Мир как цирк

Арсений Анненков
Поэтическая клоунада Сергея Белорусца

С. Белорусец. Одушевленный конвейер... Кое-что из нового. М.: Библио ТВ, 2022. – 768 с.

Каждому из нас есть, что вспомнить. Особенно – поэту, цепкая память которого кропотливо собирает яркие бусины впечатлений. Бойко прыгая и нежно шурша, они складываются потом в причудливые узоры стихотворений.
Иногда эти процессы переплетаются.

Так, новая книжка поэта Сергея Белорусца «Одушевленный конвейер» состоит из двух частей.

В первой автор на время становится «старшим дошкольником», «традиционно шагавшим не в ногу», и вспоминает свое московское детство на Беговой. Когда он пошел в первый класс, а из школьной формы как раз исчезли ремни и гимнастерки…
В этой части читатель узнает, например, о том, как, уже учась в институте физкультуры, будущий поэт списывал курсовую по легкой атлетике с работы однофамильца Гарика Сукачева, закончившего то же заведение тремя годами ранее. Здесь же можно выяснить некоторые подробности такого редкого занятия как сторож вязальных машин. А те, кому это уже интересно, откроют для себя совершенно новое средство против повышенного давления – от поэта Юрия Ряшенцева... И так далее. У меня, например, жестокий приступ ностальгии вызвало одно лишь упоминание о книжном магазине «Поэзия», что был в 1970-80-ых годах в Москве на Самотёчной улице.

Даже в прозе поэт нет-нет, да переходит на стихи. Во второй же части книги – стихотворения последних лет – уже свободно говорит на своем языке. Поэтому здесь можно узнать об авторе (а также о себе, о нас, о времени) гораздо больше.
Сергей Белорусец работает в жанре поэтической клоунады. Этот навык он успел отточить за много лет, сочиняя для детей. Одно из преимуществ «детских» авторов в том, что они обращаются к аудитории, органично занятой словотворчеством. Дети постоянно извлекают из слов дополнительные смыслы, не сильно обременяя себя правилами. Что роднит их с поэтами. «Устроим, брате,/ С о ц и о п а т и!...». «Базовый стандарт./ Генный примитив.../ На дворе –/ З и м а р т/ (Чем не Ф л е й т м о т и в?..)». «Пять строчек о ребятах/ Из детства твоего:/ В А р б а т с к и х  В ы м и р а т а х/ Не встретишь никого...».

Вообще, осмысление чего-либо через игру слов так или иначе свойственно любому поэту. Просто Белорусец, который невольно делает на этом ставку, достигает результата намного быстрее. Только начал говорить, а уже, собственно, все сказал. «Любить иных – тяжелый квест…». «Едет миленький./  Сам на троечку...». «– И – начали!/ – Иначе ли?...».

Так – и на примере С. Белорусца это хорошо видно – поэтическая игра превращается в серьезное дело. Когда родной язык помогает отвечать на любой вопрос, преодолевать беду, искать себя… «– Право слово,/ Лево дело.../ – Снова/  Жизнь не доглядела?...». «– Юдоль,–/ Вздохнула голь./ – Как знать,– Сказала знать...». «О своём гомоня и вякая,/ Снова жизнь наступает. Всякая./ Но – внутри у тебя (а где ж ещё?) –/ П о э т и ч е с к о е  у б е ж и щ е...».

Постепенно из потока коротких стихотворений-вспышек выстраивается тягуче подробное кино человеческого существования. Клоун смывает грим, и вот он уже в костюме обывателя, гражданина, пенсионера… «Неизменно в даль/ (Где ждала могила)/ Шёл через деталь/ (Хоть и скучно было...)». «По Общественной Палате/ Ходит человек в халате./ Бродит в тапочках на босу/ Ногу (так сподручней боссу...)». «Р а з н о п р о ч т е н и е/ С в е р х о б я з а т е л ь с т в –/ Жизнь как стечение/ Всех обстоятельств...». И, наконец, когда масок уже не остается, поэт становится тем, кто он есть. «Ты уходишь от былого/  (Ибо ждёт новьё...)/ Остаётся только слово/ (В том числе – твоё...)».

Итак, можно хладнокровно, не спеша обставлять сцену, где в последнем акте «гибнет хор». А можно пустить две струйки из глаз. Если получится. Тем более что наш человеческий мир так часто похож на огромный цирк. Силачи и дрессировщики. Акробаты и жонглеры. Фокусники – везде и на любой вкус.

Поэтому самое интересное в стихотворениях С. Белорусца происходит, когда ты, пришедший в этот цирк посмеяться, вдруг чувствуешь мягкие опилки под ногами. Манеж, оркестр, реквизит остаются, а зрительских рядов, оказывается, нет. И ты не смотришь на «рыжего» сверху вниз. Он – твой коллега по цеху.

(«Независимая газета», 23.03.2023 г.)