Древние каноны Добродетей Египта и Рима

Галина Молокоедова 8
Добродетели очень непростое совершенное состояние человека, праведность, бескомпромиссность, высокие морально-этические нормы, устойчивые добропорядочные нравы, взгляды, оценки, поступки.

Пожалуй, египетская религия более совершенно определила это качество и его непростою суть, содержание и механизм. Маат была древнеегипетской богиней истины, баланса, порядка, закона, морали и справедливости. Слово маат также использовалось для обозначения этих концепций. Маат изображали регулирующей звёзды, времена года и действия как смертных, так и божеств. Божества устанавливают порядок во вселенной из хаоса в момент творения. Её (идеологической) противоположностью был Исфет, который символизировал хаос, ложь и несправедливость.
Отсюда наши все знаменитые «Игры» престолов: Шахматы – предупреждение Шахам, шагам, действиям. Игра в добро и зло, черное и белое….

АНТИЧНОСТЬ, Геродот, древнегреческий философ, рассматривал следующий аспект  "Путь к добродетели тягостен и труден, она не даётся от рождения, а требует постоянных жизненных усилий"
Сократ, великий народный мудрец древности. Человек настолько овладевает добродетелью, насколько он приобщается божественной мудрости, «и процесс познания приобретает характер морального действия, нравственного акта. Обозначенный Сократом путь познания и есть его школа добродетели»[3]. Источником добродетели Сократ считал разум и высшую добродетель, заключающую в себе все остальные, усматривал в мудрости.
«Сократ принимал три основные добродетели: воздержанность (самообладание), храбрость и справедливость. Эти три добродетели, взятые вместе, — не что иное, как мудрость. Мудрость — это добродетель „вообще“ и состоит в умении различать хорошее и дурное, полезное и вредное»
Платон, философ из вечности и совершенства высшего, считал что  добродетели опираются на свойства души: мудрость — на разум, мужество — на волю, умеренность — на преодоление чувственности. Справедливость является сочетанием трёх предшествующих добродетелей. Платон считает, что каждое сословие имеет свою добродетель: у философов — мудрость; у правителей - справедливость; у воинов — мужество; у земледельцев и ремесленников — умеренность.

Аристотель, спустившись с высот мудрости, был сторонником «золотой середины» добродетельные привычки одного человека соотнесены с удобными формами общественной жизни.
Аристотель различал добродетели воли (этические) и добродетели ума (дианоэтические) и напрямую связывал добродетель со счастьем, заметив в добродетели не только путь к счастью, но и важную часть самого счастья. Аристотель считает, что неразумная, чувственная часть души послушна её разумной части так же, как ребёнок послушен отцу.
.
РИМСКИЕ КАНОНЫ ДОБРОДЕТЕЛИ

Рим и Ватикан ныне уже говорит о ДОБРОДЕТЕЛЯХ зрелой личности в духе и вере Господнем - и имел коннотации «мужества», «чести», достойного почтительного уважения и гражданского долга как гражданина, так и солдата – служение, радение, вера. Обожествление добродетелей стало уникальной чертой Рима, когда понятия, связанные с общественной и государственной жизнью, приписывались бога -настолько высоко ценились каноны нравственности.
История Рима, города, возникшего по предначертанию богов, организованного по подсказанным богами законам — такова была центральная идея римской идеологии, которая определяла и основные моральные ценности,  добродетели, которые и сами обожествлялись. уже в первой половине V в. до н. э. и которым были воздвигнуты храмы.
Храм Верности — Fides. Издавна связанная с Юпитером, гарантом верности клятве, она определяла отношения между патронами и клиентами, солдатами и полководцами, гражданами и городом, союзными городами и Римом.
Храм Благочестия - Pietas, добродетель, первоначально предписывавшая избегать всякого осквернения, затем — исполнять всё, требовавшееся обычаем по отношению к богам, родителям, сородичам, родине.
Храм Мужества — Virtus, всеобъемлющее качество, включающее и храбрость на войне, и стойкое исполнение долга, и силу, помогающую противостоять всяким соблазнам, и соблюдение подобающего мужчине достоинства, выдержки, умеренности, строгости.
 Храм Почесть — Honor — заслуженное одобрение за Мужество, уважение и почёт.
Храм Concordia — Согласие между гражданами, преимуществу политической добродетелью в противоположность смутам и междоусобицам. В 367-до н. э. ей был посвящен храм в ознаменование примирения патрициев и плебеев.
Храм  Справедливость — Aequitas, предполагавшая гарантию каждому того, что следовало по закону.
Храм Свободы — Libertas, период борьбы патрициев и плебеев формировалось и понятие . В 238 г. ей был посвящён храм, но ещё задолго до этого она почиталась вместе с Юпитером, носившим эпитет Libertas, или Liber.

ЦИЦЕРОН, ведущий политический деятель эпохи расцвета римского права Юлия Цезаря, Помпея, Марка Антония и Октавиана, считал, что добродетель это инструмент, с помощью которого можно почувствовать нравственно-прекрасное в себе. Появились нравственные понятия, добродетели уже высшего свойства и порядка, основанные на зрелой, нравственной высоко этичной нормой, как безусловное требование.
Понятие virtus («добродетель, мужество») он использовал для описания любого положительного физического или духовного качества, умения или набора таких качеств в смысле превосходства или наивысшей ценности. В нравственной сфере это понятие подразумевало нравственно-прекрасное, некоторые или все качества характера, которые позволяли человеку возможность вести правильный образ жизни.
 Цицерон также выделял четыре добродетели: cognitio  - «познание истины»,
justitia et beneficentia - «справедливость и благодеяние» как единая добродетель;
 magnitudo animi - «величие духа», благородство, адекватность;
temperantia - «умеренность», скромность, воздержание.
 
Каждой добродетели вытекают определенные обязанности, которые имели конкретный характер и применялись исключительно к римским гражданам. К примеру, добродетель познания истины подразумевала, что во время досуга человек должен заниматься наукой, отдавать ей всю свою жизнь, возможности и воспринималась как добродетель чести и служения Высшему.