Кони привередливые и Телега жизни

Роман Дмитриев 4
 Известная песня В.С. Высоцкого "Кони привередливые".
Меня заинтересовал образ коней. Что они символизируют?

Вот текст песни.


Вдоль обрыва по-над пропастью по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю.
Что-то воздуху мне мало: ветер пью, туман глотаю,
Чую с гибельным восторгом пропадаю, пропадаю.
Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее.
Вы тугую не слушайте плеть.
Но что-то кони мне попались привередливые
И дожить не успел мне допеть не успеть.
Я коней напою, я куплет допою,
Хоть немного еще постою на краю.
Сгину я, меня пушинкой ураган сметет с ладони
И в санях меня галопом повлекут по снегу утром.
Вы на шаг неторопливый перейдите мои кони,
Хоть немного но продлите путь к последнему приюту.
Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее.
Вы тугую не слушайте плеть.
Но что-то кони мне попались привередливые
И дожить не успел мне допеть не успеть.
Я коней напою, я куплет допою,
Хоть немного еще постою на краю.
Мы успели в гости, к Богу не бывает опозданий,
Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами.
Или это колокольчик весь зашелся от рыданий,
Или я кричу коням чтоб не несли так быстро сани.
Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее!
Умоляю вас вскачь не лететь.
Но что-то кони мне попались привередливые,
Коль дожить не успел, так хотя бы допеть.
Я коней напою, я куплет допою,
Хоть немного еще постою на краю.




 В песне герой погоняет коней и сам же при этом приговаривает "чуть помедленнее кони, чуть помедленнее".
Но это же нелогично! Да ещё и кони непослушные, привередливые.
Погоняй не погоняй, а они скачут по-своему.


 Говорят, что "кони" это внутренние противоречия самого автора. Но так ли это?
Для меня ответом на вопрос о символическом образе коней стало стихотворение А.С. Пушкина "Телега жизни", в котором Александр Сергеевич очень ёмко и образно описал три возраста человека.
Утром - это ещё юноша, днём - уже зрелый человек, а к вечеру - человек в преклонных летах. Ночь и ночлег - смерть, "последний приют".



Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.



С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел! Е..ена мать!



Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас: нам страшней
И косогоры и овраги:
Кричим: полегче, дуралей!



Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И дремля едем до ночлега,
А время гонит лошадей.





 Если у Пушкина лихой(удалой) ямщик это и есть само Время, то у Высоцкого это кони. Если у Пушкина ямщик не слушает своего пассажира ("катит по прежнему телега"), не обращая на последнего внимание, то у Высоцкого кони непослушные и привередливые.


 Интересный затрагивается вопрос - Так ли уж мы управляем своим временем, то замедляя, то ускоряя его, или оно неумолимо в своём движении?




 Герой песни подгоняет по сути самого себя, торопит Время и в тут же умоляет его не спешить.



 Когда-то в одном из в своих интервью Высоцкий сказал, что ему хотелось бы знать - сколько ему осталось лет, месяцев, недель, дней и часов творчества.



 Эти годы, месяцы, недели, дни, часы и есть те самые "привередливые кони", которыми мы пытаемся управлять.