Эксперимент

Василий Селиванов Другой
- А здесь, товарищи студенты, у нас располагается лаборатория по исследованиям в области микробиологии…
Молодые люди, ведомые куратором, один за другим протиснулись сквозь узкий коридорчик и оказались в просторном помещении. Их встречала научная группа, состоявшая из семи человек - двух профессоров и пяти лаборантов.
- Как видите, наша лаборатория оснащена самым современным оборудованием и содержится в идеальной чистоте! А как бы иначе она могла выдавать настолько потрясающие результаты, один за другим? Но главное - то, что наши учёные каждый раз ставят перед собой великую цель, и даже в случае успеха никогда не останавливаются на достигнутом!
- Зачем вы каждый раз устраиваете этот спектакль, коллега? - Сдержанно улыбнулся профессор, стоявший впереди, - Лишь малая часть из тех, кого вы сюда приводите, захочет работать в нашей организации. И ещё меньше удержатся в ней.
- Как это - зачем?! - Куратор выглядел искренне возмущённым, - Во-первых - это чистая правда! А во вторых…
Он обернулся, окинул взглядом группу будущих молодых специалистов и едва заметно подмигнул.
- Я хочу, чтобы эти оболтусы понимали, насколько им повезло оказаться здесь, и какой уникальный шанс им выпал!
Среди студентов прокатился смешок. Куратор довольно улыбнулся и снова обратил внимание на учёных.
- А расскажите нам, пожалуйста, над чем вы работаете и какие эксперименты проводятся прямо сейчас. Думаю, это будет крайне интересно и познавательно.
- Несомненно, - Кивнул профессор, - Прошу следовать за мной.
Лаборатория состояла из нескольких комнат, расположенных на разных уровнях. Группа неторопливо перемещалась между столами и стендами. Профессор вкраце рассказывал о том, для чего они нужны и отвечал на возникшие вопросы.
- Каждому нашему проекту мы даём имя, которое соответствует его сути. Вот здесь, например, идут работы по созданию универсального антибиотика. Насколько это возможно, конечно. Потому проект носит название - «Парацельс». Здесь мы тестируем различные сочетания препаратов для более эффективного проведения химиотерапии при онкологических заболеваниях. Как вы думаете, какое название носит этот проект?
Среди студентов возникло смятение, однако профессор был терпелив. Через минуту одна из студенток подняла руку.
- Я думаю, это как-то связано с именами Луиса Гудмана и Альфреда Гилмена. Именно они первыми обнаружили, что определённые… Отравляющие вещества могут облегчить состояние при лимфоме.
- Совершенно верно, юная леди!
Последний экспериментальный стенд выглядел странно. Это была труба, закрученная в виток восходящей спирали, примерно тридцати сантиметров в диаметре и около трёх метров в поперечнике.
- А здесь мы проводим крайне интересное исследование. Оно называется… «Путь».
На последнем слове голос профессора едва заметно дрогнул. Он деликатно кашлянул и продолжил.
- Наукой доказано, что простейшие организмы являются идеальными прокладчиками пути. В поисках питательных веществ они способны найти кратчайший путь через любой лабиринт, причём довольно быстро. В своё время было проведено много успешных экспериментов в данной области. И теперь мы решили их повторить… Немного усложнив задачу.
Профессор повернулся к студентам. Его глаза загадочно заблестели.
- Наша труба состоит из восьмидесяти восьми сегментов, каждый из которых - сложный трёхмерный лабиринт. В самом начале расположен инкубатор с питательной средой, в которую мы заселили колонию амёб, ровно одну тысячу. Каждый день они удваивают свою численность, и каждый день мы отправляем половину из них в этот самый «путь».
- Путь тяжёлый и страдный, полный опасностей и искушений! - хихикнул куратор.
- Можно и так сказать, - со сдержанной улыбкой ответил профессор.
- Разрешите задать вопрос? - поднял руку молодой человек, стоявший в первом ряду, - Вы говорили, что усложнили задачу, но я не вижу здесь ничего сложного. Рано или поздно амёбы пройдут все пути всех лабиринтов, сколько бы их ни было.
- Несомненно. Но есть несколько нюансов.
Профессор посмотрел на часы.
- Без минуты три. Сейчас вы сами всё увидите.
Раздался лёгкий щелчок и труба еле слышно загудела.
- Это включились ультрафиолетовые лампы. С определённой периодичностью, они дезинфицируют весь объём всех лабиринтов.
- Подождите! - возмутился студент, - Но тогда ваш «путь» пройти совершенно невозможно!
- Ну что вы, тогда наш эксперимент не имел бы смысла! В конце каждого сегмента есть небольшая экранированная ёмкость с питательным раствором. Если амёба успеет туда добраться за отведённое время, то у неё будут все шансы совершить цикл деления, а на следующий день двинуться дальше.
Вскоре раздался новый щелчок и гудение стихло.
- А теперь те, кому удалось пройти своё испытание, и те, кто только начинает свой путь, могут двинуться вперёд…
Профессор пробежал глазами по лицам студентов. На большинстве из них читалось недоумение. Впрочем, он давно к этому привык.
- Согласен, всё это выглядит довольно странно. Но, поверьте, это очень интересный эксперимент. Вы даже не представляете, насколько…
- А какой шанс у амёбы добраться до… Спасительной ванночки? - робко спросила девушка, ранее ответившая на его вопрос.
Профессор грустно улыбнулся.
- К сожалению, я не могу вам ответить. Понимаете, каждый лабиринт уникален и создавался с помощью случайной генерации. К тому же, поведение живых существ не всегда можно предсказать. Иногда справляется половина испытуемых, иногда всего несколько, иногда - никто. Порою те, кому удалось добраться до спасительного островка, принимают решение остаться на нём, а то и вовсе начинают двигаться в обратном направлении.
- А расскажите подробнее про алгоритм генерации лабиринтов, - Снова спросил тот же самый студент, доставая тетрадь, - Меня очень интересует данная тема…
После завершения экскурсии куратор вернулся в лабораторию. Весь его задор куда-то улетучился.
- Полагаю, у нас есть два кандидата. Больше, чем обычно.
- Не люблю прогнозы. Они имеют свойство не сбываться.
Куратор понимающе кивнул и покосился на трубу.
- А как дела у наших подопечных? Есть прогресс?
- Сегодня одной малышке удалось добраться до пятидесятого сегмента и оставить потомство. Сейчас они вдвоём штурмуют пятьдесят первый…
- А ты не передумал? По теории вероятности…
- Вся теория вероятности, - профессор скрипнул зубами, - отправилась коту под хвост на десятый день эксперимента! Потому что здесь - не теория, а настоящая жизнь!
Куратор понимающе кивнул и положил руку ему на плечо. В его взгляде загорелась надежда.
- Я верю, что у них всё получится.
- Я тоже…