Подвиг и судьба крейсера Варяг

Надежда Калашникова 3
           К 120-тилетию героического сражения крейсера "Варяг"
           и канонерской лодки "Кореец с японской эскадрой
           27 января (9 февраля) 1904 г.- начало русской-японской войны.

 
Время не покрыло величие «Варяга»,
эхо той битвы волнует всех людей,
выполняя миссию, русская эскадра
славу обрела в защите рубежей.

Политика  насыщена тревогой в мире,
в Корею введены китайские войска,
японцы сменили правительство в Корее,
- на Востоке зрела кровавая война.

Главный центр действий военно-морского флота
Россия сместила с Запада - на Восток,
спешно разработана новая программа,
заказан крейсер в США, но он не сданный в срок.*1

Тысяча девятьсот первый год, месяц январь,
русская команда ступила на корабль,* 2
В.И. Бэр - первый командир крейсера «Варяг»,
вышли на маршрут -  Филадельфия – Кронштадт.

Май - "Варяг" на рейде Кронштадта на якорь стал,
нарядный, произвёл салют, гостей принял.*3
пятого августа - курс на Восток держал,
третьего марта - Порт-Артур его встречал.*4

Крейсер "Варяг" лучший корабль того времени,
своим блестящим видом - всех поразил,
на техническую часть – много нареканий,
исправляли всей командой не щадя сил.

В порту продОлжили ремонт, испытания,
лишь через год "Варяг" направлен в Чемульпо,* 5
политика в Корее - не стабильная,
на море и на суше  - всё напряжено.

На Востоке Россия крепила рубежи
Япония давно пополнили свой флот,
союзники, в сговоре о взаимопомощи,
мешали России развивать Восток.

В регионе мир нарушила Япония,
её цель – захватить ближние острова: 
- корейский Леодун, Сахалин, Манчжурия,
а также присвоить русские суда.

Двадцать шестого января – конфликт с «Корейцем»,*6
в Порт-Артур лодка-канонерка не дошла,
для японцев - "просто недоразуменье",
а двадцать восьмого - объявлена война.

Команды решили - идти до Порт-Артура,
и командиров поддержало русское «ура»,
против такой силы, с надеждой лишь на Бога,
прозвучала команда - поднять якоря!

Был штиль.  Погода тихая, морозная,
канонерка «Кореец» шла впереди,
а с иностранных судов – дань уважения 
отдавали русским чужие моряки. *7

Боевая тревога, все на постах своих,
колоколА звенели громким боем,
священник Михаил на подвиг благословил,
показались японцы - шли «целым роем».

Вражеские суда начали неравный бой
с целью - не пропустить в море корабли,
«Варяг» и «Кореец» слали в ответ огонь,
яростно, с уменьем, сражались моряки.

В ряде мест на крейсере бушевал пожар,
команда продолжала тот неравный бой,
моряки спасали раненых и свой корабль,
враг приближался, «Варяг» прибавил ход,
открыли плотный заградительный огонь,
стреляли из всех орудий что уцелели,
по причине - рядом стоЯщих ин.судов *8
японцы палить, на время, прекратили.

"Варяг" сел на мель, на борту пробоина,
он стал неподвижной мишенью для врага,
но корабль как-то вышел из мелководья,
с японских судов снова началась стрельба.

Все опасались попасть в чужие корабли,
обе стороны стрЕльбы прекратили,
оказать медпомощь раненым в сражении
врачи с чужих судов на "Варяг" спешили.*9

На судна к иностранцам сошёл весь экипаж,
Командир принял решенье - не допустить
чтоб враг заполучил суда и отдал приказ -
"Корейца" взорвать, а крейсер - затопить.*10

На крейсере открыли клапанА, кингстоны,
всё подожгли, образовав пожар сплошной,
русский крейсер "Варяг", в последней агонии
опрокинувшись на борт, скрылся под водой.

За великим сраженьем у порта Чемульпо
ближние иностранцы зрели те бои,
а об отважном подвиге русских моряков
газетные страницы миру донесли.

Моряки на кораблях с честью и отвагой
с великим мужеством исполнили свой долг,
их геройский подвиг является примером,
память о нём - в своих сердцах хранит народ.*11



      *1  В США заказали два корабля - броненосец "Ретвизан" и бронепалубный
          крейсер 1 ранга "Варяг". Название «Варяг» крейсеру было присвоено 11
          января 1899 года в честь одноименного парусно-винтового корвета.

      *2  6 декабря 1900 г. за крейсером в Америку прибыл экипаж, он состоял из
          21 офицера, 9 кондукторов,  550 нижних чинов.  25 марта 1901 г. покинет
          Америку. Первый командир «Варяга» - В.И.Бэр (он погибнет в 1905 г. в
          Цусимском сражении вместе с броненосцем «Ослябя»).
            
      *3  3 мая 1901 г. "Варяг" прибудет на Большой Кронштадтский рейд. Крейсер
          посетят вице-адмирал С.О.Макаров, великий князь Алексей Александрович
          со свитой, две недели спустя - император Николай 11.

          5 августа 1901 г  «Варяг» вышел в поход на Дальний Восток.
          Командиром крейсера в декабре 1902 г. назначен капитан 1 ранга В.Ф.
          Руднев.

     *4  З марта 1902 г. крейсер прибыл в Порт-Артур. Начальник эскадры с
         комиссией подробно осмотрели "Варяг". В заключении отмечено  - механизмы
         крейсера спроектированы удачно, но собраны без особой тщательности,
         требовалась переборка и выверка, также подверглась большой критике
         артиллерия крейсера, по технической части было так же много вопросов.

         В Порт-Артуре - длительный период ремонта и испытаний, и только 15
         февраля 1903 года "Варяг" вступил в кампанию. 1 марта  новый командир
         В.Ф.Руднев принял крейсер, испытания продолжались.
 
     *5  Чемульпо - (Инчхон) – стратегический важный порт в Корее, морские ворота
         Сеула. «Варяг "пришёл в Чемульпо 30 декабря 1903 г., поступил  в
         подчинение  русского посольства в Корее.

     *6  5 января 1904 г. из Порт-Артура к "Варягу" присоединилась канонерская
         лодка «Кореец». Япония готовилась высадить десант. В 20-х числах января
         оборвана связь с Порт-Артуром, Руднев отправил "Корейца" с диппочтой в
         Порт-Артур, но японцы канонерку не пропустили, "Кореец" вернулся
         обратно, при выяснении данного инцидента сказали - "недоразумение".
         Ночью японцы на берег Чемульпо высадили десант, а утром 28 января 1904
         года - объявили войну.

     *7 К этому времени Япония основательно подготовилась к войне. Обстановку в
        данном регионе знали все моряки присутствующих там иностранных военных
        кораблей США, Англии, Франции и вступать в бой с японской армадой - было
        немыслимо. Все поняли, какое решение приняли экипажи "Варяга" и "Корейца"
        и за храбрость, героическое решение иностранцы отдавали русскому
        экипажу дань уважения.

     *8  Японцы боялись попасть снарядами в иностранные суда, поэтому
        периодически прекращали стрелять т.к. дистанция сокращалась. В итоге бой
        закончился, "Варяг" стал рядом с ин.судном "Телбот", "Кореец остановился
        чуть дальше от всех судов.
 
     *9  Сразу после боя с иностранных судов на русские корабли поспешили
         моряки, санитары, врачи оказать медпомощь раненым и в эвакуации команд
         на свои суда. 

    *10  Зная намерение японцев и дальнейшую обстановку, экипажи "Варяга" и
         "Корейца" решили затопить свои корабли. По лодке "Кореец" произвели
         выстрел и тот сразу ушёл под воду. На "Варяге" моряки поджигали всё,
         что могло гореть, открыли затопляемые клапана и кингстоны.

    *11  В соответствии с рапортом В.Ф. Руднева в бою участвовало 557 человек, в
         т. ч. 21 офицер. Потери  экипажа "Варяга" составили  - 130 человек, в
         том числе 33 убитыми.  К концу боя "Варяг"  практически полностью
         исчерпал свои боевые возможности. Экипажи  "Варяга" и "Корейца" перешли
         на иностранные суда и потом разными путями моряки добирались в Россию.
         
         Японцы сразу занялись крейсером "Варяг"- через полгода его подняли,
         через два года - после ремонта, переоборудования и испытаний, с новым
         названием "Сойя" - зачислен в состав учебного отряда Морского училища
         Японии. В 1915 г. выведен из состава японской учебной эскадры для
         продажи крейсера союзной России.
 
         В 1916 г. 21 марта 1916 г. русские корабли "Полтава", "Пересвет" и
         "Варяг" - были приняты в состав Российского флота, выплатив Японии 15,5
         млн. йен. 30 ноября 1916 г. "Варяг" зачислен в состав ФСЛО (Федеральная
         служба охраны) на Кольском заливе и был назначен флагманским кораблём,
         однако его состояние вызывало опасение командования. Принято решение
         отправить на ремонт в Лондон. Стоимость ремонта на срок 12 месяцев
         англичане запросили 300 000 фн.ст. 25 февраля 1917 года крейсер "Варяг"
         с русским экипажем направился в Лондон, навсегда покинув берега России.

         События февральской революции напрямую отразились на судьбе "Варяга" и
         на его экипаже. Англичане ремонтировать отказались, т.к. при новой
         власти оплачивать ремонт никто не собирался. В счёт погашения долгов
         царской России "Варяг " был продан немецкой фирме на металл. Печальная
         судьба постигла членов экипажа "Варяг", прибывшими  с ним в Лондон.

         5 февраля 1920 года крейсер направился в свой последний поход. На
         рассвете следующего дня поднялся сильный шторм, в результате которого
         буксируемое судно село на мель и из-за ухудшения погоды  караван понесло
         на камни. Спустя неделю на место аварии прибыла экспертная комиссия.
         Шторм продолжался, "Варяг" получил  пробоины и затонул на глубине 6-10
         метров. Заключение комиссии - поднимать судно экономически не выгодно,
         спасательные работы  проводить нецелесообразно.

         В течении 4-х лет жителями посёлка Ленделфут (Шотландия) легендарный
         крейсер был полностью разобран. Летом 2003 года, в честь 100-летнего
         юбилея "Варяга" российская экспедиция посетила место гибели корабля.
         30 июля 2006 года - в память о "Варяге" открыта мемориальная доска, а 8
         сентября 2007 г. на народные средства открыт мемориальный комплекс и
         подарен местным властям, внесён в реестр национальных памятников
         Шотландии.
               
                февраль 2024 год.