Летописец

Федор Федорович Федоров
Иногда так хочется в себе мне утописта
Позабыть, да и мечтателя – с лихвой!..
А побыть всего лишь – скромным летописцем,
Не ведущим с всей эпохою продрязглой – бой!..

По примеру Нестора иль Сыма Цяня, -
Не величье их пленяет, нет! – сиречь
Не вместить в себе Весть Правды, Силу Знанья,
Душу - в мантию спокойности - облечь!..

В этот век – на век перетревожный,
С созерцательностью слиться я хочу! –
Околосудебно, придорожно…
Летописью-подорожником, возможно,
Преспокойно сердца раны залечу!..

Как хочу притихомирить душу! -
Но пыл праведный не просто - усмирить,
А – пересмирить! – в тома-«отдушины»,
В добросовестные хроники, что Будущему
Станут - образцами для мерил!..

О, клавиатура, ты с новейшим веком
Венчана – новейшее «перо»! –
Так с искусственным хочу я интеллектом
Не соперничать, не спорить, - и не блекнуть! –
А стоически, взяв за пример Сенеку,
Беспристрастнейше! – в полезнейших заметках
«Отрешить» вред нам от «чуда века»
А затем – всенепременное  Добро!..

Cтав свидетелем беседы двух айтишников,
Двух, казалось бы, специалистов – рядовых! -
Разглядеть и в их речах «затишных»,
Глобализму толк! – Их мысли – не излишние!..
Я корить хочу в нас только безразличие,
Летописно-строгим фактом – «безразличным» -
и - открыть глаза, и - души одобрить!..

Интересны – все кругом! И алкашу мне
Любопытнее порой внимать, чем риторкам! –
Без напыщенно-витийственного шума
В нём подчас вскипит - такая Дума! –
Будто вся его пропитость – не бездумная! –
Будто в ней – зияющий укор слепым, безумно
Мчащимся – над одиночеством - векам!..

Интересны – все! - Красотку-незнакомку
Вот всегда хочу в Неистовое Лето я вписать! –
Но хоть раз бы ей взглянуть в глаза не томно, -
Нежно-беспристрастно! - лик запомнить,
И летописать – Его! – Летописать!..

И вечнозелёность елей заоконных
Созерцательную! – как хотел бы я вкусить! –
Подчиниться их Природному закону –
Жизнестойкому, вечнозелёному…
Жизнелюбью, людям незнакомому
Преспокойно посвятить двухтомник! –
Эх, нет-нет! - пейзажность их «бездонную»
Летописно можно лишь – резонно –
Летописцу-живописцу отразить!..

Но всё ж летописцу! – Вот - основинка! –
Только с ней могу я замечать
Около куста-вечнозелённика
Живописный труд простого дворника!  -
Чистые – от снега чистого! – дороги нам
Под душевный матерок – наводит нам…
В адрес тех, кто в граде «верховодит»-то,
Да не матерок, а – просто песнь – заводит он! –
Видится мне – прирождённейшим законником! –
Вот бы в президенты – дядьку-дворника! –
Лихо бы ряды воров – «порасчищал»!..

Ель – на Трон Красы! – В Гаранты – дворника! –
И в житейскости мне - грёзолюбство – не изжить!..
Коли в летописцы – то задоринкой
Нужно – диккенсовской – мне себя «вооружить!..

С искромётным юморком, в мой дух вмечтавшимся,
Подведу итоги года - без прикрас! –
В этот вечер, тыщи лет летописавшийся,
В это вечер перед Рождеством – прекрасный!..

Как хочу писать я в Будущее письма! –
Только всё же измечтавшимся – невмочь!
Только – с воодушевлённо-тихим смыслом!..
Сладко стать подчас - простейшим летописцем! –
А особенно – в чудесную рождественскую Ночь!..

(Стихи написаны в снежные сутки 12 января, в преддверии Старого Нового года. Финальная авторская редакция произведилась 5,6,7 февраля)

ХОЧУ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ЗРИТЕЛЕЙ НА ОТДЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ В СТИХОТВОРЕНИИ!

1)В стихотворении упоминается имя Сыма Цяня, малоизвестного для широкой аудитории в западном мире, но одной из знаковых, основополагающих фигур для восточной цивилизации.

Сыма Цянь – это древнекитайский историк, именуемый «китайским Геродотом». потомственный историограф династии Хань, писатель, астроном. Известен как создатель «Ши цзи» — грандиозного труда, описывающего историю Китая от мифических родоначальников и до современных Сыма Цяню времён, то есть до I века н.э.

2)Также в стихотворении упоминается имя самого знаменитого летописца восточных славян – Нестора, древнерусского агиографа, монаха Киево-Печерского монастыря, составителя «Жития Феодосия Печерского» и «Жития Бориса и Глеба». Традиционно считается также одним из составителей «Повести временных лет». Канонизирован в лике преподобных Русской православной церковью, а также пребывает в списке святых Римско-Католической церкви.

3)Луций Анней Сенека – пожалуй, самых знаменитый древнеримский философ, один из крупнейших представителей стоицизма. Самый знаменитый труд – «Нравственные письма к Луцилию». Стоицизм в широком понимании это, как известно, твёрдость и мужество в жизненных испытаниях. В контексте данного стихотворения – кропотливый спокойный беспристрастный анализ сложного явления и такое же его отражение в условной «летописи».

4)«Коли в летописцы – то задоринкой / Нужно – диккенсовской – мне себя «вооружить!..» – данные строки были вдохновлены знакомстыом с конкретным произведения величайшего английского романиста Чарльза Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба», в «разгар» прочтения которого я находился в то время, когда создавались данные стихи.

Очень многие большие писатели и поэты являются ещё по сути и летописцами своей эпохи. Так вот в «Записках Пиквикского клуба» Диккенс отразил своё время, свою эпоху во всей полноте, подробности, многообразии, детальной тонкости.

«Летописная» заслуга его не менее велика, чем художественная и мыслительная. К тому же, Диккенс сделал это с просто изумительным, изысканным, "ювелирным" тонким английским юмором… Именно поэтому в данном смысловом контексте была мной использована именно отсылка к Диккенсу с его глубоким юмористическим остроумием.