1 8 14. Патетическая соната. Бетховен

Елена Кордикова -Тася Мейерхольд
© Copyrights МЕЙЕРХОЛЬД Тася - Tasya MEIERHOLD
© Copyrights КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA


1-14-8
1814

ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ «ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН»
1. Соната N1. Фа минор
2. Соната N8. До минор. Патетическая
3. Соната N14. До-диез минор. Лунная

2. Бетховен. Соната N8 (Соч. 13). До минор (1799). Патетическая [1] - N2

МЕЙЕРХОЛЬД Тася. Поэзия. Книга 23. КАК УПРАВЛЯТЬ ЛЮДЬМИ. - Краснодар: Изд-во ‘Елена КОРДИКОВА’, 2022; 336c.; 58 илл.
Tasya MEIERHOLD. Poesy. Book 23. HOW TO MANAGE PEOPLE. - Krasnodar: Publishing House ‘Elena KORDIKOVA’, 2022; 336p.; 58 figs.

Введение
Grave - Allegro di molto e con brio. До минор
Adagio cantabile. Ля-бемоль мажор
Rondo, Allegro. До минор

Введение
Монументализм, лаконичность,
Масштабность страсти и борьба,
В которой побеждает личность, -
В сонате пламенной звучат.

В ней тяжесть мрачная аккордов,
Несущихся в аллегро нот,
Характер тяжкий духом твёрдый
Несёт трагизм души вперёд,

На встречу с драмами столетий
В сонате столько сил добра,
Патетики в тревожном свете,
Что жизнью осознать нельзя

Всю глубину печалей силы.
Скорбь элегичная звучит
И с высоты вещает миру
Свои заглавные мечты.


Grave - Allegro di molto e con brio. До минор
Вступленье - медленно и твёрдо.
Ступает патетично дух.
Мощь глубины его аккордов
Несёт в жизнь шедевральный звук,

В котором сила интонаций
Мышления, державы власть,
И пафос, яростный и страстный,
Летящий в огненную пасть

Дракона времени, событий.
Пунктирен восходящий ход
Эмоций ярых и открытых,
Несущихся, стремглав, вперёд,

На встречу стойкому фермата.
Порывисто взлетает вал
И ускоряет волн накаты
На фоне яростных «фарфар».

Один, второй, десятый наступ -
Отката новая ступень
Нисходит в тоне громогласном,
Достичь свою желает цель

И повторяет гамм движенье,
Атаки на живучий мозг
До мрачного изнеможенья,
К которому минор прирос.

И ощущение тревоги
И катастрофы столь сильны,
Что возвеличивают скорби. -
Потери слишком велики.
 
На фоне бурных междометий
Отчётлив и ритмичен пульс,
Полярность обостряя света,
Его контрастность с темой бурь.

Светлеет небосклон надежды.
Нисходит грусть тонов в басы.
Но снова вихри, как и прежде,
Врываются, чтоб сокрушить

Идущие наверх пассажи.
Клубится кровожадный дух,
Уничтожая жизнь с куражем
И топит милосердья звук.

Боль вырывается наружу.
Сочится в скорби сквозь себя
И вороном по полю кружит,
Где всё, что можно, потерял.

Конца не видно в звуках коды.
Виток судьбы на вираже.
Ступают мрачные аккорды
И возвеличивают смерть.

 
Adagio cantabile. Ля-бемоль мажор
Возвышенно-спокойный мелос
Проникновенно вносит в жизнь
Тембр благородный в разум смело
И устремляет к миру мысль,

Ведя рассказ в живом регистре,
В котором мужество встаёт,
Хоральной наполняясь силой,
Неся разумности оплот.

Певучий драматизм мелодий,
Их проникающий вглубь тембр
С богатством красочным находит
Решенье для земных проблем.

И повторяет мягко тему,
Мысль погружая в мир души,
Спокойной, необыкновенной,
В ней будит радости земли,

Где пасторальность интонаций,
Природы вешней голоса
Привносят в разум беспристрастно
Мир созерцательный творца,

В котором слышен ритм триолей,
Фанфар воинствующий звук,
Переживанья чьей-то боли
И избавление от мук.

Удвоенность сопровожденья,
Порывистых мелодий фон
Высвечивает настроенье,
Где пасторальный ясный тон

В нежнейших радостных мотивах
Несёт лиричность всех октав
В форшлагах мягких переливов
Мир и спокойствия причал.

Возвышенно и вдохновенно
Мелодия рекой течёт
И благородным ясным тембром
О времени своём поёт.


Rondo, Allegro. До минор
Жизнь вновь стремится к драматизму.
Энергией душа полна.
Движение разумных мыслей
Слагают цели бытия.

И их прокручивает рондо.
А где-то там журчат ручьи.
Естественно и непритворно
Витает чувственная жизнь.

Путь органичный у финала.
Поставлена сознанью цель.
И к ней стремится век бывалый,
И верит патетично ей.

Теченья разные у звука.
Энергетическая мощь
В величии высоком духа
В аккордах, что не превозмочь,

В размашистом движенье силы,
В потоке льющейся воды,
И в водопаде, одержимо   
Свергающемся с высоты.

[1] Соната посвящена венскому меценату и покровителю Л. Ван Бетховена, - князю Карлу Лихновскому.

9.02.2024. Krasnodar
L. van Beethoven / D. Masleyev. Sonata N8 (Path;tique).TV Channel “Culture”


© Copyright: Елена Кордикова, 2024
Свидетельство о публикации №224021100462