Георгий Нисский. Энергия пейзажа

Галина Ганеева
Георгий Григорьевич Нисский (21  января 1903— 18 июня 1987)  — советский живописец, пейзажист, один из основателей так называемого «сурового стиля».  Сам он  был человеком в высшей степени организованным, очень спортивным – увлекался волейболом,  акробатикой и  парусным спортом,  летал на аэропланах,  был, что называется,  настоящим «морским волком»,  ходил на быстроходных катерах,   а в 1944 году  в Горьком,  на  Пятой Поволжской парусной регате,  команда яхты «Ветер», где Нисский был матросом, стала чемпионом.
Столь же динамичны   его живопись и графика: с чёткой линией и геометрическими формами, «суровость» которых вовсе не нарушает поэзии пейзажа, а сообщает   дополнительную энергию бодрости, лаконизма и подвижности. Понятно, что огромная экспрессия содержится и в особой, очень яркой, живописной палитре художника. Цветовая гамма небес у него всегда, даже ночью,  буквально полыхает пламенем. Недаром же работы художника  долгие годы украшали обложки детского журнала «Мурзилка». Да и молодёжь его очень любила, обращаясь к нему  ласково:  «Дядя Жора». Современники вспоминают, что   был он огромного обаяния, этот дядя Жора…  « Я хочу, чтобы всё, что я сегодня пишу и над чем учусь, –  все пейзажи, все моря, были бы только фоном, на котором главным персонажем встанет наш действенный человек с его большими чувствами и лирикой».

Художник родился в семье фельдшера в  Гомельском  уезде  на небольшой станции Новобелица. И железная дорога так и осталась одним  из любимых объектов его творчества.  Как бы ни оплёвывали советскую власть, но такие художники, как Нисский, благодаря ей и формировались. Да, он был народным художником  РСФСР (1965), лауреатом  Сталинской премии третьей степени (1951), действительным  членом  АХ СССР (1958).  Получил прекрасное образование. Его педагогом был Роберт Фальк, а позже  на него оказала  мощное воздействие школа советских станковистов во главе с Александром Дейнекой. 

Но Нисский своего лица и стиля не нивелировал – он остался прекрасным и узнаваемым.  Горизонт, необозримые  дали, бесконечную воздушную перспективу он воспринял от   русской пейзажной живописи, но  авиалайнеры,  ленты  автострад и железнодорожных путей  стали  его визитной карточкой.
В 1964 году он напишет картину «Над снегами», а спустя 50 лет  на аукционе Sotheby’s  полотно достигнет  рекорда  за всю историю советской реалистической живописи.

Когда начинается февраль, я вспоминаю его дивное полотно «Февраль. Подмосковье, 1957» –   динамичное, исполненное  нежной и строгой   экспрессии.