Полёты с Юрским

Галина Ганеева
Дыхание перехватило, когда его в 2019 году не стало с нами.  Захлестнула какая- то вселенская тоска.  И даже  не по  актёру и режиссёру, которого знают и любят все, не по философу, книги  которого о жизни и театре восхищают.  Просто по человеку:  мудрее,  ярче, великодушнее,  благороднее и талантливее, чем он,  мне встретить  никого  не пришлось. Никого,  равного Сергею Юрьевичу, с которым выпало счастье  дружить  не одно десятилетие. Не устаю повторять, что мы были  современниками человека всесторонней,  ренессансной  культуры. Сергей Юрьевич   был  режиссёром,  актёром, писателем  и поэтом. И всегда проявлял себя в неповторимом блеске своей невероятно одарённой  личности.  Это был всеобъемлющий дар мысли, благородства, перевоплощения и блеска. Во всём. Помню два этюда 2010 года, где с лёгкостью,  иронией и любовью   явлена суть театрального искусства:  Мольер и Несчастливцев - Счастливцев   –  в одном лице, абсолютно неповторимом   и  абсолютно  прекрасном.  Думаю, душа его и там не успокоилась: он и там продолжает свою миссию. Например, развивает кругозор Ангелов и не даёт им грустить.

Он был ещё и  пророком:   многое   видел,  многое  предвидел и обо всём открыто говорил. И, как  всех пророков, его не  услышали.  Говорю  это в связи с памятью о нём и одном из его  последних  спектаклей  «Полёты с ангелом» по  пьесе Зиновия Сагалова, о которой  Сергей Юрьевич как-то сказал, что она  «проясняет мозги».  Отношу   эту оценку  прежде всего к спектаклю.  Прояснять мозги  было  жизненной и духовной миссией самого Юрского.  От  общения с ним у меня всегда оставалось впечатление прочищенных мозгов.  Как  и  от его ролей,  писем,  книг и  спектаклей.  Со светлым чувством перечитала  сегодня «Ритмы чужбины» и живо вспомнила, с каким недоверием он расспрашивал меня, понравился ли мне Париж.

А спектакль «Полёты с Ангелом»  был  миссионерским  в большей степени, чем какой-либо другой.  Кроме самого факта,  что девять ролей и роль режиссёра в нём исполнил Юрский, это был спектакль, с которым он объездил огромное количество городов и весей.  Сейчас о спектакле можно много чего прочесть, услышать, посмотреть видео.  У меня в памяти осталась встреча. И не только моя –  с ним, но  и  его встреча – с самим собой, с прошлым,  настоящим и будущим, с запредельными  тайнами, включая тайну потустороннего мира. Одна из самых мощных сцен спектакля –   разговор героя со своей умершей  Матерью (в незабываемом исполнении Натальи Теняковой). 

Время и пространство  смещаются в этой сцене. Сталкиваются, множатся, образуют новые пространства, миры и расстояния.  Рождая  бессмертие. Именно бессмертие     –  главный посыл  спектакля. Как  и всей многомерной личности Сергея Юрского.  Его духовное завещание всем нам. Я помню, как он повторял мне  евангельский завет (он ведь был православным, Сергей Юрьевич, а креститься  его вдохновил отец Александр Мень): «Бодрствуйте, Галя. Бодрствуйте!»

Когда был  Юрский,  пустоты быть не могло  –  ни в жизни, ни в театре. Для меня и сейчас этой пустоты нет. Поскольку я знаю по театру, кино и личным встречам, что такое Юрский,   в пустой театр я не пойду.