Георгий Григорьевич Нисский (21 января 1903— 18 июня 1987) — советский живописец, пейзажист, один из основателей так называемого «сурового стиля». Сам он был человеком в высшей степени организованным, очень спортивным – увлекался волейболом, акробатикой и парусным спортом, летал на аэропланах, был, что называется, настоящим «морским волком», ходил на быстроходных катерах, а в 1944 году в Горьком, на Пятой Поволжской парусной регате, команда яхты «Ветер», где Нисский был матросом, стала чемпионом.
Столь же динамичны его живопись и графика: с чёткой линией и геометрическими формами, «суровость» которых вовсе не нарушает поэзии пейзажа, а сообщает дополнительную энергию бодрости, лаконизма и подвижности. Понятно, что огромная экспрессия содержится и в особой, очень яркой, живописной палитре художника. Цветовая гамма небес у него всегда, даже ночью, буквально полыхает пламенем. Недаром же работы художника долгие годы украшали обложки детского журнала «Мурзилка». Да и молодёжь его очень любила, обращаясь к нему ласково: «Дядя Жора». Современники вспоминают, что был он огромного обаяния, этот дядя Жора… « Я хочу, чтобы всё, что я сегодня пишу и над чем учусь, – все пейзажи, все моря, были бы только фоном, на котором главным персонажем встанет наш действенный человек с его большими чувствами и лирикой».
Художник родился в семье фельдшера в Гомельском уезде на небольшой станции Новобелица. И железная дорога так и осталась одним из любимых объектов его творчества. Как бы ни оплёвывали советскую власть, но такие художники, как Нисский, благодаря ей и формировались. Да, он был народным художником РСФСР (1965), лауреатом Сталинской премии третьей степени (1951), действительным членом АХ СССР (1958). Получил прекрасное образование. Его педагогом был Роберт Фальк, а позже на него оказала мощное воздействие школа советских станковистов во главе с Александром Дейнекой.
Но Нисский своего лица и стиля не нивелировал – он остался прекрасным и узнаваемым. Горизонт, необозримые дали, бесконечную воздушную перспективу он воспринял от русской пейзажной живописи, но авиалайнеры, ленты автострад и железнодорожных путей стали его визитной карточкой.
В 1964 году он напишет картину «Над снегами», а спустя 50 лет на аукционе Sotheby’s полотно достигнет рекорда за всю историю советской реалистической живописи.
Когда начинается февраль, я вспоминаю его дивное полотно «Февраль. Подмосковье, 1957» – динамичное, исполненное нежной и строгой экспрессии.