Стоит ли желать для себя воздаяния за добрые дела?

Иерей Рустик Лужинский
ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА,
недавно расшифрованные из аудиофайлов

Стоит ли желать для себя воздаяния за свои добрые дела здесь на земле?
Проповедь на Литургии в Престольный Праздник в Казанском Храме посёлка Октябрьский

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
«И аще, если кто от мертвых воскреснет и восстанет, не поверят», - такие слова мы с вами сегодня слышали в Евангельском Чтении, которое посвящено Воскресному Дню.
Сегодня в этот Воскресный День мы празднуем Праздник Казанской Божией Матери. Пресвятая Богородица, Заступница и Усердная рода христианского в этот день собрала всех нас. В этот Воскресный День Казанской Божией Матери мы с вами слышали Евангельское Чтение притчи о богаче и Лазаре. В этот день Святая Православная Церковь предлагает нам это чтение не зря. Божия Матерь, Заступница Усердная хочет, чтобы мы все с вами спаслись. Но среди нас мы видим, что Господь соединяет в одну семью богатых и бедных, здоровых и больных, тихих и быстрых.
- Господь соединил всех нас разных.
- Для чего?
- Для того, чтобы мы помогли друг другу и через это спаслись.
Богатый не может спастись без бедного, бедный без богатого, здоровый без больного, больной без здорового. Тихий и быстрый помогают друг другу прийти в равновесие.
Всё в этом мире настолько разное, но настолько полезное друг другу, что именно Господь и спасает через эти разности нас всех вместе.
Сегодня давайте разберём эту замечательную притчу о богаче и Лазаре. Святитель Иоанн Златоуст столько раз эту притчу перетолковывал, столько написал об этой притче, что у него есть семь статей о притче о богаче и Лазаре.
В этой притче Святитель Иоанн Златоуст замечает очень ёмкое и важное слово. На церковно-славянском языке это звучит так: «воспринял». Давайте с вами вспомним о чём эта притча.
Был некий богач, и рядом с ним жил бедняк, которого звали Лазарь. Мы с вами видим, что богач умирает, и Лазарь умирает. Но богач оказывается в геенне огненной, в аду и мучается там. А Лазарь находится на лоне Авраама и радуется.
- О чём же эта притча, братья и сестры?
- Мы видим, что богач осознаёт, что он делал не так в этой жизни, но уже поздно. Он ничего не может изменить, и он просит Авраама, чтобы Лазарь принёс ему хотя бы капельку воды. Но Авраам говорит: «Ты уже всё воспринял», т.е. ты уже всё получил в этой жизни, а в Вечности ты должен отчитаться и расплатиться за то, что ты сделал беззаконного.
И тогда богач понимает, что уже ничего нельзя сделать для него самого, и тогда по любви к своим братьям он говорит: «Пошлите его хотя бы в дом моего отца, к моим братьям. Пусть там он засвидетельствует. Если он воскреснет, то тогда поверят мои братья». Но на это Авраам говорит, что, если даже мёртвые воскреснут, они всё равно не поверят.
Святитель Иоанн Златоуст обратил внимание на очень ёмкое слово: «воспринял». На церковно-славянском это означает, что человек получил не даром, а этот человек принял по своим заслугам. Это слово показывает нам, что Бог - Справедливый, и Он воздаёт каждому человеку по его делам уже даже в этой жизни.
Через это слово «воспринял» мы можем увидеть, что Бог отдал этому богачу всё, что сделал в этой жизни он доброго. Вот, если мы с вами, дорогие братья и сестры, посмотрим на самого злого человека, то мы увидим, что в нём хоть что-то, но есть доброго. Совершенно злые люди – это крайняя редкость.
Был такой правитель Нейрон, который уничтожил очень много христиан. Его окружение говорило, что в Нейроне нет никаких добродетелей, т.е. он был настолько жестокий человек. Но и даже в этом злом гонителе Бог видел добродетель.
В каждом человеке есть хоть маленькая искорка добра. И Бог хочет эту искорку раздуть, и поэтому Он стоит у сердца каждого человека и раздувает эту искру. Наше сердце подобно горнилу, в котором эта искорка может превратиться в костёр. Этот костёр может согреть других людей, но не может попалить и сжечь всё вокруг. Всё зависит от на, какой огонь мы будем раздувать в нашем сердце: или злой огонь зависти, или огонь добра и Божественного света. Именно Бог выдаёт этот добрый огонь, и он не попаляет ничего вокруг. Вот также и в наших сердцах при Божественном посещении загорается тот Благодатный огонь, который всех согревает и даёт возможность передать Божественную любовь нашим близким.
Мы с вами можем заметить, что в этой притче богач получили всё воздаяние здесь на земле. И, когда он оказался в Вечности, ему не за что было отдавать какие-то благодеяния. Здесь мы с вами можем заметить очень важный момент. Пока мы живём в этом мире, то видим, что некоторые очень богатые люди не терпят никакой нужды и постоянно находятся в довольстве. А некоторые, хотя и трудятся, много сил применяют для созидательной жизни, но терпят множество бед и лишений. И мы говорим: «Какая же это несправедливость. Почему Бог не справедлив? Вот эти богачи живут хорошо, а мы живём плохо». На это есть ответ.
Случился один случай в пустыне, который поможет нам разобраться в этом. Один послушник ухаживал за старцем, которому было более 90 лет. Этот старец был очень благочестивый. И вот однажды послушник пошёл в город, чтобы купить необходимые продукты. Когда он вернулся в пещеру, то увидел, что его старца дикие звери разорвали на куски и от него ничего не осталось. Послушник опустился на колени и стал роптать, говорить: «Господи, как Ты мог погубить моего старца? Он и мухи не обидел. Он был такой добрый, я никогда не слышал от него плохого слова. Его любили все вокруг». И он так молился множество дней и плакал, и не мог утешиться. И тогда Бог послал Ангела, чтобы он его утешил. Ангел появился и сказал: «Не печалься, дорогой брат, потому что ты говоришь, что был в городе и видел похороны богача, который делал очень много зла. Но этого богача похоронили с почестями, а моего старца разорвали дикие звери. Какая у него страшная кончина». «У Бога всё по-другому, - продолжал Ангел, - Вспомни, этот богач, на которого ты указываешь, не делал никому доброго дела. Но мы нашли одно доброе у него дело, которое он сделал для вдовицы, но за это одно дело мы не могли его взять в Рай, в Царствие Божие. И поэтому Бог повелел, чтобы этого богача похоронили с почестями, чтобы здесь на земле воздать ему за это маленькое благодеяние, но там в Вечности он уже останется без помощи Божьей. А твой старец, который жил добродетельной жизнью, в своей молодости сделал один грех, и он про него совершенно забыл. Но, тогда, когда на него напали дикие звери, перед самой смертью, в последнее мгновение своей жизни он вспомнил об этом грехе, когда его раздирали дикие звери. И сейчас его душа спаслась, потому что он покаялся перед смертью».
Вот, дорогие братья и сестры, через это мы можем увидеть, что Бог оказывает нам великие благодеяния и хочет спасения нашей души. И, когда с праведником происходят различные бедствия, мы можем понимать, что Бог спасает наши души.
Мы с вами можем вспомнить ещё один показательный пример. В первые века христианства к одному священнику на службу пришла очень богатая женщина. Она плакала навзрыд и говорила: «Господи, помоги мне». И священник, сострадая, подошел к ней и спросил: «Что с Вами происходит?» И она сказала: «Нас оставил Бог. Уже много лет ничего бедственного не происходит в нашей семье: у нас богатая многодетная семья. Ни один из наших детей не болеет. Не происходит никаких бедствий. Даже в нашем хозяйстве ни одна курочка не болеет. Всё у нас в порядке. Мы поняли, что нас оставил Бог». Вот так, дорогие братья и сестры, первые христиане понимали, что, если у человека всё хорошо, значит он стал на путь погибели, значит Бог уже больше не воспитывает его. И поэтому, дорогие братья и сестры, мы сейчас находимся в бедственном положении, наша Россия терпит страшные огненные искушения войны, но это спасёт нас от геенны огненной. Бог воспитывает нас, Бог хочет спасения нашей души, и поэтому через эти страдания мы будем очищаться.
Россия окрепнет через покаяние, если мы только придём к Храму, если мы принесём исповедование, как принёс исповедование - вот этот старец, который подвизался в пустыне, но перед смертью покаялся, терпя страшное нападение диких зверей.
И сейчас нападают дикие звери, и сейчас нападают бесы и искушают нас, но в очередных искушениях мы станем чище.
Поэтому в этот день воспоминания о богаче и Лазаре пусть каждый из нас не думает ни о богатстве, ни о бедности, потому что всё это относительно. Пусть каждый из нас постарается посмотреть на нашу жизнь глазами не этого мира, а глазами Божьими. Пусть каждый из нас глянет на то, что происходит вокруг нас глазами небес. Тогда всё встанет на свои места. Мы поймём, что Бог спасает наши души через скорби.
Пусть каждый из нас не боится больше скорбей, но благодарит Бога за скорби. Как через эти скорби спаслись многие и многие Святые, так и мы тоже вступим в это горнило испытаний и очистимся, и станем светлее золота и серебра. Аминь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!


05.11.2022 г.