Шедевры Третьяковки Спящая царевна

Вадим Константинов 2
                Всё уснуло...

                И гусли давно
                Не звучат...

                И над книгой
                Склонилась уснувшая
                Чтица...

                И весь терем уснул,
                Точно сам Китеж-
                Град
                В Светлоярское озеро
                Смог погрузиться...

                Но не вечен тот
                Сон!..

                Что вот-вот
                Пропадёт...

                Гусли вновь заиграют
                Волшебно-напевно!..

                И в сознанье придёт
                Долго спящий
                Народ...

                И очнётся от морока
                Сна Русь-царевна!..
                15.02.2024.




      Прочитайте: если интересно:http://stihi.ru/2018/09/04/1156


Виктор Михайлович Васнецов известен прежде всего своим умением отражать в живописи народный дух русского фольклора.

Центральное место в композиции занимает фигура самой Спящей Царевны. Её веки прикрыты, руки раскинуты, тело немного повернуто к зрителю. По преданию, она уколола пальчик веретеном, после чего сбылось давнее проклятие – заснула не только красавица, но и все царство.

Вокруг Царевны спят её служанки, спят даже птицы, звери, деревья и цветы. Картина статична настолько, что создаётся впечатление, что даже легкий ветерок никогда не потревожит их крепкий сон.

Каждая деталь картины прорисована с высокой чёткостью. Лица у всех настолько разные, на каждом из них отмечается характер человека и последние его мысли. Задний план составляет внутреннее помещение терема, соседние здания с одной стороны, и дремучий лес с другой, к деталям которых можно присматриваться бесконечно. Так, можно заметить в росписи окружающих предметов множество символов солнца.

 Смысловым и композиционным центром всей картины стала маленькая девочка, уснувшая на страницах «Голубиной книги». Перед тем, как погрузиться в сон, она читала вслух, о чем свидетельствуют ее приоткрытые губы, а также рука подыгрывавшего чтению гусляра, которая так и осталась занесенной над струнами. Можно предположить, что во время работы — прядения и вышивания — царевна и девушки не вели праздных разговоров, не смотрели скоморошье представление, они слушали, как маленькая девочка читала «Голубиную книгу».

Сама сказка о Спящей Царевне выражает представление древних о цикличности природы, о постоянной смене сна и пробуждения. Связь героини с природой подчеркивается цветочными мотивами её платья и украшениями её ложа монументальными изображениями животных. Автор удивительно точно передал спокойной сон в ожидании новой жизни.