллектуально и душевно активную натуру, захваченную глобальными идеями переустройства мира.

Стержнем философии Соловьёва является категория «всеединства». Основной идеей его религиозной философии была София — Душа Мира, понимаемая как мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире.   Идея Софии реализуется трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.

Теософия — дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признаёт идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и Божье.
Теургия — дословно боготворчество. Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия — это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.
Теократия — дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным строем. «Теократическую миссию» Соловьёв возлагал на Россию, при этом сохраняя симпатии католицизму. Теократия заключается в «истинной солидарности всех наций и классов», а также в «христианстве, осуществлённом в общественной жизни».