Шедевры Третьяковки Савояр

Вадим Константинов 2
                В реалистичности своей...

                Во-многом, беспощадной
                Даже...

                Настолько трогает
                Нас всех
                Его печальный
                Вид...

                Нам этот маленький
                Гаврош
                Без всяких слов
                Немало скажет!..

                Пусть, не смотря
                На всех зевак,
                Теперь он сладко
                Спит!..
                04.02.2024.

               



В парижский период Перов создает образы обездоленных и угнетённых, стараясь привлечь к ним общественное внимание и вызвать к ним горячее сочувствие. Во время одной из этих уличных работ художнику на глаза попался маленький савояр.
Савояры — дети бедняков, которых родители в голодные годы отправляли в богатую Германию бродяжничать и зарабатывать на пропитание, показывая фокусы с дрессированными животными, умеющими гадать, вытаскивая записочки со «счастьем». Савояры нравились дамам, мечтающим получить «записку счастья» от уличного мальчишки, но в плату за это «счастье» юные бродяги получали лишь мелкие монеты, брошенные из окна. Но жизнь савояров, как и любых беспризорников, была нелегкой: они жили на улице, часто объединялись в шайки или прибивались к цыганскому табору. От лица савояра исполнялась песня Бетховена на стихи Гёте «Сурок».

Савояров любили изображать художники, их можно найти на картинах таких живописцев XVIII—XIX веков, как А.Ватто, А. Ван Дейк, В.М.Х.Лейбль, Дж.Э.Фримен, И.Джонсон, К.Е.Маковский. Одним из самых трогательных картин с савояром является, конечно, работа русского живописца Перова.

На полотне Василия Перова изображена сама жизнь во всей ее неприглядной жестокой правде: бездомный мальчуган, заброшенный в огромный город и предоставленный самому себе. Художник изобразил мальчика в момент сильной усталости, с изможденным, взрослым, повидавшим многое лицом как у старца. На его лбу (это самое яркое пятно на картине, кстати) можно прочитать историю о нелегкой судьбе. С особым усердием был написан внешний вид бродяги: потрепанные штаны, поношенная обувь, потухший взгляд, грязные руки и волосы. Шляпа, предназначенная больше для сбора милости, пуста - еще один печальный признак в сложившейся трагедии. Все это заставляет сердце зрителя разрываться от сочувствия и боли за судьбу мальчика в жестоком мире.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/220320/45827/