Поэма экстаза у Скрябина - как Слава Богу за все!

Елизавета Судьина
Поэма экстаза у Скрябина - как Слава Богу за все!
Он пишет с позиции Бога с душою, растаявшей в нем,
Где вечный полет невесомый пронзающей все Сверхдуши,
И этой Душе - все знакомо. Дан знак: с наслажденьем дыши!

И Скрябин ко всем в мире нежен, сверхнежный источник любви!
И он не боится проблем здесь и антиномичной борьбы,
И музыка философична, и вся его музыка - над,
Над этим злом здесь и страданьем, над преодоленьем преград

А также ВНУТРИ сих преград и - ВНУТРИ всех страданий, БОГ- ЗДЕСЬ,
и только всегда с Ним сливаясь в экстазе получишь главвесть
О том, что с Ним вечно в единстве, и это назвал он - игра,
Чтоб легче нас к сути придвинуть, и гений играющий - над

Над всем человечеством, выше, и музыка - символ-экстаз,
И Скрябина это помимо никто еще нам не сказал!
В китайском есть сивмол для счастья, звучит иероглиф "куай-ла",
И это как звон океана - в финале есть колокола,

И море любви позитивно, ты с Богом навек примирен,
И счастье есть высшее в этом, лишь Скрябин об этом изрек
Из всех музыкантов буквально, поэму в словах написав,
Сливайся и славь, не пугайся, и с Богом все со-создавай!

Он слил диссонанс с консонансом, и все-таки нежно звучат
Его нонаккорды, искрятся в тритонном звене доминант,
В гармонии он дважды-ладом явил и единство, и связь,
И противоречий убранство ввел в синтез, сим благословясь,

Он был преисполнен восторга и радости, чтоб изливать
По максимуму - в нонаккордах любил вертикаль замыкать,
С вибраций секунд к до мажору -  он в До и закончил экстаз,
Путь музыки мира - всеполный итогов гармоний рассказ!


Текст поэмы самого Скрябина, объясняющий о чем музыка, здесь: https://www.belcanto.ru/scriabin_extase.html

Анализ Бобровского:
Во вступлении сразу определяются два полярных образа и «зародыша» всего тематизма поэмы: пассивно-созерцательный («тема томления») и активно-действенный («тема воли» - возгласы труб). Каждый из них как бы группирует вокруг себя психологически соответствующие темы-аналоги. Переплетение, сопоставление и развитие этих двух разнонаправленных тематических групп и образует главную ось всей драматургии.

За вступлением идет экспозиция, в которой в главной партии также две темы: «тема мечты» (кларнет, флейты) и «тема полета» (volando; гобой, флейта). Побочная партия воплощает созидательность, она нежна и ласкова («тема возникших творений»). Неожиданно вторгается триада новых тем – «тема ритмов тревожных» (синкопированное жесткое звучание валторн), затем у трубы яркая «тема воли» и, наконец, одна из самых ярких и броских тем – «тема самоутверждения» (трубы), загадочная, манящая в лучезарный мир и ядро которой – мотив вопроса. Сама «тема самоутверждения» экзальтированно-героична.

В разработке повторяется образный план экспозиции, в начале развертываются лирические, получая красочное, «волшебное» оформление. Во втором разделе – ожесточенный мир борьбы и тревог, завершающийся эпизодом tragico. Волнам ужаса противоборствует «тема протеста» у засурдиненных тромбонов. Третий раздел разработки – ее итоговая кульминация. Борьба вступила в героическую фазу развития и ее знаменосцем выступает «тема воли» на фоне «темы тревоги». Кульминационный раздел – окончательная победа «темы самоутверждения», наступающая в результате отчаянно сопротивляющихся сил. В двух экстатических волнах звучность оркестра достигает огромного блеска и силы. Это первое зарево экстаза (оркестром достигается эффект ослепления), которое угасает, как будто растворяясь.

В репризе «тема тревоги» трансформируется  - звучит легко, радостно и полетно. В огромной коде напряженность достигает еще большей силы. Ее открывает эпизод, похожий на tragico, где звучит теперь «тема мечты». В коде весь тонус развития предельно напряжен, взволнован. Воедино сливаются все краски оркестра. Во втором разделе коды тема самоутверждения (8 валторн). Апофеоз, экстатический пожар. Источником экстаза является ощущение всеединства мира, его бесконечности.

 По авторскому замыслу, должны наступить радость, свет, восторг и «затопить весь мир». Появляется звучание колокола, и восемь валторн с поднятыми раструбами и труба с органом «возвещают» горделивую «тему самоутверждения», которая проводится в расширении. Грандиозность внезапно смолкает, и после паузы слышится нежное звучание (арфа, струнные). «Тема самоутверждения» возникает у скрипок – это сфера высшей утонченности, в которой завершается проведение героической темы. Лирические разделы, таким образом, обрамляют поэму, усиливают ее целостность.

И подробнее Бобровский о драматургии Скрябина:
Музанализ - можно скачать книга Дерновой "Гармония Скрябина".

Слушала Булеза. https://youtu.be/BWINpXNd5KE?si=wbUAMobN5ey-ydEX