Главный временной свидетель

Надежда Соловьёва5
Эпизод четвёртый (часть 2)

Каждый век имеет песню и мелодию свою.
И всему своё есть время, лишь присущее ему.
По весне посеешь зёрна – лето вырастит плоды.
А прошла пора цветенья – осыпаются цветы.*
В каждом веке быль и небыль накидали словеса –
Главный временно'й свидетель всем    старинным чудесам. 
Так в одной легенде старой  слова след почти не зрим,
Говорит он: – прежде Уды жили племенем одним.

С дня рождения чудных братьев постарели дерева,
Потолстели, посмурнели, изморщинилась кора.
Меж собой решили братья возле Дуба проживать,
Чтоб была под боком Кама, тишь да божья благодать.
Там, где Волга спорит с Камой, есть красивые места
Тут Гондыр как самый старший, невзирая на лета', 
Где бывал он годом раньше, старый зимник ** воссоздал.
И со всеми сыновьями селище образовал.

Брат Учи' жил рядом с ними, песни пел и счастьем цвёл,
В примечательном жилище всем семейством лапти плёл.
И Уля' весёлый, ловкий всю семью по жизни вёл.
Не был грозным и тревожным средний, зримый, мир людей.
Им, наверно, были чужды мысли мировых идей.
Жизнь теплилась в средней сфере счастья искоркой живой,
Малой радостью светилась – миром правила любовь.
Оттого рождали жёны батырам под стать сынов.

Ночь ушла, сокрыла звёзды в их бездонных покровах.
День проснулся в своё время красным заревом в лесах.
Дед Гондыр о чём-то думал возле тлевшего костра, –
Ни медведей и ни леших, никаких иных существ
По округе не видали. Не вели ни с кем соседств.
Хлеб насущный добывали от природной доброты. 
В днях не ведали печали от прошедшей суеты.
Души млели несомненно от бесценной красоты.

Дух речной Камшура сладко в своём мире почивал.
Бог, Инмар небесной сферы, в эмпиреях пребывал:
Он отправил в становище к первым Удам в средний мир,
Ангела в земном обличье разузнать о жизни их.
А наказ был очень строгий: посчитать всех, записать –
Сколь угодно б ни родилось, чем живут и что едят.
Обучил ли верованьям их правдиво Кылдысин.
Совершают ли обряды Му-мумы среди равнин?

Знатно осень красовалась! Листопадный карнавал,
Над землёй кружа цветастость, танцевать не уставал.
Снохи, бабушки по лавкам, гостя встретили вполне.
Скатерть белая накрыта, яства вкусны на столе.
На вопросы отвечают о себе как на духу,
о семье своей, о жизни, только правда на слуху
С чувством, толком, с расстановкой, как он думал, то сказал
Сам Учи о своём счастье. И Уля не промолчал.

Лишь Гондыр сидел понуро – что тревожило? – не знал.
Заглянул в глаза он гостю и в нём Ангела признал.
Почему-то засмущался и нечаянно солгал: –
«Я один живу на свете и печальный жду финал».
Видит Ангел, что батыра обнимает жизнь впотьмах,
Веры нет в душе Гондыра к Богу главному в делах,
Нет особого доверья, коль язык длинней его.***
Без почтения к Инмару – он своим умом живёт.

И вернувшись к Богу вскоре, всё как есть обрисовал.
В гневе Бог – Инмар на землю с неба облаком упал,
И представ перед Гондыром, как стихия бушевал.
Залил он костёр водою, угольки все раскидал.
Поднял Перст для наказанья – всех Гондыров исключить
из людского обихода, и в лягушек превратить.
Кылдысин пред ним явился, но перечить не посмел,
Лишь слегка поправил долю, сердцем признанных, людей.

Предложил семью Гондыра жить отправить в лес глухой –
(Во лесах густых болота есть с версту величиной).
Бог – Инмар, душой отходчив, милосердье проявил,
Из кармана порошок свой, над землёю  распылил.
Он в мгновенье ока создал и коров, и петухов,
и зверушек. Разных духов и хозяина лесов.****
Пусть живут Гондыры в мраке, в страхе божьем, навсегда
Среди духов со зверями, иль исчезнут без следа.
 
Весь народ семейства Удов на три рода разделил.
На длиннющем расстояньи друг от друга расселил.
Род Гондыра в лес отправил: с глаз долой – из сердца вон.
Так в лесах глухих безлюдных появился Уд – народ
Там ТЕЛЬМУРТЫ* развивались год за годом целый век,
Чтобы славным и могучим был из леса человек.
Всех Уля' определил Бог по приречьям на житьё.
Пусть ВУМУРТЫ покоряют побережий окоём.

На равнине лесостепи род Учи оставил жить,
Будет он теперь – ЛУДМУРТОМ, к Мудор дереву ходить,
В предназначенное время все обряды проводить
И как жрец первоначальный, внуков жречеству учить.
Раз в три года на моленье, на большое – Керемет
Собирать главенство родов – как им жить, держать Совет.
Так Инмар, деля удмуртов, каждому назначил путь:
В светлой жизни иль в печальной, чтоб с дороги не свернуть.

~ * ~

*– Все эпизоды творения «Тыпылуд» пишу на основе народного фольклора удмуртов.
** – зимник – в данном случае полуземлянка, сверху  крытая крышей из брёвен. [Археологические памятники Волго-Камья скифской эпохи доказали, что землянки и  полуземлянки древних удмуртов (как и других народов европейской равнины), уже в ту пору (2000 - 3000 л.до н.э.) стали заменяться наземными срубными домами].
*** – Язык больше (длиннее) его самого (тела) – поговорка о лжецах. Из других поговорок и легенд взято их смысловое значение, не противоречащее рассказам Соловьевой Любови Ивановны о мироздании древних удмуртов.
**** – Именно она мне объяснила, что ДУХОВ (Кузё, Кылчин, пери) нельзя называть ЧЕЛОВЕК (мурт), у них сущности разные. Всё живое и не живое на земле создано Богом (Инмаром), но человек видим, помимо души он имеет плоть и кровь. А духи – это незримая субстанция. Становятся они видимыми в разном обличии, если хотят пообщаться с людьми.
Тельмурт – это человек. Телькузё (нюлэскылчин) – это лесной дух (хозяин леса, леший). Последние тельмурты (лесные жители Бурковы) поселились в их деревню (Гурезь-Пудга) на верхнем конце улицы в конце 60х прошлого века.